Главные вкладки
Статья «Финансовая грамотность дошкольников»
статья по основам финансовой грамотности
Тема: «Финансовая грамотность дошкольников»
МОУ ИРМО «Дзержинская НШД»
Выполнила: воспитатель Романова Анастасия Павловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Финансовая грамотность дошкольников»
МОУ ИРМО «Дзержинская НШД»
Выполнила: воспитатель Романова Анастасия Павловна
В настоящее время, в условиях растущего использования финансовых услуг и появления, сложных и трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения актуальны как для России, так и для большинства стран мира. Это связано со стремительным развитием современного мира, что, в свою очередь, делает проблему разработки национальных стратегий повышения финансовой грамотности более актуальной. Центральный задачей становится обеспечение качества начальной финансовой грамотности с дошкольного возраста, а также формирование основ финансово грамотного поведения как единства финансовых знаний, установок, стандартов и навыков, необходимых для принятия успешных финансовых решений во взрослом возрасте и, наконец, для достижения финансового благополучия. Сложность этой задачи обусловлена особенностями дошкольного образования, возрастными особенностями дошкольников, которые делают свои первые шаги в сложном мире финансово-экономических отношений.
Финансовая грамотность детей как основа экономического образования рассматривается как одна из передовых проблем современного образования. Современный социальный дискурс требует воспитывать ребенка как субъекта экономической социализации и образования. В обществе четко прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: финансовые выгоды становятся существенно важными для человека, иногда в ущерб моральным ценностям [1].
В связи с этим важность финансовой грамотности детей определяется многими факторами, среди которых следует отметить:
- социально-экономический кризис социальной формации, вмешивающийся в финансовые отношения подрастающего поколения [2].
- общественная дифференциация населения с высокой и низкой заработной платой;
- значительные изменения в образовании: положительные (вариативность детских садов, новейшие технологические процессы в подготовке педагогов) и отрицательные (рост цен на дополнительные образовательные услуги);
- расслоение детского общества (по материальным, образовательным и другим показателям), утрата ценностных ориентаций, моральный вакуум;
- ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанных с реализацией материальных и духовных потребностей [3].
Российские исследователи (Л.Н. Галкина, С.А. Козлова, Е.А. Курак, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева и др.), а также зарубежные ученые (Д. Перл, Д. Галфрей, Н. Беверли и др.), изучающие проблему раннего вовлечения детей в экономику, выявили необходимость выработки нового, современного стиля детского мышления, отвечающего требованиям времени. Если до этого экономические проблемы искусственно отодвигались от ребенка, то современные жизненные реалии настоятельно требуют развития детских представлений об основах торговли, экономических и финансовых аспектах.
Исследование, проведенное А.Д. Шатова подчеркивает ускоряющиеся темпы экономической социализации современных детей: они не только знают, но и могут соотносить экономические понятия с соответствующими жизненными ситуациями [4]. В любом векторе воспитания и развития ребенка семья играет очень важную роль. Как следует из многочисленных исследовательских работ, детский сад или школа могут полностью удовлетворить потребности семьи, когда это открытая система, а родители являются субъектами взаимодействия с профессиональным персоналом [5].
Семья как партнер и активный участник образовательной среды резко меняет взаимодействие между педагогами и родителями и выдвигает необходимость разработки системы мер педагогической поддержки позитивного воспитания [6]. Финансовая грамотность и экономическое образование детей - это довольно новое направление в развитии детей, которое еще не выделено в отдельное образовательное направление. Только отдельные задачи экономического образования решаются в контексте образовательной программы. Соответственно, взаимодействие с родителями в этом вопросе также не налажено, что послужило возможностью провести работу в этом направлении.
Экономическое воспитание дошкольников - это процесс включения детей в социально-экономические отношения, присущие современному дискурсу, воспитание мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и моральным основам общества. Л.Н. Галкина считает, что основными задачами экономического воспитания детей являются развитие экономических навыков и рациональной организации труда, знание законов экономики и организации производства, воспитание нравственных и экономических качеств личности, развитие разумных экономических потребностей [7].
Процесс развития финансовой грамотности и экономического образования детей неразрывно связан с нравственным и трудовым воспитанием и является важной составляющей воспитательной работы. При анализе научно-педагогических исследований, связанных с экономическим воспитанием детей, следует обратить внимание на то, что семья играет большую роль в экономическом воспитании детей, ребенок получает социальный опыт при столкновении с понятиями «деньги», «дорого», «дешево», «зарплата», «семейный бюджет».
Вот несколько способов, которыми родители могут начать прививать привычки финансовой грамотности:
1. Различайте желания и потребности.
Научите детей понимать разницу между тем, что им «нужно», по сравнению с тем, что они «хотят», поскольку это поможет им сделать оценочные суждения о своих расходах в будущем. Знание того, когда не тратить деньги, является важным аспектом управления своими финансами.
2. Дайте им возможность зарабатывать и тратить.
Дайте детям возможность по дому закончить работу по дому и «заработать» карманные деньги, а также создайте для них возможности потратить свое с трудом заработанное пособие. Позволяя детям зарабатывать деньги, они получают возможность научиться их использовать. Когда вы предлагаете карманные деньги в обмен на домашние дела, они также узнают ценность своей тяжелой работы.
3. Постепенно вводить темы финансовой грамотности.
Одна ошибка, которую часто совершают родители, - это попытка научить своих детей всему, что нужно знать о финансах, за один раз. Финансовое образование обширно и охватывает множество различных тем; поэтому важно медленно знакомить детей с этими темами, чтобы они полностью понимали каждую из них, прежде чем двигаться дальше. Введение всех концепций в один урок может ошеломить детей, и часто они не будут помнить многое из того, что обсуждалось.
4. Продемонстрируйте важность сбережений.
Продемонстрируйте важность экономии для детей, заставляя их копить часть своих сбережений каждый месяц, чтобы купить то, что они хотят. Научите их ценности бережливости и опасности импульсивных расходов, а также укрепите тот факт, что любой долг - плохая идея. Это поможет им понять последствия использования кредитных карт и легких денег.
5. Научите их отслеживать свои расходы.
Подчеркните важность отслеживания своих расходов, и если дети будут вести ежемесячный отчет о том, где они тратят свои деньги, сведение их в таблицу в конце месяца, несомненно, станет для них открытием. Важнейшая часть того, чтобы лучше экономить, включает в себя знание того, куда идут ваши деньги.
В дополнение к этим нескольким методам родители также должны стараться быть открытыми в отношении своих финансовых решений и должны поднимать их во время обычных дискуссий со своими детьми.
Итак, экономическое воспитание детей следует понимать как организованную педагогическую деятельность, которая направлена на формирование экономического отношения к материальным и духовным ценностям, развитие элементарных экономических идей, знаний, понятий, способствующих развитию нравственных и экономических качеств личности. Финансовая грамотность - это результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, навыков и моделей поведения, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения финансового благополучия.
Список литературы
1. Бичева И. Б., Николаева Л. Ю., Степаненкова А. В. (2019). Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования, 64-4, с. 24-27.
2. Кутепов М.М, Ваганова О.И, Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-1.
3. Аношина Л. М. (2003). Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомство с новыми профессиями. Детский сад от А до Я, 4, стр. 103-106.
4. Шатова, А. Д. (2018). Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы. Дошкольное образование, 2, с. 22-26.
5. Козырева О. А. (2020). Педагогическое моделирование в деятельности учителя. Научно-педагогический работник. Вестник Мининского университета, 8 (2), 1-19.
6. Кнышова Л. В., Меньшиков О. И., Попова Т. Л. (1996). Экономика для детей, или как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс.
7. Сасова И. А. (2019). Как изучать экономику для детей дошкольного возраста? Детский сад от А до Я, 1, стр. 12-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)
Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...