Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое убыток? Как его избежать?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Сафиюлина Татьяна Викторовна

Формировать у детей модель ответственного финансового поведения и основ финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Что такое убытки? Как их избежать?»

Цель: Формировать у детей модель ответственного финансового поведения и основ финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первичные экономические понятия: «УБЫТОК», «доход», «товар», «качество», «монеты», «купюры».

Развивающие:

Развивать экономическое мышление, память, внимание, упражнять детей в математических расчетах.

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности.

Форма занятия: комбинированная (сказка, эксперимент)

Связь данного занятия с задачами: у обучающихся идёт закрепление понятий «Монеты», «Купюры». Для дальнейшего применения данных представлений в обычной жизни предусмотрено использование дидактической игры, обсуждение литературных произведений.

Методы обучения: Игровой, проблемный, эксперимент.

Материалы и оборудование:

Инвентарь для проведения опытов, кошелек, крупа, дидактическая игра «Хорошо-плохо».

Ход:

Приветствие: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, нам в детский сад пришло сообщение. Хотите узнать от кого?

Я Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Я по полю пошла,

И денежку нашла.

После того, как я нашла денежку, вдруг задумалась о том, что кто-то же эту денежку потерял?! Теперь переживаю, как бы и мне когда-нибудь не потерять свои денежки. Прошу вас, ребята, расскажите, как избежать УБЫТКА?

- Ну, что, ребята, поможем Мухе – Цокатухе?

Ответы детей.

Воспитатель: - А сделать мы это сможем, если разберемся – что значит УБЫТОК?

Я приглашаю вас пройти в нашу мини лабораторию.

1 этап: (банка, крупа, поднос) картинка КОШЕЛЕК в конверт.

Перед вами банка, заполненная крупой – это наш доход. Если мы высыпем из нее часть крупы, значит понесем УБЫТОК, ведь крупы в банке убудет – станет меньше. Значит, потеряв мы понесем УБЫТОК. Так же и с деньгами.

Воспитатель: - Ребята, а зачем нужны деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно ребята. А какими бывают деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: - Деньги бывают наличными, бумажными – купюры или банкноты, металлическими – монеты. А также деньги могут быть безналичными электронными – лежать на банковских картах.

- Так, как все известные нам герои, проживающие в сказочной стране, владели наличными средствами, то и исследовать сегодня будем наличные деньги.

Воспитатель: - Ребята, а какие деньги удобнее – бумажные или металлические? Давайте проверим? Для этого перейдем к другому столу нашей мини лаборатории.

Эксперимент: (бумажные купюры, монеты, емкость с водой, кошелек, ориентир – карточка по св-вам (две колонки – одна на купюры, вторая на монеты), смайлики)

Воспитатель: - Ребята, давайте проведем несколько экспериментов для того, чтобы проверить какие деньги удобнее – бумажные или металлические? А в карточке на доске мы будем смайликами отмечать те деньги, которые покажут себя надежнее в хранении и удобнее в использовании.

Воспитатель: Перед вами бумага (которая послужит нам вместо бумажных купюр) и монеты. Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло?

Ответы детей: бумага помялась, монета не помялась.

Воспитатель: Теперь давайте попробуем порвать.

Ответы детей: бумага рвется; монета нет.

Воспитатель: Иногда случаются ситуации, в которых деньги могут намокнуть. А теперь опустим наши денежки в емкость с водой.  Что произошло с деньгами?

Ответы детей: бумага промокла, монета нет.

Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее - монета или купюра? Проверим это опытным путем. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

- А теперь подуем на монету, потом на купюру. Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой?

Ответы детей: Купюру сдули, потому, что она легче. Монетка осталась на ладошке, потому, что она тяжелее.

Воспитатель: - Ребята, давайте сложим монеты и купюры в кошелек. Я случайно перевернула незакрытый кошелек. Что произошло с монетой? Что с купюрой?

Ответы детей: монета выпала, а купюра нет.

- Из неплотно закрытого кошелька монета выпадет, так, как она меньше и тяжелее, чем бумажная купюра.

Вывод: По одним свойствам монеты оказались удобнее и надежнее, а по другим - купюры. Для того, чтобы не потерять и не испортить деньги, а значит не понести УБЫТОК!,  деньги нужно хранить в надежном кошельке, быть с ними внимательными и осторожными.

Воспитатель: - Нам опять пришло сообщение от Мухи – Цокатухи. Я предлагаю вернуться за столы и посмотреть его.

Муха: - Ребята, я хочу поделиться с вами радостью: Я пошла на базар, и купила самовар. Очень нужная в хозяйстве вещь! У меня часто собираются друзья, мы пьем чай, поем и танцуем. Вот уж точно – выгодное приобретение. А давайте вместе сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять

(крутим кулачками)

Будем денежки считать

(сжимаем, разжимаем пальцы рук).

Один и два оплатим дом,

(пальцы в кулак, отгибаем мизинец, безымянный)

Дом, в котором мы живем.

Третья монетка – одежду купить,

(отгибаем средний палец)

На четвертую монетку купим поесть и попить

(отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока

(шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька!

(спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

2 этап: (карточка с двумя колонками (одна с изображением купюры, вторая – купюра перечеркнута), карточки (с изображением тележки из супермаркета для колонки с купюрой, с перечеркнутой тележкой для второй колонки), карандаши, точилка).  картинка КАРАНДАШИ в конверт.

Воспитатель: - Ребята, вы говорили, что деньги нам нужны для покупок. Вот и наша Муха – Цокатуха, как хорошая хозяйка, за найденную денежку купила самовар, который послужит долго и ей, и ее друзьям. Покупки бывают разными – что-то можно приобрести с выгодой, а на что-то зря потратить деньги.

Воспитатель: - Для того, чтобы разобраться, что можно купить, а что нельзя у меня есть интересная игра. Предлагаю вам в нее поиграть.

Игра «Что можно, что нельзя купить за деньги».

Описание:

Пример: У меня два карандаша. Какой бы вы купили? Почему?

Ответы детей.

Первый карандаш гладкий, второй с шероховатостями, и даже слегка облезший.

Проведем эксперимент: Я возьму карандаши и точилку, попробую их наточить.

- Первый карандаш легко точится, не крошится стержень, стружка ровная.

- Второй карандаш очень сложно наточить – стержень постоянно ломается, стружка крошится.

Вывод: Так происходит, потому, что качество одного карандаша лучше, чем другого.

Воспитатель: - Как вы думаете, у какого карандаша выше качество – у первого, или у второго?

Ответы детей.

Воспитатель: - Покупка какого карандаша будет выгодной?

Ответы детей.

Воспитатель: - А, как вы думаете, покупку дешевого карандаша плохого качества можем ли мы считать напрасно потраченными средствами?

Вывод: Покупка не качественного товара – потеря денежных средств, а значит – УБЫТОК!

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка.

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью левую, и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку).

4 этап: картинки с экономическими ситуациями на доску, смайлы. Картинка КОПИЛКА в конверт.

Воспитатель:

Воспитатель: - Ребята, у всех дома есть электричество (вода). А знаете ли вы, что за пользование им мы платим деньги. Если пользоваться им бездумно и неэкономно, то деньги, которые мы за него заплатим, будут потрачены зря. А также и к вещам нужно относиться бережно – не рвать, не ломать. Тогда эта вещь прослужит долго, и вам не придется опять тратить деньги на такую же вещь. А это тоже – экономия.

– Бережное отношение к воде, электроэнергии дает возможность сэкономить, а это значит, и доход вашей семьи улучшится. Вы сможете на эти деньги посетить музей, театр, сходить в кино и тд.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо».

Игра «Хорошо-плохо»

Цель: Закрепление представлений у детей о том, что надо беречь энергию, воду.

Материал: картинки с экономическим ситуациями (выключаем свет, горят газовые конфорки, из крана льется вода, закручиваем кран, ходим пешком, покупаем хлеб, едем на такси).

Ход игры: Воспитатель называет экономические ситуации, а ребенок отвечает, хорошо это или плохо (например, выключаем свет – это хорошо или плохо?, из крана течет вода, которую не используют  – это хорошо или плохо? и тд.)

Вывод: Деньги, потраченные зря – УБЫТОК.

5 этап: памятки. Картинка бандит в маске.

Ребята, а мне пришло еще одно сообщение. Опять от Мухи -Цокатухи.

Муха: - Ребята, я только что узнала историю, которая произошла с моим другом - Буратино: Его обманули Лиса Алиса и Кот Базилио – уговорили закопать деньги в землю в стране Дураков. Обещали, что вырастет дерево с кучей золотых червонцев. А сами дождались, когда Буратино уйдет и выкопали его денежки. Как такое могло произойти?

Воспитатель: - Ребята, давайте разберемся: как мы можем назвать Кота с Лисой?

Ответы детей: обманщики.

Воспитатель: - Правильно, Алиса и Базилио оказались обманщиками, мошенниками. Доверился им Буратино и лишился всех своих денег.

- Скажите, ребята, могут ли деньги вырасти на дереве?

Ответы детей.

- Правильно! Деньги нужно зарабатывать. Вырасти на дереве, или посыпаться с неба нам на голову деньги не могут. Мошенники – это те, кто, пользуясь доверием, похищают наши деньги. Не позволяйте себя обмануть. Помните о том, что легких денег не бывает! Наша доверчивость позволяет мошенникам нас обмануть. Это приводит к УБЫТКАМ!

Воспитатель: - Ребята, я хочу подарить вам памятки, в которых указаны все виды мошенничеств. Эти памятки помогут вам и вашим родителям быть бдительными и не попадаться на уловки обманщиков.

- А у нас готов ответ Мухе – Цокатухе, в котором

Вывод:

1. Для того, чтобы не пришлось нести убытки, нужно иметь надежный кошелек, в котором деньги не порвутся и не намокнут. Так же кошелек должен хорошо закрываться, чтобы избежать потери наличных средств.

2. Качественные покупки также позволят избежать убытков.

3. Разумное использование ресурсов (электричество, вода) помогут сэкономить, а значит не придется переплачивать – терять денежные средства.

4. Избежать убытков поможет бдительность при общении с незнакомыми или мало знакомыми людьми, т.к. они могут оказаться мошенниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Невыдуманная история Феечки Копеечки»

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Дети и деньги»

Занятие для подготовительной группы с целью введения культуры обращения с деньгаи для будущей самостоятельной жизни....

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое деньги"

Познакомить детей с деньгами.Какие бывают деньги.С историей их возникновения....

Конспект занятия по финансовой грамотности на тему: «Что такое деньги и как они появились»

Создание условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на Луну за Незнайкой. Финансовое приключение»

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на Луну за Незнайкой. Финансовое приключение»Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой...