Отчёт по реализации проекта по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

Создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по-новому подходить к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_realizatsii_proekta_malenkiy_finansist.docx49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по реализации проекта по

формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»

Подготовила воспитатель: Арсенчук Ирина Сергеевна

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.

«Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2958-р определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.

ФГОС ДО также ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие.

Цель: Формирование 4К-компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством обучения азам финансовой грамотности в игровой деятельности

Задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2. Определить возможность формирования 4К-компетенций в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности в игровой деятельности

3 . Сформировать картотеку игр по финансовой грамотности для формирования 4К-компетенций.

Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):

  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видят красоту человеческого творения;
  • признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
    меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Ожидаемые результаты (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):

  • дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
  • интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
  • знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
  • владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
  • приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи.

Свою работу по теме распределила на 3 этапа:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию основ финансовых знаний в работе с детьми в ДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Используемые формы и методы:

  • Беседы
  • Чтение произведений художественной литературы
  • Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности
  • Просмотр презентаций
  • Дидактические игры
  • Квест-игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Викторины и др.

Работа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста была организована в трех направлениях: совместная деятельность педагога с детьми, специально организованное обучение, самостоятельная деятельность детей.

Составила план работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников группы.

Провела большую предварительную работу. Центр детского развития «Юный финансист» пополнила предметами, отражающими содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

  • информационную (произведения художественной литературы

экономического содержания);

  • занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
  • деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

Мною была созданы: картотека игр для детей по финансовой грамотности, картотека конспектов, консультаций, мастер-классов для педагогов и родителей воспитанников по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, а также методическая разработка «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», которые я регулярно обновляю.

В начале своей работы по этой теме провела диагностику по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце учебного года. Ее результаты представлены в диаграмме.

Уровни знаний основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Первичная диагностика детей в старшей группе показала, что у детей на начало учебного года наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имели низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности. Это объясняется тем, что уделялось недостаточно внимания экономическому воспитанию детей из-за отсутствия необходимой информации по данному вопросу, специального планирования и целенаправленной работы с детьми.

Прохождение курсов повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО», а также разработки тематического планирования, методических материалов, использования инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем, позволили повысить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Мною были проведены серии различных занятий на темы: «Азы финансовой грамотности», «Путешествие в страну Трудолюбия», «Мы - будущие профессионалы», «Собираемся в школу» и многие другие. С родителями воспитанников было проведено анкетирование по необходимости финансового просвещения детей, различные консультации и мастер - классы: «Дидактические игры по финансовой грамотности для детей 5 - 7 лет», «Как обучить детей финансовой грамотности», «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через квест-игру» и т.д. Для педагогов было показаны открытые занятия и квест-игры по формированию основ финансовой грамотности: «Азы финансовой грамотности», «Мы - будущие профессионалы», «Скоро в школу!», а также проведены различные консультации, мастер-классы, выступления на педагогических советах, ресурсных площадках и методических объединениях.

Стараюсь заинтересовать и родителей данной темой. Я привлекла их к пополнению центра «Юный финансист» различными играми и пособиями.

Во время контрольной диагностики мною была оценена эффективность проведенной работы и составлен дальнейший план работы. Я выявила определенную динамику в формировании основ финансовой грамотности у детей. Родители были ознакомлены с результатом диагностики, они отметили целесообразность проведенной работы.

В подготовительной к школе группе работа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста была продолжена.

Уровни знаний основ финансовой грамотности

(старший дошкольный возраст 6 - 7 лет)

Заключительная диагностика свидетельствует о явном прогрессе в формировании знаний детей по финансовой грамотности, но необходимости дальнейшей целенаправленной педагогической работы по формированию основ финансовой грамотности в школе и дома.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по-новому подходить к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Таким образом, при ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки, нравственно – экономические качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду), но и навыки модели «4К».

Перспективы дальнейшего формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы:  Ф...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Проект по формированию финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста                           «Я Финансист&ra...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, интегрированного типа.Место реализации; детский сад, семья. Участники: воспитатели, дети, родители, логопед. Актуальность темы:Сегодня каждый пон...