Проект по финансовой грамотности "Маленький финансист"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Арсенчук Ирина Сергеевна

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности  «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_fingramotnosti.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»

Воспитатель: Арсенчук Ирина Сергеевна

Введение

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

В период 2017 - 2023 годов повышение финансовой грамотности осуществлялось в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р.

«Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2958-р определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель: Формирование 4К-компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством обучения азам финансовой грамотности в игровой деятельности

Задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2. Определить возможность формирования 4К-компетенций в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности в игровой деятельности

3 . Сформировать картотеку игр по финансовой грамотности для формирования 4К-компетенций.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2 года)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Ожидаемые результаты (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):

- дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;

- интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;

- знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;

- владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;

- приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

- проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;

- проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи

  • План мероприятий по финансовой грамоте детей

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Старшая группа

п/п

Месяц

Тема

Задачи

СЕНТЯБРЬ

Диагностика элементарных финансовых знаний у детей старшего дошкольного возраста

1

ОКТЯБРЬ

  1. «Без труда нет жизни на Земле»

Беседы: «Труд - основа жизни»,

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Дать представление о труде, о необходимости его для каждого человека.

Объяснить дошкольникам, что существуют различные профессии, работая по которым человек создаёт различные продукты труда.

2

Занятие «Труд. Заработная плата. Профессии»

Раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Бородино; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду.

3

Рисование «Портрет профессии моих родителей».

Закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру

4

Чтение худ.литературы:

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?»

Познакомить детей с произведениями о профессиях, поразмышлять над тем, кем можно стать, когда вырастешь.

5

НОЯБРЬ

Дид.игры: «Угадай профессию»

Учить детей угадывать профессию, соотносить с ней предметы, необходимые для труда.

6

«Товар - не товар»

Учить детей определять картинкам, является ли этот предмет товаром, услугой или явлением.

7

Отгадывание загадок «Все профессии важны, все профессии нужны»

Учить детей отгадывать загадки про профессии.

8

Чтение пословиц и поговорок на тему «Труд».

Познакомить детей с содержанием пословиц и поговорок на тему «Труд», обсудить их содержание.

ДЕКАБРЬ

2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

9

Обсуждение «Что будет, если люди перестанут работать и трудиться»

На примере произведений обсудить, почему необходимо трудиться и что произойдёт, если лениться.

10

Беседы: «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся», «Как деньги попадают к нам в дом»

Познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

11

Чтение художественной литературы:

«Где живут денежки?», «Как Миша стал бизнесменом», сказка «Трудовые деньги»

Познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы.

12

Игра «Нарисуем деньги для нашей группы»;

Учить детей изображать деньги, развивать воображение.

13

ЯНВАРЬ

Изготовление детьми денег и ценников для товаров

Учить детей изготавливать деньги и ценники для товаров, используя наборы для детского творчества.

14

Настольная игра-пазлы «Деньги»

Познакомить детей с деньгами разных стран, развивать восприятие.

15

Занятие «Что мы знаем о деньгах?»

Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России.

16

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением банков

Рассмотреть с детьми фотографии банков, познакомить с их названиями.

ФЕВРАЛЬ

3. «Покупаем, продаем, обмениваем»

17

С/р и «Сбербанк»

Дать представление о работе сбербанка, познакомить с профессиями сотрудников сбербанка.

18

Исследование «Что человеку необходимо для жизни?»;

Дать представление о условиях и потребностях, необходимых человеку для жизни.

19

Беседа: «Где покупают и продают разные товары?», «Магазин, виды магазинов»

Познакомить детей с разными видами магазинов.

20

Обсуждение «Как складывается стоимость товара?»,

«Что может реклама?»

Дать представление, каким образом складывается стоимость товара.

Дать понятие рекламы, для чего она необходима.

МАРТ

4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

21

Чтение сказки «Как старик корову продавал»

Познакомить с новым произведением художественной литературы, побеседовать по его содержанию.

22

Беседа: «Зачем нужно копить и сберегать?»

Порассуждать с детьми, для чего нужно копить и сберегать.

23

Творческая мастерская по ремонту книг и игрушек

Учить детей бережливому отношению к предметам.

24

Обсуждение «Чем полезна копилка?»

Дать представление о пользе сбережений.

25

АПРЕЛЬ

Создание мини-музея копилок

Организовать выставку копилок.

26

Изготовление копилок детьми совместно с родителями

Привлечь родителей к изготовлению копилок своими руками.

27

Беседы: ”Что такое семейный бюджет? Для чего он нужен?”, “Что такое доходы и расходы?

Дать представление о семейном бюджете, из чего он складывается.

28

Настольная игра “Шаги к успеху”

Сформировать у детей понимание важности процесса планирования, получения и расходования денежных средств.

29

МАЙ

Занятие на тему: «Бюджет семьи».

Дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы).

30

Индивидуальная работа с лэпбуком «Семейный бюджет»

Используя лэпбук, познакомить детей с понятием семейный бюджет, из чего он складывается.

Подготовительная группа

№ п/п

Месяц

Тема

Задачи

1

СЕНТЯБРЬ

«Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег (занятие -- исследование)

  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
  2. Познакомить с историей возникновения денег;
  3. Учить работать с энциклопедиями.

2

Экспериментирование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

  1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;
  2. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3

«Путешествие рубля»

  1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;
  2. Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.

4

Наши потребности

«Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности»

  1. Дать понятие потребности;
  2. Уточнить от чего зависят потребности человека;
  3. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

5

ОКТЯБРЬ

«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)

  1. Повторить понятие «потребности человека»;
  2. Продолжать решать проблемные ситуации;
  3. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.

6

Интерактивное занятие «Как белка училась считать»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;
  2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;
  3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

7

Деловая игра «Юные финансисты»

  1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека;
  2. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

8

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

  1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
  2. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;
  3. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

9

НОЯБРЬ

«Как правильно беречь деньги?»

  1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;
  2. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

10

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

  1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
  2. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;
  3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11

Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

  1. Закрепление понятия «семейный бюджет»;
  2. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

12

Наш город «Все профессии важны»

  1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);
  2. Учить выделять последовательность трудовых действий;
  3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;
  4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

13

ДЕКАБРЬ

Интерактивная игра «Путешествуем по городу»

  1. Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).

14

Наш город «Дом, где живут деньги»

  1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
  2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15

Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню)

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;
  4. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

16

ЯНВАРЬ

«Кто долго спит, тот денег не скопит»

(финансовая грамота в мудрости народной)

  1. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

17

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамота в мудрости народной)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
  2. Давать нравственную оценку поступкам героев.

18

ФЕВРАЛЬ

«Реклама, как она работает»

  1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
  2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;
  3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

19

«Копейка рубль бережет»

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

20

«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)

  1. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;
  2. Формировать понимание единства человека и природы;
  3. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
  4. Формировать у детей потребность в их экономии.

21

МАРТ

«Производители и ресурсы»

  1. Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.

22

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

  1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

23

«Сохранить и приумножить»

  1. Воспитывать бережное отношение к денежным ресурсам семьи.

24

Деловая игра «Финансовая безопасность»

  1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

25

АПРЕЛЬ

«В долг брать легко, да платить тяжело»

  1. Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).

26

«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)

Воспитывать бережное отношение к денежным ресурсам семьи.

27

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности

28

Благотворительность «Творим добро»

  1. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»;
  2. Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.

29

МАЙ

«История о рублике» (просмотр и обсуждение

видео – ролика)

  1. Закрепление материала.

30

Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  • Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  • Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  • Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  • Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  • Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  • Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе  "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...

«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста«Мы маленькие финансисты»...