Проект по финансовой грамотности "Маленький финансист"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fingramotnosti.docx | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по формированию финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»
Воспитатель: Арсенчук Ирина Сергеевна
Введение
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
В период 2017 - 2023 годов повышение финансовой грамотности осуществлялось в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р.
«Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 2958-р определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель: Формирование 4К-компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством обучения азам финансовой грамотности в игровой деятельности
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
2. Определить возможность формирования 4К-компетенций в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности в игровой деятельности
3 . Сформировать картотеку игр по финансовой грамотности для формирования 4К-компетенций.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (2 года)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Ожидаемые результаты (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- видят красоту человеческого творения;
- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемые результаты (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
- дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
- интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
- знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи
- План мероприятий по финансовой грамоте детей
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Старшая группа
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | |
СЕНТЯБРЬ | Диагностика элементарных финансовых знаний у детей старшего дошкольного возраста | |||
1 | ОКТЯБРЬ |
| ||
Беседы: «Труд - основа жизни», «Все работы хороши, выбирай на вкус» | Дать представление о труде, о необходимости его для каждого человека. Объяснить дошкольникам, что существуют различные профессии, работая по которым человек создаёт различные продукты труда. | |||
2 | Занятие «Труд. Заработная плата. Профессии» | Раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Бородино; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду. | ||
3 | Рисование «Портрет профессии моих родителей». | Закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру | ||
4 | Чтение худ.литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?» | Познакомить детей с произведениями о профессиях, поразмышлять над тем, кем можно стать, когда вырастешь. | ||
5 | НОЯБРЬ | Дид.игры: «Угадай профессию» | Учить детей угадывать профессию, соотносить с ней предметы, необходимые для труда. | |
6 | «Товар - не товар» | Учить детей определять картинкам, является ли этот предмет товаром, услугой или явлением. | ||
7 | Отгадывание загадок «Все профессии важны, все профессии нужны» | Учить детей отгадывать загадки про профессии. | ||
8 | Чтение пословиц и поговорок на тему «Труд». | Познакомить детей с содержанием пословиц и поговорок на тему «Труд», обсудить их содержание. | ||
ДЕКАБРЬ | 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» | |||
9 | Обсуждение «Что будет, если люди перестанут работать и трудиться» | На примере произведений обсудить, почему необходимо трудиться и что произойдёт, если лениться. | ||
10 | Беседы: «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся», «Как деньги попадают к нам в дом» | Познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. | ||
11 | Чтение художественной литературы: «Где живут денежки?», «Как Миша стал бизнесменом», сказка «Трудовые деньги» | Познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы. | ||
12 | Игра «Нарисуем деньги для нашей группы»; | Учить детей изображать деньги, развивать воображение. | ||
13 | ЯНВАРЬ | Изготовление детьми денег и ценников для товаров | Учить детей изготавливать деньги и ценники для товаров, используя наборы для детского творчества. | |
14 | Настольная игра-пазлы «Деньги» | Познакомить детей с деньгами разных стран, развивать восприятие. | ||
15 | Занятие «Что мы знаем о деньгах?» | Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России. | ||
16 | Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением банков | Рассмотреть с детьми фотографии банков, познакомить с их названиями. | ||
ФЕВРАЛЬ | 3. «Покупаем, продаем, обмениваем» | |||
17 | С/р и «Сбербанк» | Дать представление о работе сбербанка, познакомить с профессиями сотрудников сбербанка. | ||
18 | Исследование «Что человеку необходимо для жизни?»; | Дать представление о условиях и потребностях, необходимых человеку для жизни. | ||
19 | Беседа: «Где покупают и продают разные товары?», «Магазин, виды магазинов» | Познакомить детей с разными видами магазинов. | ||
20 | Обсуждение «Как складывается стоимость товара?», «Что может реклама?» | Дать представление, каким образом складывается стоимость товара. Дать понятие рекламы, для чего она необходима. | ||
МАРТ | 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||
21 | Чтение сказки «Как старик корову продавал» | Познакомить с новым произведением художественной литературы, побеседовать по его содержанию. | ||
22 | Беседа: «Зачем нужно копить и сберегать?» | Порассуждать с детьми, для чего нужно копить и сберегать. | ||
23 | Творческая мастерская по ремонту книг и игрушек | Учить детей бережливому отношению к предметам. | ||
24 | Обсуждение «Чем полезна копилка?» | Дать представление о пользе сбережений. | ||
25 | АПРЕЛЬ | Создание мини-музея копилок | Организовать выставку копилок. | |
26 | Изготовление копилок детьми совместно с родителями | Привлечь родителей к изготовлению копилок своими руками. | ||
27 | Беседы: ”Что такое семейный бюджет? Для чего он нужен?”, “Что такое доходы и расходы? | Дать представление о семейном бюджете, из чего он складывается. | ||
28 | Настольная игра “Шаги к успеху” | Сформировать у детей понимание важности процесса планирования, получения и расходования денежных средств. | ||
29 | МАЙ | Занятие на тему: «Бюджет семьи». | Дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы). | |
30 | Индивидуальная работа с лэпбуком «Семейный бюджет» | Используя лэпбук, познакомить детей с понятием семейный бюджет, из чего он складывается. |
Подготовительная группа
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи |
1 | СЕНТЯБРЬ | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие -- исследование) |
|
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» |
| |
3 | «Путешествие рубля» |
| |
4 | Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» |
| |
5 | ОКТЯБРЬ | «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) |
|
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» |
| |
7 | Деловая игра «Юные финансисты» |
| |
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» |
| |
9 | НОЯБРЬ | «Как правильно беречь деньги?» |
|
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» |
| |
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
| |
12 | Наш город «Все профессии важны» |
| |
13 | ДЕКАБРЬ | Интерактивная игра «Путешествуем по городу» |
|
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» |
| |
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) |
| |
16 | ЯНВАРЬ | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) |
|
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) |
| |
18 | ФЕВРАЛЬ | «Реклама, как она работает» |
|
19 | «Копейка рубль бережет» |
| |
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) |
| |
21 | МАРТ | «Производители и ресурсы» |
|
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» |
| |
23 | «Сохранить и приумножить» |
| |
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» |
| |
25 | АПРЕЛЬ | «В долг брать легко, да платить тяжело» |
|
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | Воспитывать бережное отношение к денежным ресурсам семьи. | |
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности | |
28 | Благотворительность «Творим добро» |
| |
29 | МАЙ | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) |
|
30 | Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список использованных литературных источников
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"
Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...
Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...
«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста«Мы маленькие финансисты»...