ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-экономической направленности «Гном-эконом»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

социально-экономической направленности

«Гном-эконом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа «Город Калининград»
комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36 города Калининграда

Принята на заседании

педагогического совета

от «»  2023г.

Протокол № 5

УТВЕРЖДАЮ                    

Заведующий МАДОУ д/с № 36                        _________________                 «_____»________________20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

социально-экономической направленности

«Гном-эконом»

возраст обучающихся – 6 – 7  лет

срок освоения программы – 9 месяцев

разработчик:

Кондакова Лариса Николаевна

Педагог дополнительного образования

г. Калининград

2021 г.                                          

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы:

  • экономическое воспитание;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Актуальность программы:

В изменяющихся условиях общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Отличительной особенностью программы является:

Программа  «Гном-эконом» составлена на основе авторской методики Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику».

Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование экономического сознания детей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме

Адресат программы:

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Введение в мир экономики» от 6 до 7 лет.  Это дети, посещающие МАДОУ д/с № 36.

Срок освоения:

На полное освоение программы требуется 9 месяцев, 36 часов. Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу.        

Программа предусматривает следующие  формы работы с детьми; индивидуальные, фронтальные, групповые.

Состав групп: 4 – 10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 6 – 7 лет – 30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность программы :

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей, приобретение доступных знаний об экономике, понимание детьми, какое место экономика занимает в окружающей их действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Цель программы: повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Задачи программы:

Примерное содержание экономических знаний отражено в пяти основных темах: «Моя семья»(семейная экономика), «Мир денег»(деньги, цена), «Мой город»(производство полезных товаров), «Мир товаров»(основы маркетинга), «Моя страна»(ресурсы). В результате освоения данных тем решаются следующие задачи:

  • дети познают азы семейной экономики, узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи;
  • учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми;
  • получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации;
  • учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности – деятельность  осуществляется на восприятии наглядного материала.

Принцип доступности – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному).

Принцип проблемности –  деятельность направлена на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Формы и методы работы с детьми:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • комплексно-тематические занятия;
  • развлечения  и вечера досуга;
  • логические и арифметические задачи, задачи-шутки;
  • чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки)

Планируемые результаты :

  • умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты);
  • познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.).
  • знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере);
  • умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Механизм оценивания образовательных результатов:

Мониторинг осуществляется в сентябре и мае в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности.

Оценка выражается высоким (3 балла), средним (2 балл) и низким (1 балл). Результаты мониторинга могут быть использованы исключительно для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития), а также для оптимизации работы с группой детей.

Формами проведения итогов реализации программы «Гном-эконом» являются:

  • открытые занятия для родителей (законных представителей) по итогам обучения.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Мониторинг

1

1

беседа, наблюдение

2

«В гостях у семьи экономистов»

1

1

выполнение заданий

3

«Доходы семьи экономистов» «Доходы семьи Крокодила Гены»

1

1

выполнение заданий

4

«Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»

1

1

выполнение заданий

5

«Какие бывают расходы»

1

1

выполнение заданий

6

«Путешествие в сказку»

1

1

выполнение заданий

7

«Маленькие покупки»

1

1

выполнение заданий

8

«Интересные покупки»

1

1

выполнение заданий

9

«Домик-копилка»

1

1

выполнение заданий

10

«В гостях у трех поросят»

1

1

выполнение заданий

11

«Рынок»

1

1

выполнение заданий

12

«Интересный обмен»

1

1

выполнение заданий

13

«Где делают настоящие деньги»

1

1

выполнение заданий

14

«Волшебные превращения денежки»

1

1

выполнение заданий

15

«Путешествие денежки»

1

1

выполнение заданий

16

«Из какой книги пришел товар»

1

1

выполнение заданий

17

«Необычное путешествие»

1

1

выполнение заданий

18

«Заводы нашего города»

1

1

выполнение заданий

19

«Магазин «Катюша»»

1

1

выполнение заданий

20

«Народные промыслы Калининградской области»

1

1

выполнение заданий

21

«Путешествие в страну товаров»

1

1

выполнение заданий

22

«Бартер»

1

1

выполнение заданий

23

«Путешествие товаров»

1

1

выполнение заданий

24

«Экскурсия в магазин «Супермаркет»»

1

1

выполнение заданий

25

«Угадай, какая это профессия»

1

1

выполнение заданий

26

«Реклама»

1

1

выполнение заданий

27

«Дом, в котором живут деньги»

1

1

выполнение заданий

28

«Банк»

1

1

выполнение заданий

29

«Кому что нужно для работы»

1

1

выполнение заданий

30

«Кто лучше знает инструменты?»

1

1

выполнение заданий

31

«Ателье «Дюймовочка»»

1

1

выполнение заданий

32

«Мебельная мастерская»

1

1

выполнение заданий

33

«Чего один не сделает-сделаем вместе»

1

1

выполнение заданий

34

«Аукцион»

1

1

выполнение заданий

35

«Детская лотерея»

1

1

выполнение заданий

36

Мониторинг

1

1

беседа, наблюдение

Итого

36

2

34

Содержание программы

Тема

Содержание занятия

1

Мониторинг

Педагогическое исследование

2

«В гостях у семьи экономистов»

Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

3

«Доходы семьи экономистов» «Доходы семьи Крокодила Гены»

Углубить представления детей о доходе, его динамике(увеличение/уменьшение)

Закрепить представления детей о доходах

4

«Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино»

Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие.

5

«Какие бывают расходы»

Показать детям, что бывают обязательные (расходы и необязательные(неосновные).

6

«Путешествие в сказку»

Развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

7

«Маленькие покупки»

Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

8

«Интересные покупки»

Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.

9

«Домик-копилка»

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия сбережения(накопления)

10

«В гостях у трех поросят»

Дать детям представление о денежных сбережениях; развить элементарное умение планировать расходы.

11

«Рынок»

Раскрыть детям понятий прибыль, долг, зависимость между качеством товара и получаемой прибылью при его продаже.

12

«Интересный обмен»

Раскрыть сущность операции натурального обмена- бартера.

13

«Где делают настоящие деньги»

Дать сведения о производстве денежных знаков (купюр и монет)

14

«Волшебные превращения денежки»

Познакомить с валютой как денежной единицей страны(деньгами других стран)

15

«Путешествие денежки»

Дать представления о разнообразии денежных знаков в разных странах

16

«Из какой книги пришел товар»

Дать представление о многообразии товаров, раскрыть процесс их изготовления; развить познавательный интерес

17

«Необычное путешествие»

Углубить представления детей о многообразии товаров; воспитать бережное отношение к вещам.

18

«Заводы нашего города»

Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождение(район) выпускаемая ими продукция, товарный знак.

19

«Магазин «Катюша»»

Развить умение производить операции купли-продажи; уточнить представление о цене товара в магазине.

20

«Народные промыслы Калининградской области»

Познакомить детей с некоторыми видами народных промыслов; вызвать интерес к талантам народных умельцев

21

«Путешествие в страну товаров»

Обратить внимание детей на то, что есть много необходимых товаров и есть товары, украшающие наш быт, рассказать о них, обратив внимание на красоту.

22

«Бартер»

Расширить знание детей о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми.

23

«Путешествие товаров»

Раскрыть детям необходимость обмена продуктами труда между людьми; показать, что человек постоянно нуждается в каких либо товарах. Дать детям первичные представления о взаимообмене товарами между странами, об экспорте и импорте.

24

«Экскурсия в магазин «Супермаркет»»

Показать детям характер труда продавца, рассказать,  для чего нужна эта профессия. Показать разнообразие товаров; развить умение самостоятельно осуществлять процесс купли-продажи, вступать в диалог.

25

«Угадай, какая это профессия»

Уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Расширить представления об особенностях профессий, связанных с работой в рекламном агентстве.

26

«Реклама»

Дать детям возможность практически осуществить процесс создания рекламы; реализовать знания о работе художника-оформителя; воспитывать желание работать также красиво, ловко и быстро, как мастер-художник.

27

«Дом, в котором живут деньги»

Дать первоначальные знания о банке( банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг)

28

«Банк»

Расширить первичные представления детей о некоторых операциях, производимых в банке.

29

«Кому что нужно для работы»

Закрепить знания об орудиях труда повара, шофера, столяра, плотника, художника-оформителя, кассира

30

«Кто лучше знает инструменты?»

Расширить знания детей о разнообразии инструментов; научить рассказывать о них.

31

«Ателье «Дюймовочка»»

Сформировать умение рационально использовать материал; развивать воображение, фантазию.

32

«Мебельная мастерская»

Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека

33

«Чего один не сделает-сделаем вместе»

Показать детям, что совместный труд и использование рациональных его способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время.

34

«Аукцион»

Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара; пробуждать интерес к игре.

35

«Детская лотерея»

Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.

36

Мониторинг

Педагогическое исследование

Итого

36

2

34

Мониторинг уровня развития обучающихся  по  программе «Гном-эконом»:

№ п/п

Имя фамилия

ребенка

Знания о потребностях

Знания о ресурсах

Знания о деньгах и цене

Знания о рекламе

Календарный учебный график:

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – экономической направленности «Гном-эконом»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий в год

36 занятий

6

Количество часов всего

36 часов

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01.09.2021 – 31.05.2022

Организационно-педагогические условия реализации :

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально – экономической направленности «Гном-эконом» обеспечивается за счет:

  • доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы
  • наличия комфортной развивающей образовательной среды
  • наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала
  • применения современных педагогических технологий.

Кадровое обеспечение реализации программы:

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы:

Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в сеть интернет.

Материально-техническое обеспечение:

  • Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • ИГРОТЕКА:  « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»,«Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
  • Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,
  • Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
  • Компьютерное оборудование
  • Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  • Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».
  • Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

 Методическое обеспечение программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гном-эконом», планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

Конституция РФ.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

Литература для педагогов:

  • Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  • Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  • Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  • Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  • Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.
  • Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  • Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  • Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63
  • Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.
  • Шатова, А. Д. Дошкольник… и экономика / А. Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 1.
  • Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.
  • Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...