Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "В поисках клада"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

создание условий для закрепления у детей полученных экономических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для закрепления у детей полученных экономических знаний.
Задачи:
 Образовательные:

  1. Формировать у детей представления о значении денег в жизни человека.
  2. Расширять представления о профессиях, соотносить орудия труда, называя соответствующие профессии;
  3.  Закрепить представления детей  экономических понятий : деньги, семейный бюджет; доход и расход;
  4.  Учить грамотно планировать расходы семейного бюджета.
  5. Продолжать знакомить с понятиями «необходимые» и «желаемые расходы»

Развивающие:

  1. Упражнять в счёте в пределах 10.
  2. Развивать связную речь; умение аргументировать свой выбор. формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать умение договариваться, работать в команде.
  2. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры – понятие того, что не все можно купить за деньги.

Материал и оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор; презентация; карта;  геометрические фигуры – обозначения; конверты с заданиями; магнитные доски 2 штуки; шапочки с изображением профессий и орудий труда, карточки для игры «доходы – расходы, 2 кошелька с 10 монетами, набор картинок с ценниками, рисунки детей «Моя мечта»,  сундучок с сокровищами, золотые монетки;

                                                                         Ход квест - игры

Дети входят под песню «Деньги лепесточки» из мультфильма «Три котёнка».

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте все дружно поздороваемся с ними.

 Ребята, Какое у вас сегодня настроение?

Давайте возьмемся за руки, сделаем круг и передадим друг другу хорошее настроение:

Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).

II. Основная часть.

- Сегодня я бы хотела пригласить вас в необычное путешествие, которое называется – квест.  Ребята, а вы знаете, что такое квест? (ответы детей).

Да ребята, квест – это игра путешествие. Наш квест будет необычный, он будет финансовый, а кто знает, что такое финансы? (ответы детей). Правильно, финансы – деньги. Ну что, начнём наше путешествие? Проверим знания по финансовой грамотности?

- Хорошо, мы отправляемся в путешествие, но не одни. Угадайте с кем:

Узнать не сложно, вот вопрос

Дружит он с Пьеро с Мальвиной,

Кто же это? Буратино!

Воспитатель: Правильно, ребята, это Буратино. Входит Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, помогите мне. Мне сказали, что в этом детском саду самые умные, самые добрые дети. А мне нужна помощь. Ведь я никогда не ходил ни в детский сад, ни в школу, и меня никто не научил ни считать, ни читать. У меня есть карта, только я в ней ничего не понимаю. А на карте нарисовано, где лиса Алиса и кот Базилио спрятали клад, в котором лежат монеты, и я прошу вас помочь его найти.

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Буратино найти его монеты? Давайте рассмотрим карту.  Наша команда будет двигаться по карте в обозначенные пункты. Что бы продолжать движение дальше вам нужно будет правильно выполнять все задания.

- Итак, давайте посмотрим, где здесь начало? Правильно. Это красный квадрат, Посмотрите вокруг себя, где же нам найти красный квадрат? Дети ищут красный квадрат.

- Молодцы, теперь откроем конверт с заданием.

  1. задание: «Отгадай загадки».  
  • И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату)
  • Из какого аппарата выдаётся нам зарплата (банкомат)
  • Мебель, хлеб и огурцы продают нам… (продавцы)
  • Как называется место, где совершаются покупки? (магазин)
  •  Как одним словом называется всё то, что продаётся в магазине? (товар)
  • Будут целыми как в танке сбережения в вашем… (банке).
  • На товаре быть должна обязательно… (цена)
  • Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (доход).

Буратино:  Молодцы! Очень хорошо справились с заданием.

Воспитатель:  Давайте посмотрим на карту, какое следующее задание

Дети: 2.оранжевый круг. «Профессии»

Воспитатель: - Для чего все люди работают? (чтобы зарабатывать деньги).

                        - Для чего нам нужны деньги? 

Дети: для оплаты бытовых услуг; (уточнить, каких именно);

          для оплаты проезда на транспорте;

     для покупки подарков;

    для покупки продуктов питания.

    для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

                   - Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу).

                   - Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет).

      Воспитатель: ребята, хотите поиграть? Послушайте правила. Каждый выбирает себе одну шапочку. Пока играет музыка, вы двигаетесь. Как только музыка остановится, нужно найти свою пару                           

                               Игра  «Соотнеси орудие труда и профессию». (шапочки)

Вопросы к детям:- Почему ты выбрал себе эту пару?(дети объясняют)

                               -Что делает повар? учитель? доктор? пожарный? механик?

                               -Как можно сказать одним словом? (трудятся)

     Буратино: А я знаю такую пословицу о труде -        

                           Труд человека кормит, а лень портит.

А вы, ребята, знаете пословицы о труде?

                             Пословицы о труде

Дети: - Землю солнце красит, а человека труд.

            - Кто не работает, тот не ест.

            - Делу время потехе  час.

            - Скучен день до вечера, когда делать  нечего.

            - Дело мастера боится.

            - Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

3 задание: желтый треугольник « Что такое деньги»( коробка с деньгами)

Воспитатель: Вопросы:

 - Назовите виды денег. ( бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.)

электронные деньги (пластиковые карты

-Какими деньгами пользуются в нашей стране? (рубль, копейка)

     -Как называются деньги других стран (валюта)

- Динамическая пауза

 «Будем денежки считать»

-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец и безымянный,

-Дом, в котором мы живём.

-Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

-На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

-Ну, а пятую пока(шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы).

                                                игра «Что можно купить, а что нельзя?». 

В конце игры Буратино делает вывод, что есть вещи, которые можно купить за деньги и их надо беречь. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, любовь, жизнь, природа, которые важнее вещей и их за деньги не купишь.

Воспитатель:  Молодцы! Справились с этим заданием. Давайте посмотрим на карту, какой следующий у нас сектор.

4 задание голубой прямоугольник: «Доход – расход».

Игра «Доход – расход»

- Папа получил зарплату  – доход

- Брату купили велосипед  – расход

- Мама выиграла приз  – доход

- Сестра потеряла кошелек  – расход

- Заплатили за квартиру  – расход

- Сын получил стипендию – доход

- Купили телевизор  – расход

- Бабушка продала пирожки  – доход

- Брат порвал куртку – расход

- Купили путевку на море  – расход

- Бабушка получила пенсию  – доход

- Родители купили продукты питания в супермаркете  – расход

- Заплатили парикмахеру за стрижку  – расход

- Заплатили за ремонт машины  – расход

- Маме выдали премию на работе  – доход

- Купили лекарства в аптеке  – расход

- Сестре купили новый компьютер  – расход

Буратино: Молодцы. Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?  Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно, экономно).

Дети: Зелёный ромб.5 «Семейный бюджет».  (презентация на доске)

Дети рассказывают, что входит в семейный бюджет.

Ребята, а вы хотите научиться самостоятельно распределять семейный бюджет? Сейчас я вас научу. Воспитатель показывает на доске схематическое изображение (маленький круг в середине большого) и поясняет его содержание.

Маленький круг: все самое необходимое (дом, одежда, еда и т.д) То, что мы хотим ее приобрести расположим за пределы маленького круга.

Дети объясняют, что мы расположим в маленький круг, а что за его пределы (с помощью картинок) и объясняют свой выбор.

- если у нас еще немного осталось денег, мы можем их потратить? Куда? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы стали самостоятельными. Я предлагаю вам побыть немного взрослыми и попробовать распределить свой бюджет. Я даю  команде девочек кошелек с 10 монетами и команде мальчиков. Мы сейчас с вами будем приобретать покупки. Самые необходимые. Вы должны договориться, кто у вас будет распоряжаться деньгами. Кто будет раскладывать на доску картинки, на картинках стоит цена.

(дети выполняют задание и объясняют свой выбор)

6 задание «Моя мечта» (рассматривание стенда с рисунками детей)

Буратино: Ребята, я хочу вам пожелать , чтобы все ваши мечты сбылись, не зависимо есть у вас деньги или нет.

7 задание: золотой круг (шкатулка)

Воспитатель: А чтобы её открыть, надо отгадать загадку:

Маленькая, кругленькая,

Тоненькая, жёлтенькая,

Всему свету миленькая? (Золотая монета).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. Посмотрите, а вот и наш клад! (в сундучке лежат монеты и дипломы). Буратино возвращаем тебе твои деньги.

Буратино благодарит всех за помощь.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:  Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Вы все большие - Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»

В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки) «Гуси-Лебеди»

. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...