Мастер-класс для педагогов «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rmo_finansy.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга» ул.50 лет СССР 13
Кулундинского района Алтайского края
Мастер-класс для педагогов
«Игры по финансовой грамотности
в старшем дошкольном возрасте»
Составила: воспитатель
Мартыновская Т.Н.
с. Кулунда 2024 г.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.
Ход мастер- класса
Дети очень любят отгадывать загадки, с помощью которых, можно знакомить их с финансовыми терминами.
Начнем с вами с разминки «Загадки-добавлялки», а вы вслух и хором можете мне отвечать:
На товаре быть должна обязательно……. ЦЕНА
Коль трудился целый год, будет круглым…… КОШЕЛЁК
Как ребенка нет без мамы, так продажи без …….РЕКЛАМЫ
Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. ВЕСЫ
Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ….. БАНКЕ
Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар- Называются …ТОВАР
И врачу, и акробату выдают за труд …….ЗАРПЛАТУ
Очень вкусная витрина у овощного ……МАГАЗИНА
Молодцы!
Следующая форма, которую можно использовать – пословицы. Пословицы и поговорки — это как маленький рассказ, формулирующий многовековую народную мудрость. Предлагаю Вам по картинке отгадать пословицу.
1. Деньги куры не клюют.
2. Деньги на ветер.
3. Деньги лопатой гребут.
4. Копейка рубль бережет.
5. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.
6. Деньги любят счет.
Предлагаю вам продолжить пословицу…
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой)
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».
(Хвалит)
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Двигатель)
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха)
5.Считай деньги, не отходя от (кассы)
6.Будешь крутиться – будут и денежки (водиться)
7. Денежки – что голуби: где обживутся, там и (поведутся)
8.Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку (можно жить)
Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, об их ценности, об их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательной деятельности.
Практически в любой сказке есть экономическая составляющая.
Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до
потребителя? («Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа) -Сказка «Серебрянное копытце»
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из
драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. (Кот в сапогах)
С помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Игра «Услуги и товары» (картинки из сказок)
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Ход игры: перед вами предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д. Определите где услуга, а где товар.
Услуга – это деятельность, товар – предмет, который можно купить или продать.
Скажите, а кто расставляет товар в магазинах, как называется эта профессия? Конечно это мерчандайзер.
Игра «Мерчандайзер»
Цель: познакомить с профессией мерчандайзер, закрепить на практике.
Ход игры: карточки с надписями «Категория товара» (игрушки, молочные продукты, одежда, овощи - фрукты, можно другие) в центре стоит корзина с перемешанными товарами, играем на скорость. Товар пришел весь перепутанный и нам нужно скорее всё расставить на свои места.
Хорошо поиграли и весь товар расставили на место.
Игра «Путаница»
Цель: закрепление понятия «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры: мы с вами пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
В нашей жизни мы покупаем, что-то дешевле, а что-то дороже.
Игра «Дешевле-дороже»
Ход игры: карточки, с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
Все мы с вами любим ходить по магазинам, а как научиться не тратить лишнее на свои «Хотелки», следующее задание именно об этом.
Игра «Надо» и «хочу»
Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания; закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
Дать представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: двум игрокам предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии и т.д.).
Хорошо справились!
Послушайте цитату из интернета: «За деньги можно купить почти все — кроме теплоты человеческого сердца», о чем автор пытается донести? За деньги все не купишь. И чтобы понять, что можно купить, а что нет, играем в следующую игру.
Игра «Что можно купить за деньги?»
Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.
Ход игры: карточки, можно купить-нельзя купить, нужно разложить правильно все карточки (например радость-нельзя купить, а машину - можно). При этом объясняя свой выбор (можно вызывать по очереди по одному).
Хорошо, справились. А кто из вас знает, за что можно получить деньги?
- Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Игра «Доход - расход»
Цель: закрепить понятия доходы и расходы.
Ход игры: перед вами карточки выберите правильный ответ
Послушайте загадку:
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.
Скажите, а для чего реклама нужна? Ответы педагогов…(прибыль, продажа товара, известность и узнаваемость, желание купить).
Конечно, все правильно. Теперь приглашаю участников. Будем с вами создавать рекламу различной продукции, станем на две минутки маркетологами. Можно сделать наброски и рекламный лозунг, можно нарисовать мини плакат, листовку, проявите свое творчество!
Игра «Реклама»
Цель: закрепить знания о рекламе; эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры: каждому участнику игры дается задание — придумать и нарисовать рекламу своего товара или магазина.
Какие интересные и веселые рекламы получились, у всех сразу возникло желание приобрести ваш товар, молодцы!
Решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста»
Формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами....
Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте. Финансовая грамотности должна закладываться именно в дошкольном возрасте....
Мастер – класс для воспитателей - квест-игра по финансовой грамотности «Деньги любят счёт»
Требования современного общества сделали проблему формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста актуальной.Наблюдая за воспитанниками детского сада, в их речи можно услышать ...
Мастер-класс для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Вовлечение педагогов в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников....
План по самообразованию педагога по финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность...