проект по финансовой грамотности в подготовительной группе
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Нестерова Юлия Юрьевна

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать.

Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом. Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации. Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansovaya_gramotnost.docx524.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе

 «Азы финансовой грамотности»

подготовили воспитатели:

Нестерова Ю.Ю.

Сокольская О.А.

Сухиничи, 2023

Паспорт проекта

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар, зарплата, банк, потребности.
  • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах финансового просвещения детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

ВИД ПРОЕКТА: информационно - творческий.

ТИП ПРОЕКТА:

По числу участников проекта: групповой (23 человека).

По времени проведения: краткосрочный (3 недели : 9 января - 31 января 2020 г.)

Предполагаемый результат.

Для детей:

  • приобретение новых знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как беречь деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

Установление тесного сотрудничества педагогов и родителей для успешного воспитания и развития ребенка.

Основные формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Беседа: «Все профессии важны», «Что такое семейный бюджет», «Мир денег», «Дом, в котором живут деньги», «Доходы», «Зачем нужно работать», «Что такое товар и услуга».

Дидактические игры: «Обязательные и необязательные расходы», «Кто кем работает», «Разложите товар», «Как проверить и посчитать деньги», «Выбери товар», «Что можно купить за деньги», «Какой товар лишний», «Что сколько стоит», «Много - мало».

Сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Семья», «Автобус», «Аптека».

Использование художественной литературы: сказки «Зимовье зверей», «Три поросенка», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок», «Мужик и медведь», «Хаврошечка», С. Михалков «А что у вас», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка Ю. Девятова «Тайна старого кошелька», сказка Е. Сивкова «Храбрая копейка», рассказ Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», сказка А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Формы работы с родителями: анкетирование «Нужна ли в детском саду финансовая грамотность», консультации «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность», организация «Веселой ярмарки».

Итог проекта

Проведение «Веселой ярмарки».

Задачи образовательных областей и их реализация:

ОО «Познавательное развитие»

Знакомить детей с монетами и купюрами, учить различать их.

Расширять представления об элементах экономики (бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, благотворительность).

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения.

Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества, развивать интерес к различным профессиям.

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний

ОО «Речевое развитие»

Совершенствовать речь как средство общения.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение составлять рассказы из личного опыта.

Развивать интерес к художественной литературе.

ОО «Художественное - эстетическое развитие»

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и постановка задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап:

Проведение совместной деятельности: создание развивающей среды, разработка содержания непосредственно образовательной деятельности, сценария праздника.

Заключительный этап

  • Активизация в речи слов по теме
  • анализ полученных результатов
  • проведение мероприятий с детьми

Организационные формы работы над проектом:

Содержание работы

Задачи

ПИД «Знатоки»

Закрепить представление о богатстве рукотворного мира, углублять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека См. Дыбина О.В.стр.83

ФЦКМ «Путешествие в страну Рублика»

Продолжать знакомить детей с экономическими понятиями, воспитывать бережное отношение к деньгам

Развитие речи Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Активизировать в речи детей слова, обозначающие название профессий

ПИД «Какие предметы делают жизнь удобной»

Научить детей определять назначение предметов, делающих жизнь удобной.

См. Дыбина О.В.стр. 46

ФЦКМ «Для чего нужна реклама»

Дать представление о рекламе и ее назначении

ПИД «Что из какого магазина»

Показать детям богатство предметного мира См. Дыбина О.В.стр.78

ФЦКМ «Почему взрослые работают»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода

Развитие речи Н. Носов «Про репку»

Воспитывать трудолюбие, уважение к труду через чтение художественной литературы.

Рисование «Букет цветов»

См. Комарова Т.С. стр. 7О.зад-ние 44

Рисование «Букет в холодных тонах»

См. Комарова Т.С. стр.72 зад- ние 47

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

См. Комарова Т.С. стр.77 зад- ние 55

Результаты проекта:

Дети умеют:

  1. .Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, товар, цена, семейный бюджет и пр.)
  2. .Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  3. .Осознавать, что потребности семьи (и его личные) не должны быть расточительными, и что ребенок, будучи экономным, может уменьшать расходы.
  4. . Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  5. .Понимать, что реклама может помочь, если она правдива или навредить бюджету семьи и здоровью человека
  6. .Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Заключение

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Сценарий совместного мероприятия с родителями «Весёлая ярмарка»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формирование бережного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «цена» и др.

- способствовать созданию положительных эмоциональных отношений детей, родителей, педагогов.

Развивающие:

- развивать коммуникативные способности детей, диалогическую речь.

- развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов для успешного воспитания и развития ребенка.

Воспитательные:

- воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа: знакомство с традицией проведения ярмарок на Руси, убранством избы, разучивание русских народных песен, хороводов, частушек, чтение небылиц, чтение и обсуждение русских народных сказок, рассматривание русских народных костюмов, оформление выставки творческих работ детей.

Ход мероприятия

В группе расставлены столы, за которыми находятся родители (продавцы), на столах домашняя выпечка.

Воспитатели одеты в русские сарафаны.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Издавна Русь Матушка славилась своими ярмарками.

И чего здесь только не было и ложки - поварешки,

И красные сапожки, и сладкие петушки, и яркие кушаки!

И еще, много чего…

Торговцы лавки отпирают

Люд крещеный зазывают.

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда

Как у нас ли тары- бары

Всяки разные товары».

Воспитатель: и сегодня мы вас приглашаем на ярмарку, где родители (мамы, бабушки) будут продавать товары, назначать за них цену, давать сдачу, если потребуется, а дети будут покупателями.

Воспитатель: подходи, честной народ, подходите, не стесняйтесь!

Всех на ярмарку зову! На товары посмотрите!

Ярмарка открывается, торговля начинается!

Родители начинают подзывать детей к себе.

1.Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

2.Эй! народ честной да удачливый

На ярмарку поворачивай

Все ряды с утра позахвачены

Много всякого добра, всякой всячины!

3.Всех гостей, со всех волостей

Приглашаем на ярмарку скорей!

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

4.Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

5.Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Ярмарка открывается!

6.Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват.

7.Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая

Гляньте налево – лавки с товаром!

Гляньте направо – веселье даром.

8.Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте!

9.Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня дружок,

Скушай этот пирожок.

10.Блинчики домашние.

Давай – покупай!

Выбирай – забирай!

Воспитатель: опустели все прилавки,

Не видать товаров в лавке.

Видно ярмарке пора.

Закрываться, господа.

Воспитатель:  вот и солнце закатилось – наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам.

Рады мы всегда гостям!

По окончании ярмарки родители подсчитывают «прибыль», дети показывают товары, на которые им хватило денег.

Совместное чаепитие с гостинцами.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект виртуальной экскурсии в банк

«Дом, в котором живут деньги»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формирование представлений детей о работе банка.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям элементарные представления о работе банка, о его сотрудниках,

- знакомить с новыми профессиями.

Развивающие:

- продолжать совершенствовать диалогическую речь,

- развивать внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа: рассказ педагога об истории возникновения денег, о том. Какие бывают деньги, рассматривание монет и банкнот в альбомах.

Ход экскурсии.

Воспитатель: ребята, давайте мы с вами вспомним, для чего людям нужны деньги? Ответы детей.

Воспитатель: сегодня мы с вами совершим экскурсию в дом, где живут деньги. Вы знаете, как правильно называется этот дом? Ответы детей.

Воспитатель: правильно – это банк. Кто – нибудь был с родителями в банке? Ответы детей.

Воспитатель: расскажите, что там делали ваши родители? Ответы детей.

Воспитатель: ребята, как мы можем узнать, что подошли к зданию банка? Ответы детей.

Воспитатель: правильно, по специально значку. Который есть на здании банка. Так ка самый известный в нашей стране банк называется Сбербанк, то мы посмотрим на его работу. Итак, мы подошли к зданию банка и зашли внутрь, что мы увидим? Ответы детей.

Воспитатель: в фойе нас встречают банкоматы. Для чего они нужны? Ответы детей.

Воспитатель: банкоматы нужны для различных операций с деньгами. Для того чтобы работать с банкоматом, нужна банковская карта (демонстрация карты). С помощью карты, в банкомате можно взять (или как принято говорить, снять) свои деньги. У каждой карточки есть свой пароль и свой код, и чужой человек уже не сможет снять с вашей карты деньги. Также банкоматы можно увидеть в некоторых крупных магазинах, больницах, на почте – там, где людям удобно снимать деньги.

Следуем дальше. Мы заходим в операционный зал, где работают сотрудники разных специальностей. Чтобы совершить какую – либо операцию по карте, нужно взять талончик в специально предназначенном для этого терминале.

После того, как взяли талончик, нужно подождать пока подойдет ваша очередь, и тогда нас пригласят к кассиру – оператору.

Какую работу выполняют кассиры – операторы банка? Ответы детей.

Воспитатель: через кассира можно оплатить коммунальные услуги, также снять деньги с карточки, оформить вклад. Вклад – это своего рода копилка, только деньги находятся не дома, а хранятся в банке определенное время. И когда приходит срок, то люди закрывают вклад в банке, т.е. забирают свои деньги. Когда сбербанк принимает деньги на хранение, то людям выдают сберегательную книжку, в которой написана та сумма денег, которую банк принял на хранение. Также в банке выдают кредиты, вы знаете, что это такое? Ответы детей.

Воспитатель: когда у людей не хватает своих денег, на какую – либо покупку, например: квартиру, машину, мебель, то они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Консультанты помогают людям оформить документы, чтобы получить деньги. А люди потом частями этот долг возвращают.

Воспитатель: посмотрите, в банке есть еще охранники. Как вы думаете, зачем в банке нужны охранники? Ответы детей.

Воспитатель: они охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли?

Воспитатель: вот и подошла к концу наша экскурсия. Скажите, ребята, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось? Ответы детей.

Как называется банк, в котором мы были?

Кто работает в банке?

Какие операции выполняет банкомат?

Зачем в банке охранник?

Зачем нужна сберегательная книжка?

Воспитатель: молодцы, ребята, а теперь возвращаемся в детский сад.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект беседы

«Зачем нужно работать»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формирование уважительного отношения к труду.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания детей о мире профессий;

- формировать интерес к профессиям, представления о социальной роли труда; - показать важность роли труда в жизни человека.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, обогащать словарь.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Ход беседы

Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем человек трудится? Ответы детей. Воспитатель: послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая. Воспитатель: почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной).

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженика и лентяя).

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Ответы детей. Воспитатель: Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

Воспитатель: труд людей стал еще более всеобщим. Например, в создании книги принимают участие лесники, лесорубы, изготовители бумаги, ученые, писатели, художники и т.д. Ребята, вы можете привести еще примеры, где в создании предмета принимают участие много людей разных профессий. Ответы детей.

Воспитатель: все, что нас окружает, создано трудом людей. И поэтом, нужно уважать и беречь труд других людей, бережно относиться к продуктам труда.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект беседы

«Что такое товар и услуга»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: расширение представлений об элементах экономики.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятиями «товар и «услуга»;

-  научить различать эти понятия.

Развивающие:

-  развивать любознательность, расширять кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Ход беседы:

Воспитатель: ребята, назовите профессии, которые вы знаете. Ответы детей.

Воспитатель: ребята, профессий на земле много и все они разные, но кроме всего есть еще одно существенное различие. Люди одних профессий продают товары, а есть люди, которые предоставляют услуги. Как вы думаете, что такое товары и что такое услуги? Ответы детей.

 Воспитатель: Товар - материальные блага, удовлетворяющие потребности людей и предназначенные для продажи.

Услуга - деятельность, результат которой удовлетворяет какие - либо потребности людей.

Товары мы покупаем за деньги, но и услуги мы тоже покупаем. Назовите самые известные услуги, за которые мы платим деньги?

Дети: свет, газ, вода, детский сад, интернет.

Воспитатель: ребята, а какие бывают товары?

Дети: Товары бывают разные: промышленные, продовольственные, сельскохозяйственные, бытовая техника, строительные.

Услуги в отличие от материальных товаров (которые производятся, хранятся на складах, реализуются и, в результате, потребляются), в начале продают, а лишь затем производят и потребляют, причем, происходит это одновременно. Неотделимость услуг предполагает, что услуги нельзя отделить от их источника, вне зависимости от того, кто эту услугу предоставляет. Человек будет считаться частью услуги, если он эту услугу предоставляет.

Например, экскурсия по музею. Услугой будет считаться рассказ экскурсовода. Без присутствия экскурсантов (потребителей услуги), экскурсовод предоставить услугу не может

При неразрывной взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и клиентом может быть различной. Некоторые услуги могут предоставляться без присутствия покупателя (ремонт автомобилей, химическая чистка одежды, ремонт обуви). Другие могут осуществляться с помощью письменных коммуникаций или технических средств (выдача денег через банкоматы). Кроме того, многие услуги неотделимы от того, кто их предоставляет. Например, оказание банковских услуг невозможно без банковских служащих.

Воспитатель: ребята, я вам предлагаю игру «Товары и услуги». Вы будете раскладывать карточки в соответствующую графу таблицы, т. е. та карточка где изображен товар прикладывается в графу «Товары», а карточки с услугами в графу «Услуги».

Дети раскладывают карточки, объясняя свой выбор. За правильный ответ получают фишку.

В конце игры подводят итог.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект ООД

по познавательному развитию

«Путешествие в страну Рублика»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с экономическими понятиями (историей денег, расходованием и экономией денег, о том, что деньги бывают бумажные и металлические);

- дать представления об обязательных и необязательных расходах. Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения, умение работать в команде.

Воспитательные:

- воспитывать дружелюбие.

Словарная работа: деньги (железные, бумажные), монеты, купюры, банковская карта, обязательные и необязательные расходы.

Материалы и оборудование: конверт с письмом от героя Рублика, достопримечательных мест в стране Денег, презентация об истории денег, карточки предметами основных и неосновных расходов, маркеры, касса, мнемосхемы-ценники, товар, корзина для багажа, игровые модули. Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Я очень рада видеть вас! Этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых впечатлений. Сегодня в детский сад пришло письмо от моего друга Рублика. Он приглашает нас в путешествие в страну Денег - Финансов. Хотите отправиться в необычное путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? Ваши предложения. Ответы детей.

- А какой самый быстрый транспорт? Верно!

- А хотите в страну рублика на ракете?

- Предлагаю вам стать конструкторами и построить ракету своими руками из модулей.

- Что необходимо сделать, что бы у нас получилась ракета?

- Правильно, надо соединить все части.

- Из каких фигур вы сделали транспорт? Молодцы вы настоящие конструкторы!

- Транспорт готов, только как мы найдем дорогу в страну Финансов?

- Оказывается, в письме есть карта, давайте посмотрим, сколько интересных мест нас ждет впереди! (Рассматривание карту). Управлять транспортом будем по очереди. Готовы? Полетели! (Музыка).

Воспитатель: Первая станция на карте называется «Историческая». - Рублик приготовил интересный видео фильм о том, как появились деньги.

Показ презентации.

- Итог: Чем рассчитывались люди, когда не было денег?

- Удобно ли это было? Почему?

- Какие бывают деньги? (Бумажные и железные)

- Бумажные деньги называются купюры, а железные монеты.

- Какие деньги удобнее купюры или монеты? Почему?

- Чем расплачиваются в магазине, когда нет денег?

- Как называются деньги в нашей стране?

- Рассмотрите деньги и банковские карты (показать детям настоящие купюры)

- Что делают на деньгах, чтобы их нельзя было подделать?

- Молодцы! Мы с пользой посетили первую станцию и узнали много интересного о деньгах.

Следующая станция «Загадочная»

- На этой станции для нас Рублик приготовил интересное задание - вопросы. Для этого разделимся на две команды. В одной команде будут ребята с желтыми смайликами, а в другой с оранжевыми. Отвечать будем парами.

- Я буду задавать вопрос, а вы, если знаете ответ поднимаете руку. Кто первый поднимет руку, получает право ответа. За каждый правильный ответ команда получает бонус - геометрическую фигуру. Выиграет та команда, у которой бонусов будет больше. Готовы?

Вопросы:

- В каком магазине не купим игрушки, А купим коньки, и ботинки, и клюшки? (в магазине спорттоваров)

- Если заболела Юля, Где мы купим ей пилюли? (в аптеке)

- Кто товары продает - Молоко, сметану, мед? (Продавец)

- Кто товары покупает, Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

- Где на прилавке товары лежат, Все разложенные в ряд? (в магазине)

В каком магазине мы купим продукты - Мясо и рыбу, овощи, фрукты? (в продовольственном)

В каком магазине продают игрушки - Мишек и кукол, заек и хрюшек? (в магазине игрушек)

- Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет (монета)

- Молодцы! Вы быстро и правильно отвечали на вопросы.

- Вы заработали много бонусов. Рублик написал, что бонусы - это сказочные деньги, с которыми мы можем сходить в магазин.

Следующее задание Рублика: разделите ваши бонусы поровну между собой.

Теперь отправляемся за покупками.

Следующая остановка «Супермаркет»

- Обратите внимание, какой необычный магазин. Вы не возражаете, если я буду продавцом, а вы покупателями?

- Как называются все предметы, лежащие на прилавке? (Товар)

-Уважаемые покупатели выберите ценник с товаром, признаки которого соответствуют вашей геометрической фигуре.

- Вспомним, по каким признакам, мы будем сверяться (по цвету, размеру, толщине)

Воспитатель: Какой товар ты выбрал? По каким признакам ты выбрал ценник с товаром?

- Подойдите к кассе и рассчитайтесь за товар. Спасибо за покупку!

-Ребята, сложите покупки в багаж, мы отправляемся дальше.

Станция «Бюджетная»

- На этой станции Рублик предлагает разобраться, как правильно тратить деньги.

- Скажите ребята, откуда в наших семьях берутся деньги? Ответ детей,

- Правильно их зарабатывают родители.

- У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Они где берут деньги?

- На что тратят деньги? (Обобщающие слова: коммунальные расхода, тратят на одежду, еду)

- Что делать если денег на все не хватает?

Дети: Экономить.

Воспитатель: - необходимо правильно распоряжаться деньгами. С начала тратить деньги на обязательные расходы, а потом на то, что хочется. Какие вы знаете обязательные расходы, без которых человек не может прожить.

- Можно прожить без электричества, без воды, еды? А без бус можно обойтись?

-Я предлагаю поиграть в игру «Обязательные и не обязательные расходы»?

Дидактическая игра «Обязательные и не обязательные расходы»

-Ребята, перед вами лежат карточки с товарами. Обведите, пожалуйста, те картинки, которые вы относите к обязательным расходам.

Воспитатель: Расскажите, какие предметы вы отнесли к категории обязательных расходов, почему? Молодцы! На станции «Бюджетной» мы научились рационально, правильно, расходовать деньги.

- Наше путешествие подошло к концу, пора отправляемся обратно в детский сад.

Рефлексия.

- Мы проделали долгий путь. Чем вам запомнилось путешествие в страну Рублика?

Какое задание Рублика было самым интересным? Что нового вы узнали на станциях? Ребята вы молодцы! Мне было очень приятно с вами путешествовать.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект ООД

по познавательному развитию

«Почему взрослые работают»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: развитие представлений о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

-продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.

Развивающие:

- способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

- воспитывать доброе и уважительное отношение к людям разных профессий

Ход ООД

Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности. Назовите профессии, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: все ли вы знаете, кем работают ваши родители?

Дети рассказывают о профессиях мам и пап.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем родители ходят на работу?

Ответы детей.

Воспитатель: Что получают люди за работу?

(Зарплату.)

Воспитатель: Всякая ли работа оплачивается?

(Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.) Воспитатель: Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? Ответы детей.

Физминутка

Мы в профессии играем - шагаем на месте, размахивая руками

 По душе их выбираем.

И мечтаем поскорее - повороты влево, вправо, руки на поясе

Мамы с папой быть взрослее,

Чтоб не просто так мечтать, - руки за голову, прыжки на месте.

А кем быть решить и стать.

Воспитатель размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.

Воспитатель: Ребята, художник нарисовал картины, но перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.

Зачем и как работают взрослые люди

Взрослые люди работают. Много дел нужно делать, поэтому и требуются разные профессии. Людям нужны дома, чтобы в них жить, отдыхать, работать, поэтому есть такие профессии, как архитектор, строитель. Всем необходима одежда, поэтому есть ткачи, швеи, модельеры. Люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели,

журналисты. Чтобы лечить людей, появились врачи. Чтобы люди могли быстро передвигаться, появились летчики, машинисты, водители машин и т. д. Есть такие профессии, которые существуют уже очень-очень давно (хлебороб, пекарь и др.), а есть совсем «молодые» профессии (космонавт, программист). Это очень важно, что взрослые работают. Что было бы, если бы люди не работали? Да они просто не смогли бы жить. Но работать можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески, такие люди радуют своим трудом всех. Но иногда люди работают плохо, лениво, и тогда всем плохо. Например, строитель поленился, плохо сделал в доме крышу, пошел дождь, и вода залила квартиру. Очень обидно. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы. Подумай, что происходит, если люди работают плохо. А если люди работают хорошо? Если человек с детства приучил себя любое дело выполнять добросовестно, то и став взрослым он будет радовать людей своими хорошими делами. О таких говорят: «Мастер своего дела», «У него золотые руки». Очень приятно слышать о себе такие слова. Чтобы хорошо все делать

А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру: «Угадай профессию по движениям».

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами.

Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда.

Воспитатель: Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей.). К чему это может привести?

В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.

- Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу - зарплату.

- Работа бывает самой разной... А какая работа не оплачивается?

- Каждый труд важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект беседы

«Семейный бюджет»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формирование понятия семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

Образовательные:

- расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

- познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).

Развивающие:

- развивать диалогическую речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет. Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей).

Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: чистящее средство.

Воспитатель: т.е. необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: без денег.

Воспитатель: верно, тогда расскажите, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: папа и мама работают.

Воспитатель: да, за то, что люди работают, им платят зарплату, т. К. каждый труд должен оплачиваться.

Физминутка

Руки поднялись у нас – «это раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – «это три»,

Руки в стороны, по шире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Все ребятам тихо сесть – «это шесть».

Воспитатель: ребята, скажите, кем работают ваши родители? Ответы детей.

Воспитатель: еще в семье могут проживать бабушка и дедушка, которые когда были молодыми, тоже работали.  Теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги (пенсию).

Если в семье есть старший ребенок, которые учится в училище или институте, то им тоже выплачиваются деньги (стипендия).

Если сложить всё вместе – зарплату папы и мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата или сестры, то получается доход, который составляет семейный бюджет..

Воспитатель: что же такое семейный бюджет? Ответы детей. 

Воспитатель: за деньги можно купить необходимые вещи или продукты, но важно расходовать их экономно, т.к. они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем купить, например, большой холодильник, а можем несколько порций пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а на сколько хватит пирожного. Ответы детей.

Воспитатель: значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного – товаром кратковременного пользования.

Воспитатель: назовите товары длительного пользования. Ответы детей.

Воспитатель: теперь товары кратковременного пользования. Ответы детей.

Воспитатель: еще необходимо расходовать деньги на услуги: плата за жилье (квартира, вода, газ).

Дети: За детский сад, телефон.

Воспитатель: таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что такое семейный бюджет, из чего он состоит?

Что такое расходы?

Какими они бывают?

Воспитатель: молодцы, ребята.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект беседы

«Потребности человека»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: развитие интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с экономическими понятиями; учить определять, от чего зависят потребности человека.

Развивающие:

- развивать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями.

Воспитательные:

- воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи.

Ход беседы:

Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам волшебную шкатулку. Из неё каждый из вас сможет достать то, что поднимает вам настроение. Только вещи в шкатулке невидимые, поэтому вы должны рассказать нам, что вы достали. (Воспитатель демонстрирует работу шкатулки: Я достаю хорошую музыку, она поднимает мне настроение).

- Ребята, у каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? Ответы детей. Воспитатель: потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Ребята, как вы думаете, какие у вас потребности? Без чего вы не сможете жить? Ответы детей.

Воспитатель: что произойдет, если человек не сможет получить какие-то из нужных ему потребностей? Не будет спать, есть, будет дышать загрязненным воздухом, испытывать недостаток воды или пить загрязненную воду? Ответы детей.

Воспитатель: Все ли люди хотят быть здоровыми? Значит, какие еще потребности человека можем назвать? (Сохранение здоровья, безопасность жизни)

Воспитатель: Что делают люди для безопасности жизни и сохранения здоровья? Ответы детей,

Воспитатель: Ребята, давайте с вами проведем Эксперимент «Молчанка». Вывод: Какую потребность вы испытывали? (Потребность в общении) Человек не может долгое время находиться без общения. Мы все хотим иметь друзей. А какие качества и умения нужны, чтобы было много друзей? Ответы детей,

Воспитатель: Вы в детском саду общаетесь, учитесь дружить, узнаете много нового, интересного. Для чего человеку нужны знания? (Чтобы хорошо учиться в школе, получить хорошую профессию)

Воспитатель: Человек всегда учится чему-то. То есть испытывает потребность в образовании. Где получают образование? Ответы детей, Подумайте и разделите предметы на 2 группы, какие-то предметы можно отнести и в одну, и в другую группы. Объясните, от чего зависят потребности?

Погремушка, соска, ползунки, платье дет, кукла, кубики, робот, кроватка; шляпа, сапоги на каблуке, утюг, стиральная машина, мыло, зубная паста, расческа

Дети: Потребности зависят от возраста.

Воспитатель: Босоножки, юбка, сарафан, платье, бигуди, ножовка, кувалда, дрель, фуражка, настольная лампа, диван, холодильник .

Дети: мальчик или девочка.

Воспитатель: Лыжи, санки, коньки, шуба, варежки, шарф, кепка, сандалии, купальник, надувной круг, солнечные очки, зонт, кофта, джинсы.

Дети: от времени года.

Воспитатель: от чего зависят потребности?

Дети: Потребности зависят от возраста, пола, времени года, профессии. Воспитатель: потребности являются постоянными или они меняются?

Дети: потребности меняются на смену одним приходят другие.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект ООД

по познавательному развитию

«Для чего нужна реклама»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формировать у детей представление о рекламе.

Задачи:

Образовательные:

-  познакомить с понятием «реклама»;

- дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание воображение, творческую активность, любознательность; стимулировать активность детей.

Воспитательные:

- воспитывать элементарные нормы и правила поведения в процессе совместной деятельности.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, много раз слышали слово «реклама» и по радио, и по телевидению. Дети, как вы думаете, что такое реклама, для чего она нужна? Ответы детей.

Воспитатель: Реклама — это когда людям дают информацию о том, какой хороший товар продается, о его пользе, о его необходимости, чтобы покупателям захотелось приобрести данную вещь для себя. Какую рекламу товара вы помните? (Дети вспоминают информацию, полученную по телевидению и радио.)

А теперь послушайте сказку С. Михалкова «Как старик корову продавал» На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. - Хозяин, продашь нам корову свою? - Продам. Я с утра с ней на рынке стою! - Не много ли просишь, старик, за неё? - Да где наживаться! Вернуть бы своё! -Уж больно твоя коровёнка худа! - Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока? - Да мы молока не видали пока. Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал. Один паренёк пожалел старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою. Идёт покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком; - Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова даёт молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

Вопросы по сказке:

Почему у старика так и не получилось продать свою корову?

Кто согласился помочь старику?

Почему у паренька появились покупатели?

У кого бы вы захотели бы купить корову, у старика или паренька?

Почему?

Воспитатель: Вы знаете, кто делает рекламу? Ответы детей.

Воспитатель: Рекламу обычно создают в рекламном агентстве. Там работают художники, дизайнеры, редакторы, корректоры, литераторы, рекламные агенты. Они рисуют необходимую картинку, которая притягивает глаз потенциального покупателя, придумывают текст. Далее придуманную рекламу показывают по телевизору, печатают в газетах, вывешивают на улицах, передают по радио, размещают в Интернете.

Воспитатель: теперь я предлагаю немного поиграть. Мы сегодня с вами будем рекламировать товар.

На столе лежат несколько заранее заготовленных предметов для рекламы (игрушки, которые есть в группе).

Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им составить рекламу (небольшой рассказ из 4-5 предложений, которая бы описывала товар и завлекала покупателей для покупки).

После рассказов воспитатель хвалит детей, по желанию игра повторяется еще раз.

Рефлексия

Скажите, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Что такое реклама?

С какой новой профессией вы сегодня познакомились?

Какие виды рекламы нас окружают?

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект ООД

по речевому развитию

чтение рассказа Н. Носова

«Про репку»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: воспитание трудолюбия, бережливости, уважения к труду через чтение художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова;

Развивающие:

- совершенствовать умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей, бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, вы любите веселые рассказы? Какие вы помните рассказы? Что такое рассказ? Чем рассказ отличается от сказки? Ответы детей.

Воспитатель: сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Н. Носова, который называется «Про репку». Какие рассказы этого автора вы еще помните? Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Ответы детей.

Воспитатель: в них рассказывается о таких же, как вы обычных мальчиках и девочках.

Чтение рассказа «Про репку»

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе, даже не нужно было пальто надевать — совсем как летом. Из-под земли вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем- совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками, такими мягкими, нежными. Очень радостно было смотреть на них! В этот день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме:

— Мама, скоро мы поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через неделю.

— Вот и хорошо,- сказала мама. — Будешь там отдыхать, на даче.

— А я и не устал вовсе,- ответил Павлик. — Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду что-нибудь делать.

— Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек?

Павлик задумался:

— Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород сажать.

— Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку.

На другой день Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал:

— Смотрите, какая у меня лопата есть! Я буду - огород сажать.

Дети окружили его и стали смеяться:

— Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не вырастет.

— Почему не вырастет? Вырастет! — сказал Павлик.

— Нет, не вырастет! Нет, не вырастет!

Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть не заплакал.

— Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка. — Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет большой-пребольшой огород.

— Конечно, вырастет,- сказал Павлик.

Он успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним бабушка, и он сказал:

— Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород?

— Вырастет.

— А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян.

— Я куплю.

— Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем.

— Завтра куплю.

На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит: — Вот твои семена.

И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а в пакете — зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку.

— Что же это за семена? — спросил он.

— Это семена репки.

— Отчего же они такие маленькие?

— Такие уж семена у репки,- сказала бабушка.

— Из каждого зернышка вырастает репка? — спросил Павлик.

— Вырастет.

— Да как же она вырастет, бабушка?

— Так уж и вырастет. Сам увидишь.

Бабушка объяснила Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена.

Павлик слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал показывать ребятам:

— Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка!

— Какая же это репка? — удивились ребята. — Репка большая, а это какой- то мак.

— Нет, не мак,- сказал Павлик. — Это репкины семена, а из них репка вырастает.

— Как же она вырастет?

— Не знаю.

И ребята перестали поливать огород. Павлик думал:

«Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!..»

Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.

— Вот тебе и выросла репка! — говорили ребята. — Даром только трудились.

Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами, собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе кормушку для птиц. Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили птичек, которые прилетали из леса.

Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.

— Ну вот,- сказал он,- уже наш огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными рядами будто ее кто-то нарочно посадил.

— Да это ведь наша репа растет! — закричал Павлик. Прибежали ребята.

— А может быть, это и не репка? — сказали они.

— Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик. — Раз бабушка сказала — репа, значит, и будет репка.

Ребята снова стали поливать огород. Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город.

— Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге Николаевне и спросил:

— А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить?

— Приедут другие дети, из другого детского сада.

— А! Ну, тогда хорошо. Пусть они себе мою репку возьмут, когда вырастет.

Ребята уехали. Стало тихо на даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали, будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору, заглядывали во все уголки.

— Глядите, огород! — закричал кто-то.

Отовсюду сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала самая старшая девочка, Зина.

— Зачем же вы топчете огород? — закричала она.- Как вам не стыдно! Кто- то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно!

Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку.

Наступило жаркое время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них опустились книзу и начали даже желтеть. Однажды Зина шла мимо грядки.

— Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они совсем засохнут.

Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку.

Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто со стаканом.

Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали грядку из лейки.

Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки больших желтых репок.

— Чья же это репка? — спрашивали ребята. — Кто ее посадил?

— Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого детского сада,- сказала Зина.

Перед отъездом с дачи ребята решили убрать огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку. Куча получилась порядочная. — Большой урожай получился! — радовались ребята.

Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что теперь делать с ней.

Вот и осень пришла.

— Надевай-ка пальто и калоши, на дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в детский сад.

Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли. Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев нападало! Прямо как по ковру идешь.

В этот день Ольга Николаевна занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а Ольга Николаевна ставила всем отметки.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами был написан адрес детского сада.

— Вам посылка,- сказал почтальон и поставил ящик на стол.

— А что в этой посылке? — стали спрашивать дети.

— Не знаю, ребята. Что-то очень тяжелое — насилу я дотащил,- сказал почтальон.

Ребята, как называется рассказ?

Кто его написал?

Почему Павлик захотел сажать огород?

Семена какого растения купила ему бабушка?

Расскажите, как ребята сажали семена?

Почему они переслали поливать грядку с репкой?

Что потом увидели ребята на грядке?

Почему ребята уехали с дачи?

Как дети из другого детского сад стали ухаживать за огородом?

Что случилось, когда репка выросла?

Чему учит нас рассказ Носова «Про репку»:

Дети: учит не бояться новых дел, быть терпеливым и доводить начатое дело до конца.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект ООД

по речевому развитию

чтение стихотворения

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

Цель: формирование ценностных представлений о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со стихотворением Д. Родари «Чем пахнут ремесла», помочь понять содержание стихотворения, смысл, заключенный в названии стихотворения.

Развивающие:

- развивать диалогическую речь в процессе беседы по содержанию стихотворения;

- активизировать в речи детей слова, обозначающие названия профессий: кондитер, стекольщик, маляр, шофери т. д.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к людям труда, помочь осознать важность труда для общества и человека.

Предварительная работа:

беседа с детьми о профессии их родителей; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, кто создал все, что нас окружает: дома, машины, одежду? (Люди)

Воспитатель: Сегодня мы продолжим читать стихотворения о профессиях людей.

- Что такое профессия?

(Профессия - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь).

Воспитатель: людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)

Воспитатель:  вам детям нужно трудиться? Ответы детей.

Воспитатель: какие вы знаете профессии? Ответы детей.

Воспитатель: дети, как выдумаете, что такое ремесло?

Ответы детей.

Воспитатель: Ремесло — это дело, которым занимается человек, т.е. теперь это профессия. Итальянский писатель Д. Родари написал такое удивительное стихотворение «Чем пахнут ремесла».

Воспитатель читает детям произведение.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, —

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего —

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате —

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только бездельник

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Воспитатель: Скажите, как называется стихотворение, с которым мы познакомились сегодня?

Ответы детей: Чем пахнут ремесла.

Воспитатель: Кто написал это стихотворение?

Ответы детей. Джанни Родари

Воспитатель: О каких профессиях рассказывает автор?

Ответы детей: стекольщик, маляр, шофер, рабочий, кондитер, крестьянин, рыбак, доктор.

Воспитатель: Ребята, а кто такой лодырь? Как вы думаете, почему автор говорит, что от него «очень неважно пахнет, ребята»? Ответы детей.

Воспитатель: никогда никто не любил лодырей и в народе о них сложено много поговорок. Давайте их вспомним:

Проглотить-то хочется, да прожевать лень.

Лодырь сам ляжет и коня положит.

Спящему коту мышь в рот не забежит.

У лентяя Федорки всегда отговорки.

Лень-матушка прежде него родилась.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Ничего не делая, учишься делать плохо.

Физкультминутка Игра с мячом «Назови профессию»

Воспитатель читает стихотворение еще раз.

Воспитатель: Что вам запомнилось, понравилось больше всего в этом стихотворении?

Воспитатель: А можете мне напомнить, какой запах имеет бездельник?

Ответы детей: бездельник не пахнет никак.

Воспитатель: Молодцы! Трудится очень важно и интересно. Все профессии важные и нужные.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Воспитатели:

Нестерова Ю. Ю.

Сокольская О. А.

Сухиничи, 2023

«Разложите товар»

Задачи: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход игры

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2. Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

«Что важнее»

Задачи: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2. Объяснить назначение предметов, которые остались не закрытыми. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

«Продай продукт»

Цель игры: упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: «мясные продукты», «молочные продукты», «хлебные продукты», «овощи», «фрукты»; развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек. У детей по одной большой карточке - «витрине магазина». Карточки с изображением продуктов раздает водящий. Дети раскладывают карточки с изображениями продуктов в соответствующий отдел магазина, объясняя свой выбор: «Сыр сделан из молока. Я положу его в отдел молочных продуктов».

«Что забыли положить в корзину?»

Задачи: познакомить детей с понятием «категория товара»; формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Ход игры:

У каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзину покупок» с одним товаром.

«Маленькие покупки»

Задачи: показать, что каждая вещь имеет цену, учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Ход игры:

Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:

  • Покупка только одного предмета (товара).
  • Покупает сразу несколько товаров (спрос не превышает предложение).
  • Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по цене).

«Интересные покупки»

Задачи: раскрыть детям покупательную силу денежных знаков, учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Ход игры:

Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:

-купить вещь (предмет), которая стоит … рублей.

Уважаемые родители, просим вас ответить на вопросы анкеты

1 .Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

  • Да
  • Нет
  1. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
  • Да
  • Нет
  1. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?
  • Положительно
  • Отрицательно
  1. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
  • Да
  • Нет

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

  • Да
  • Нет
  1. . Как ребенок относится к труду?
  • Охотно принимается за дело Ь7
  • Неохотно принимается за дело
  1. .Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
  • Да
  • Нет
  1. .Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
  • Да
  • Нет
  1. . Знают ли дети профессии родителей?
  • Да
  • Нет
  1. . Знает ли ребенок на что тратятся деньги?
  • Да
  • Нет
  1. .Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
  • Да
  • Нет

Спасибо за внимание!

Ярмарка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Неделя финансовой грамотности» В подготовительной группе «Рябинка»

Инновавционная деятельность.Проект по финансовой граммотности дошкольников...

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями....

проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "Какие бывают деньги?"

проект по финансовой грамотности "Какие бывают деньги?"...

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "По следам Феечки Копеечки"

Творческо - исследовательский проект по финансовой грамотности...

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "Большая профессия для маленького взрослого"

Проект по финансовой грамотности для старших дошкольников в игровой форме помогает  детям получить первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях и приобщает дошкольников к миру э...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

Целью проекта является создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей, как необходимого условия  повышения уровня и качества жизни будущего гражданина....

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе

Научить   детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи,...