Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности старших дошкольников «Малышам об экономике»
рабочая программа по основам финансовой грамотности

Довгаль Валентина Михайловна

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому, проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к детям дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysham_ob_ekonomike.docx49.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Строителей, д.78

8-48-135-3-10-50; sneginka-gagagrin@yandex.ru

 

Программа дополнительного образования по повышению

 финансовой грамотности старших дошкольников

 «Малышам об экономике»

 

                                                                                          Разработчик программы:

                                                                                         воспитатели

Перезашкевич Наталья Александровна

                                                                                                   Евса Татьяна Александровна

Сукач Марина Юрьевна

Андреенкова Елена Михайловна

Довгаль Валентина Михайловна

Русакова Людмила Анатольевна

Штанникова Елена Владимировна

                                                                                                                                                                                     

г. Гагарин

2022

 Оглавление

Пояснительная записка………………………………….........................................3

Содержание ………………………………………………………………………...5

Заключение………………………………………………………………………...19

Список литературы и интернет-источников…………………………………….20 

Пояснительная записка

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому, проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к детям дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Актуальность знаний по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

При включении вопросов финансовой грамотности в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

В дошкольном возрасте под финансовой культурой понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого, к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.         Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Основополагающим для составления Программы явилась стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р. Она содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Анализируя и изучая проблему повышения финансовой культуры дошкольников, наш педагогический коллектив столкнулся с такой проблемой, как отсутствие в авторских методических  разработках четкой системы  планирования и распределения материала, что вызывало  трудности у педагогов при постановке цели и определении задач по конкретным направлениям  работы.

Создание системы педагогической работы по повышению финансовой грамотности  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» – это результат плодотворной работы всего педагогического коллектива на основе изученных материалов, программ, методических рекомендаций, опыта коллег и собственных разработок.

Результаты представлены в виде Программы, которая предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (старшая или подготовительная группы). Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.  

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  28.09.2020 г. № 28);

– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Цель программы: закладка основ экономического образа мышления у ребенка-дошкольника.

Задачи программы

Образовательные: 

– раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда – как честного способа их заработать;

– сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

– подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

– заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;

– научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

– обогатить словарный запас детей;

– способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.

Воспитательные:

– активизировать коммуникативную деятельность детей;

– стимулировать интерес к изучению мира финансов;

–сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

– способствовать повышению ответственности и самоконтроля;

– обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Программа составлена по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Она отвечает направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.

Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.

Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.

Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа предлагает вариативные формы обучения. Каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического плана.

Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Программа включает в себя четыре основных раздела, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и профессии», «Деньги», «Потребности и возможности», «Семейный бюджет. Доходы и расходы».

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.

 В итоге освоения Программы дошкольник сможет достичь следующих результатов:

– разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

– чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

– знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

– понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

– осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия); 

– освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

– научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу; понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

– освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

– заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

2. Содержательный раздел

2.1.  Содержание программы

Сроки реализации программы: 1 год.

Время проведения занятия: старшая группа – 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут. Общее количество занятий в год – 36.  

Формы обучения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

Объекты программы:

– группа детей;

– педагоги;

– родители детей, посещающих группу;

– социальные партнеры.

Учебно-тематический план

Месяц

Название блока

Темы занятий

Количество  

часов

Сентябрь

Труд и профессии

1.ООД «Все профессии важны, все профессии нужны»

2.Беседа «Кем работают ваши родители»

3.ООД «Кем я хочу быть»

4.Выставка рисунков «Моя будущая профессия»

5. Беседа «Юные помощники. Как я помогаю  своим родителям?» (не всякий труд оплачивается)

5

Октябрь

6. Игровая ситуация «Кому что нужно» (подбор предметов труда людям разных профессий)

7.Экскурсия на рабочее место одного из родителей воспитанников

8.ООД «Поможем коту Матроскину открыть магазин»

9.Выставка рисунков «Профессии будущего»  

4

Ноябрь

Деньги

1. ООД «Бартер»

2. ООД «История возникновения денег»

3. ООД «Валюта»

4. Игровая ситуация «Нарисуем деньги для нашей группы»

5. ООД «Что такое банк»

5

4

2

4

Декабрь

6.ООД «Безналичные деньги»

7.ООД «Товар и виды товаров». Экскурсии в разные магазины

8.ООД «Спрос и предложение». Дидактическая игра «Дешевле-дороже»

9. ООД «Реклама»

Январь

10. Экскурсия в Банк

11.Мини-спектакль «Мишкина копилка»

 Февраль

Потребности и возможности

1.ООД «Без чего человек не может жить» (что необходимо людям для жизни и почему)

2.Дидактическая игра «Какие вещи нужны людям в определённом возрасте»  

3.ООД «Гном Эконом в гостях у детей» (без чего человек не может жить, а с чем может повременить)

4.Беседа «Какие потребности есть у тебя» (в чём ты нуждаешься)

Март

5.ООД «Приключения Умника и Торопыжки» (значение денег для удовлетворения своих потребностей)

6. ООД «Почему человек нуждается в близких и друзьях (не всё можно купить за деньги) »

7. Игровая ситуация «Портрет моего друга» (какие черты тебе в нём нравятся и почему)

3

Март

Доходы и расходы. Бюджет семьи

1.Беседа  «Что такое семья?»  

2.Выставка совместных детско-родительских работ «Герб семьи»

3.ООД «Семейный бюджет и дети».

4.ООД «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

 4

Апрель

5. ООД «Семейный бюджет и расходы семьи»

6. ООД «Экономия тепла, света, воды»  

7. ООД «Как делать покупки с умом»

3

Май

8. ООД «Бережливый и экономный»

9. Экскурсия в магазин

   Подведение итогов  

2

2.1.1. Блок I «Труд и профессии» – способствует формированию первоначальных представлений о труде (приложение 1).

Задачи:

– расширить представления детей о труде взрослых;

– познакомить детей с многообразием профессий человека;

– способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитических умений;

– воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей;

– воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

– формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

Экономические понятия раздела: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».

Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.

Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).

Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.).

Продукт труда – результат труда.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса   может стимулировать включение всех видов детского мышления.

  2.1.2. Блок II  «Потребности и возможности» – способствует формированию первоначальных представлений о потребностях (приложение 2).

Задачи:

– закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»;

– знакомить детей с многообразием потребностей человека;

– способствовать развитию умения соотносить свои желания со своими возможностями;

– формировать представления об ограниченности возможностей;

– учить определять разницу между «хочу» и «надо»;

–воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Экономические понятия раздела: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».

Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись. Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).

Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.

Изучение раздела «Потребности и возможности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Деньги», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях,  различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности, определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»,  выбирать предметы в различных условиях,  регулировать потребности в соответствии с возможностями.

2.1.3. Блок III  «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления (приложение 3).

Задачи:

– познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;

– закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

– учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

– помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

– сформировать первоначальные представления о банке, о монетном дворе, о валюте;

– научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;

– способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

– способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

– формировать разумное отношение к расходованию денег;

– формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

– способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

–воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Экономические понятия раздела: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».

Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.

Монеты – деньги, изготовленные из металла.

Банкнота – вид бумажных денег.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.

Вклад – деньги, хранящиеся в банках.

Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.

Валюта – денежная единица страны.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар, объяснять разницу; учится пользоваться и разумно расходовать деньги. Закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

        Ребенок узнает, что в каждой стране свои деньги. В России – рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.  Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

         Закрепляются  представления о деньгах, как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности: подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.

 Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.  

          Знакомство с профессиями сотрудников банка и магазина позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций.

Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности и возможности», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги.

Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

 2.1.4. Блок IV «Семейный бюджет. Доходы и расходы» – способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике (приложение 4).

Задачи:

– познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

– научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

– сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

– сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

 – способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

– воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Экономические понятия раздела: «семейный бюджет», «доход», «расход», «доходы семьи», «зарплата», «трудовая пенсия», «стипендия», «премия».

Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.

Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.

Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.

Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.

Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.

Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.

Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.

Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию программы  дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников. В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности и возможности», «Деньги», «Труд и профессии».

        В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета. Сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии.

Усвоит понятия «потребности» и «возможности» семьи. Научится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

2.1.5. Работа с родителями

        Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

         Задачи работы с родителями:

– повысить педагогическую культуру родителей в воспитании ребенка;

–изучить, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания;

– вооружить родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.

        Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

 В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Вместе с  родителями педагоги смогут  помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.  

С помощью родителей ребенок первоначально знакомится с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.  Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги.

Для  плодотворного взаимодействия в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности работа детского сада максимально «открыта» для родителей (законных представителей). Предоставляется информация об образовательной программе по повышению финансовой грамотности дошкольников. Разъясняется специфика образовательной деятельности. Предоставляется возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программы по финансовой грамотности. По возможности родители привлекаются к проведению занятий с дошкольниками.  Регулярные  беседы родителей  с детьми на финансово-экономические темы способствуют привитию бережного отношения к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду людей, честно заработанным деньгам.   Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями

 (законными представителями)

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, страничка на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, библиотека.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

2.2. Формы, методы и средства реализации Программы

С  целью  вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей  используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

– игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

– словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

– наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

– практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата  необходимо использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

         Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.

         Чтение – основная форма восприятия художественной литературы, как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.

Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам Программы – эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.

Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.  

Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио и видеоматериалы, электронные ресурсы).

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

– активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

– использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

– поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

– предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

– уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Средства реализации программы:

 – совместная деятельность педагога с детьми по темам программы. Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей;

– организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию элементарных знаний об экономике;

 – работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для формирования основ экономического образа мышления и включает разные формы работы;

 – для исследования уровня сформированности экономических знаний используется система диагностических заданий для разных возрастных групп.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала.

Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

Для реализации программы разработано дидактическое обеспечение:

– учебно-тематическое планирование по формированию элементарных экономических  представлений у детей старшего дошкольного возраста;

– беседы, включающие в себя чтение и обсуждение с детьми небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала, а также использование в практической части различных видов художественной деятельности (рисования, аппликации, лепки).

– блок дидактических игр, направленных на умение решать проблемные ситуации;

– блок занятий, направленный на приобретение элементарных экономических знаний;

– перспективный план по взаимодействию с семьей;

– раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;

– художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

Заключение

Главная цель дошкольного воспитания – формирование всесторонне развитой личности. Экономическая деятельность является важной составляющей этого развития. Необходимо отметить, что для совершенствования экономического воспитания детей дошкольного возраста требуются совместные скоординированные усилия учёных, педагогов и родителей.

В ходе реализации программы «Малышам об экономике»  дети научились понимать и ценить окружающий мир предметов, как результат труда. Научились уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. На доступном уровне дети  осознали понятия труд – товар – деньги. Результаты экономического воспитания будут проявляться в будущем в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду.

Дети становятся участниками экономических отношений в семье уже  в дошкольном возрасте. К моменту завершения дошкольного образования дети овладели такими экономическими понятиями, как труд, деньги, бизнес, зарабатывать, покупать, продавать и т.д. Зародилось представление детей о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Дошкольники осознали, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Только под руководством грамотных педагогов и родителей  процесс формирования финансовой грамотности наполнился  этическим содержанием и основополагающей системой знаний и умений.

Программа по повышению финансовой грамотности дошкольников «Малышам об экономике» стала лауреатом муниципального конкурса педагогического мастерства «Калейдоскоп педагогических идей» в номинации «Мастерство руководителя» в 2022 году и лауреатом областного конкурса по организации  воспитательной работы с детьми дошкольного возраста «PRO-воспитание» в номинации «Авторские программы», 2022 год.

В декабре 2021 года наши педагоги стали участниками межрегионального семинара «Актуальные вопросы внедрения элементов финансовой грамотности в дошкольное образование», организованного Банком России в городе Ярославле. В декабре 2022 года программа была представлена на межрегиональном семинаре «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Опыт работы» в г. Гагарин Смоленской области. Результаты реализации программы «Малышам об экономике» были представлены педагогами МБДОУ «Детский сад «Снежинка» в январе 2023 года на семинаре для воспитателей МБУДПО Одинцовский учебно-методический центр «Развитие образования».

Литература

1 Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с.

2 Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3 Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4 Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5 Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6 Путешествие в мир финансов. Сборник задач и ребусов. М.: 2018, Банк России

7Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

8 Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» М.: 2018, Банк России

9 Сборник демонстрационных материалов на  основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» М.: 2018, Банк России

 10 Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике.- Минск:  Вышейшая школа, 2007

 11 Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

 12 Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М.: 2018, Банк России

 Интернет-ресурсы

www.cbr.ru – официальный сайт Банка России

fincult.info – сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

минобрнауки.рф – официальный сайт Министерства образования

и науки Российской Федерации

вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

Реализация программы дополнительного образования по обучению английскому языку дошкольников 6-7 лет “Funny English” («Занимательный английский»)

Программа дополнительного образования по обучению английскому языку "Funny English" для дошкольников старших и подготовительных групп....

Рабочая программа дополнительного образования Естественно – научного направления «Природа и малыши»

Рабочая программа гаправлена на формирование у детй экологической культуры ....

Программа дополнительного образования «Шахматная азбука» для старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска    Программа дополнительного образования «...