Рабочая программа дополнительного образования Естественно – научного направления «Природа и малыши»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Волкова Тамара Валерьевна

Рабочая программа гаправлена на формирование у детй экологической культуры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_4_gruppa.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

Рабочая программа дополнительного образования

Естественно – научного направления

«Природа и малыши»

Для второй младшей группы

(3-4 года)

Составила :

Воспитатель первой квалификационной категории

Волкова Т.В.

Г. Сергиев Посад

2020 год

Пояснительная записка.

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием.

Важным является вопрос о содержании наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Одной из приоритетных задач детского сада является задача оздоровления детей. Игры с водой благодатно действуют на ребенка. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Программно-методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Цель.

Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.

Задачи:

1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3. Воспитывать у детей интерес к природе через наблюдения и игры.

Основные направления.

Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение свойства воды через игры и эксперименты.

Исследовательское направление осуществляется в виде экскурсий, наблюдений, опытов.

Участники - дети второй младшей группы.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во второй половине дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности. Продолжительность 15 мин.

Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, беседы.

Методы, используемые для реализации задач кружка.

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, эксперименты.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, загадывание загадок, рассказы воспитателя.

Игровые методы: малоподвижные, дидактические, ролевые игры.

Основные методические приемы реализации.

- Изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.

- Подобрать дидактический материал для проведения кружковой работы.

- Организация образовательной, игровой и экспериментальной деятельности с детьми.

- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста (мониторинг)

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

         В процессе работы предполагается, что детей приобретут знания о воде: ее свойствах, значении и назначении, об уходе за растениями, познакомятся с некоторыми обитателями воды.

Литература:

1. О. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» с детьми 2-7 лет.

2. С. Николаева «Юный эколог».

3. О. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

4. А. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

5. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

6. К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Календарно – тематическое планирование                                            работы экологического кружка.

Сентябрь.

  1. Целевая прогулка по территории детского сада.

Цель. Знакомство с территорией детского сада.

  1. Знакомство с водой.

Цель. Знакомство со свойствами воды (необходимость воды для роста растений).

  1. Потешка «Водичка… »

Цель. Продолжить знакомство со свойствами воды (личная гигиена). Заучивание потешки.

  1. «Купание куклы Кати».

Цель. Наблюдение за свойствами воды.

Октябрь.

  1. Наблюдение за дождем, лужами. Эксперимент с водой.

Цель. Продолжить знакомство со свойствами воды (впитывание воды в губку).

  1. Стихотворение К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Цель. Приобщение к здоровому образу жизни, знакомство с правилами личной гигиены..

  1. Беседа «Вода в природе».

Цель: Формирование представлений о воде, как источнике жизни.

  1. Эксперимент «Поливаем».

Цель. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт.

Ноябрь.

  1. Эксперимент «Жидкое – твердое состояние воды».

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды (жидкой и твердое состояние).

  1. Сказка «Заюшкина избушка».

Цель. Формирование представлений о том, что вода меняет свое состояние под воздействием температуры.

Декабрь.

  1. Наблюдение «Испарение воды».

Цель. Знакомство со свойством воды – испарение.

2. Эксперимент «Тонет - не тонет». Игра «Пускаем кораблики».

Цель. Знакомство со свойством воды (дерево, пенопласт не тонет в воде).

Январь.

  1. Эксперимент со снегом.

Цель. Формирование представлений о том, что вода меняет свое состояние под воздействием температуры.

  1. Беседа «Звери и птицы зимой».

Цель. Расширение знаний детей о важности воды в окружающем мире.

  1. Промежуточный мониторинг.

Февраль.

  1.  Наблюдение за сосульками в солнечную погоду.

Цель. Закрепление знаний о свойствах воды (изменение состояния воды под воздействием температуры).

  1. Наблюдение «Снег на улице».

Цель. Закрепление знаний о снеге.

  1. «Постираем кукле платье».

Цель. Расширение и уточнение знаний о необходимости воды. Знакомство со свойством воды - растворитель.

  1.  «Уход за комнатными растениями».

Цель. Расширение знаний о необходимости воды, о свойствах воды (вкус).

Март.

  1. Беседа «Обитатели воды».

Цель. Знакомство с некоторыми обитателями воды.

  1. Эксперимент «Воздух и вода».

Цель. Наблюдение за воздухом и водой (эксперимент с трубочками).

Апрель.

  1. Эксперименты с водой.

Цель. Закрепление знаний о свойствах воды (цвет, запах, прозрачность).

  1. Беседа «Вода».

Цель. Уточнение знаний о свойствах воды, ее значении в жизни всего живого на земле.

Май.

  1. Экологическая сказка «Капелька».

Цель. Обобщение и закрепление знаний детей о воде.

  1. Итоговый мониторинг. Оформление презентации по теме.

Цель. Оценка результатов работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста знаний о воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»

Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.Отсутствие ...

«Фитбол - гимнастика» ПРОГРАММА дополнительного образования естественно - научной направленности для детей дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возраст...