Проект "Маленькие финансисты"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кривенко Людмила Николаевна

Проект по формированию основ финансовой грамотности "Маленькие финансисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx776.64 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Проект

«Маленькие

финансисты»

        https://www.squizzes.com/wp-content/uploads/2015/04/learning-to-count-loose-change/counting-change.png

                                              Кривенко Л.Н.

 

                                             

                                                 

Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Актуальность проекта:

Данный проект зародился после наблюдений за детьми и родителями в магазине. Многие родители не занимаются экономическим воспитанием детей, что приводит к детским истерикам, которых по моим наблюдениям  стало больше.  Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает,  что такое «мое»«твое»«наше»«обмен»«цена»«деньги»«дорого»«дешево»«продать»«заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

 В каждом ребенке необходимо воспитывать такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие? От этого зависит, каким будет ребенок во взрослой жизни — расточительным или бережливым, ленивым или трудолюбивым, экономным или жадным. Как научить детей быть экономным? Привить интерес и любовь к труду, но избежать развития таких качеств, как жадность, корысть, зависть.
В дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию. 
При этом у детей формируются знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, достоинство, щедрость, честность. Дошкольникам необходимо рассказать, как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников. 
Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребенок начнет понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 5- 6 лет. Детям надо рассказать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают зарплату. При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребенку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток. 

Новизна проекта является нестандартный подход к реализации проекта, а именно это учреждение дня «Экономике», т.е. раз в неделю, в течение всего дня дети будут познавать азы экономики. Утренний прием, затем следующие мероприятия: разгадывание загадок, обсуждение пословиц, просмотр экономических мультиков, чтение рассказов и сказок, ООД, досуги. Все это будет способствовать системному получению экономических знаний. Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Проблема:

Во многих семьях ребенок является центром всей вселенной, что само по себе хорошо, ребенок окружен любовью близких, а с другой стороны это приводит к тому, что многие дети не знают ценности, требуют от родителей игрушки, которые им не всегда интересны, а просто потому что такая игрушка или гаджет есть у друзей, требования за частую проходят в истерике, что влияет и на психо-эмоциональное развитие ребенка и микро климат семьи.

Гипотеза:

Участие детей в проекте «Маленькие финансисты» позволит максимально обогатить знания и представления детей о деньгах, о бюджете семьи, о труде родителей. А также, сформирует  экономическую культуру, будет способствовать развитию познавательно-исследовательской, предметной деятельности, обогатиться  словарный запас и творческие способности детей, а самое главное ребенок осознает ценности вещам, будет уважать труд родителей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект «Маленькие финансисты»

Тип проекта

Познавательно-речевой, краткосрочный.

Организация заявитель

МБДОУ Детский сад №46

Разработчик проекта

Воспитатели старшей группы

Цель проекта

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта

Образовательные:

- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Развивающие:Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

-формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

-наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием;

Воспитательные:

-воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим;

- вовлекать родителей в активное сотрудничество.

Срок реализации

С сентября по май

Ожидаемые результаты

Дети:

- понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.) ;

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Педагоги:

1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника.

2. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников.

3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Родители:

1. Обогащение уровня экономических знаний родителей.

2. Повысится экономическая культура родителей, появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.

3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДО и семьи по экономическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экономических проектах.Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

 

Участники проекта

Дети 5-6 лет (либо 6-7)

Воспитатели

Родители

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Трансляция проекта

Сайт педагога, сайт дошкольной организации, ватсап чат с родителями и педагогами, инстаграм

Продукты проекта

Авторские игры:

Круги Луллия «Чья валюта?»

Игра на липучках «Товары»

Паззлы

«Экономический цветок»

Критерии и показатели эффективности проекта

Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Основные этапы реализации проекта:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

                                            1 этап -  подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Диагностирование детей через наблюдение, беседу

Составление перспективного        плана по реализации проекта.Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Подбор художественной литературы:

Индивидуальное        консультирование

родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Будет собран необходимый

материал для работы над проектом  

Будет создана позитивная работа с родителями.

Первый этап

                                           2 этап -  практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Разработка        конспектов         занятий, сценария развлечения.

Ежедневная работа с детьми:

  1. Беседы
  2. ООД
  3. Настольно-печатные игры
  4. Сказки
  5. мнемодорожки

У детей будет сформулировано понятие «Экономика».  Дети научатся классифицировать товары, узнают термины: «заработная плата», «бюджет», «расходы» и другие.

Повысится познавательный интерес к вопросам экономики.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Второй этап

3 этап -  заключительный 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Творческий отчет (квест игра)

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе.

По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

Перспективное планирование реализации проекта Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

№ п/п

Направления работы

Цель

Сроки

Работа с детьми

Диагностика. Составление по необходимости индивидуального коррекционного планирования

проведение первичной диагностики методом наблюдения, через беседу с детьми, фиксирование результатов в таблице

сентябрь

ООД 4 раза в месяц по отдельному плану 

создание условий для экономического воспитания детей

В течение года

Просмотр мультфильмов, экономических сказок. С обязательной беседой после просмотра.

1. «Уроки тетушки Совы»

2. «Азбука финансовой грамотности»

3.Сказка «Кто хорошо потрудился, у того труд в монеты и рубли превратился»

4. Сказка «Натуральный обмен»

формирование первоначальных знаний об экономике, развитие внимания, речи.

В течение года, 1 раз в неделю

Чтение рассказов Петра Кошеля:

«Что такое деньги?»
«Первые деньги»
«Какие еще были деньги»

«Первые монеты»

«Монеты раньше и теперь»
«Фальшивые монеты»
«Первые монеты на Руси»
«Русский рубль»
«Пятак - самозванец»

«Что такое банк?»

«Бумажные деньги»

«Инфляция»

 «Необычная бумажка»
Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Формирование экономического сознания, умения анализировать, подводить итоги, задавать и отвечать на вопросы

В течение года, 1-2  раз в месяц

Чтение сказок

«Сказка о финансовой грамотности, или про то, как Емеля царем стал» «Бюджетная дыра» «Сказочный магазин Копейка рубль бережет» «Дружная семья»

« Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату» «Волшебная иголочка» «Биржевая муха»

 «Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет»

Сказка «Как братья разбогатели»

«Сказка о золотой рыбке и пескаре»

«Сказка про то, как на Руси рубль появился»

«Сказка про умный рубль» «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!»

 «Буратино» - продолжение сказки

«Доверчивый Зайчик»

« Клад Муравьи и старый горшочек»

Сказка «Хранители бюджета»

Сказка «История одной реки»

Сказка «Домашнее хозяйство»

Сказка «Лесное кафе»

Сказка «Золотое яйцо» Сказка «Золотая репка» Сказка «Кот Васька и пес Барбос»

Сказка «Мишин магазин» Сказка «Копилка»

Формирование экономического сознания, умения анализировать, подводить итоги, задавать и отвечать на вопросы

В течение года, 1-2  раз в месяц

  1. Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Дидактические игры

И «Размен»

«Кто как работает?»

«Услуги и товары»

«Что продается в магазине?»

«Какой товар лишний?»

«Что забыли положить в корзинку?»

«Путаница»

«Что угодно для души»

«Что сколько стоит»

«Давай поменяемся»

«Деньги»

«Много - мало»

«Дорого – дешево»

«Потребность – возможность»

«Бюджет»

«Сдача»

«Доход-расход»

формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через дидактические игры  с экономическим содержанием, способствование  развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

В течение года, 1  раз в неделю

Работа в часы приема детей:

Загадки

Пословицы

Стихи

Работа со словарем

активизация  словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и формирование навыка применения их на практике.

В течение года, 1  раз в неделю

Досуги:

Командная игра «Рекламный бизнес»

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Командная игра «Доходы»

Станционная игра «Удачная покупка»

Игра-викторина «Мы ребята деловые»

Итоговое мероприятие «Экономический квест» Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Создание положительной мотивации к ознакомлению детей с экономикой.

В течение года, 1  раз в месяц, кроме декабря и марта

Настольно-печатные игры:

Круги Луллия «Чья валюта?»

«Читай-ка»

«Лото»

«Паззлы»

«Магазин»

«Товары»

«Экономический цветок»

Ознакомление дошкольников с валютой РФ и других стран, формирование умения классифицировать товары, формирование понимания основ семейного бюджета.  

В течение года, 2 раза в месяц,  чередую с сюжетно-ролевыми играми

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Супермаркет», «В банке», «Строительный магазин», «Магазин игрушке», «Магазин одежды», «Рынок», «Почта»

экономическое воспитание старших дошкольников (это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость)  через  игровую деятельность.

В течение года, 2 раза в месяц

Работа с родителями

1

Анкетирование

Изучение и анализ экономического воспитания в семье

сентябрь

2

Организация родителей в оказании помощи в создание настольно-печатных игр

Создание атмосферы сотрудничества.

В течение года

3

Консультация для родителей

«Нужна ли дошкольнику экономика?»

формирование понимания о значении экономического воспитания у дошкольников

октябрь

4

Конкурс книжек-малышек «Наша сказка» (авторские сказки семей, оформленные в книжку -малышку)Описание: C:\работа\РОссия\проекты\финансовая грамотность\шаблон для титульных\Без имени.png

Вовлечение родителей в педагогический процесс

ноябрь

5

Нетрадиционное родительское собрание

«Знакомимся с экономикой для дошколят»

формирование понимания у  родителей о  необходимости экономического воспитания дошкольников;  обогащение педагогических знаний  родителей по экономическому воспитанию детей.

ноябрь

6

Консультации для родителей

«Дети и деньги»

Ознакомление родителей с рекомендациями по вопросу «карманных денег»

январь

8

Советы родителям по экономическому воспитанию детей

Закрепление понимания родителями о правилах экономического воспитания детей

март

Итоги проекта

1

Итоговая диагностика

Выявление динамики по питанию, анализ и коррекция

май

2

Презентация результатов проекта родителям и педагогам

Создание условий для презентации своей работы

В любое время после проекта

Итог проекта:

Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.

Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.

Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.

Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи

Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...