Проект "Маленькие финансисты"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект по формированию основ финансовой грамотности "Маленькие финансисты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 776.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Маленькие
финансисты»
Кривенко Л.Н.
Актуальность проекта:
Данный проект зародился после наблюдений за детьми и родителями в магазине. Многие родители не занимаются экономическим воспитанием детей, что приводит к детским истерикам, которых по моим наблюдениям стало больше. Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «цена», «деньги», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
В каждом ребенке необходимо воспитывать такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие? От этого зависит, каким будет ребенок во взрослой жизни — расточительным или бережливым, ленивым или трудолюбивым, экономным или жадным. Как научить детей быть экономным? Привить интерес и любовь к труду, но избежать развития таких качеств, как жадность, корысть, зависть.
В дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.
При этом у детей формируются знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, достоинство, щедрость, честность. Дошкольникам необходимо рассказать, как разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.
Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребенок начнет понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 5- 6 лет. Детям надо рассказать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают зарплату. При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребенку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.
Новизна проекта является нестандартный подход к реализации проекта, а именно это учреждение дня «Экономике», т.е. раз в неделю, в течение всего дня дети будут познавать азы экономики. Утренний прием, затем следующие мероприятия: разгадывание загадок, обсуждение пословиц, просмотр экономических мультиков, чтение рассказов и сказок, ООД, досуги. Все это будет способствовать системному получению экономических знаний.
Проблема:
Во многих семьях ребенок является центром всей вселенной, что само по себе хорошо, ребенок окружен любовью близких, а с другой стороны это приводит к тому, что многие дети не знают ценности, требуют от родителей игрушки, которые им не всегда интересны, а просто потому что такая игрушка или гаджет есть у друзей, требования за частую проходят в истерике, что влияет и на психо-эмоциональное развитие ребенка и микро климат семьи.
Гипотеза:
Участие детей в проекте «Маленькие финансисты» позволит максимально обогатить знания и представления детей о деньгах, о бюджете семьи, о труде родителей. А также, сформирует экономическую культуру, будет способствовать развитию познавательно-исследовательской, предметной деятельности, обогатиться словарный запас и творческие способности детей, а самое главное ребенок осознает ценности вещам, будет уважать труд родителей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Педагогический проект «Маленькие финансисты» |
Тип проекта | Познавательно-речевой, краткосрочный. |
Организация заявитель | МБДОУ Детский сад №46 |
Разработчик проекта | Воспитатели старшей группы |
Цель проекта | содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. |
Задачи проекта | Образовательные: - познакомить детей с профессиями связанными с экономикой; - раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства; - дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; - учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; Развивающие: -формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата); - формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества. -наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием; Воспитательные: -воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие; - воспитывать любовь и уважение к старшим; - вовлекать родителей в активное сотрудничество. |
Срок реализации | С сентября по май |
Ожидаемые результаты | Дети: - понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей); - уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; - осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; - видят красоту человеческого творения; - признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.) ; - ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; - контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. Педагоги: 1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника. 2. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников. 3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители: 1. Обогащение уровня экономических знаний родителей. 2. Повысится экономическая культура родителей, появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей. 3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДО и семьи по экономическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экономических проектах.
|
Участники проекта | Дети 5-6 лет (либо 6-7) Воспитатели Родители |
Обеспечение проекта | Материально - техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности Учебно-методическое: Детская художественная литература Методическая литература Дидактические игры. Конспекты занятий |
Трансляция проекта | Сайт педагога, сайт дошкольной организации, ватсап чат с родителями и педагогами, инстаграм |
Продукты проекта | Авторские игры: Круги Луллия «Чья валюта?» Игра на липучках «Товары» Паззлы «Экономический цветок» |
Критерии и показатели эффективности проекта | Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии: 1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар. 2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам. 3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых. 4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах. |
Основные этапы реализации проекта:
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки |
1 этап - подготовительный Цель: самосовершенствование по данной теме. | ||
Диагностирование детей через наблюдение, беседу Составление перспективного плана по реализации проекта. Подбор художественной литературы: Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды. | Будет собран необходимый материал для работы над проектом Будет создана позитивная работа с родителями. | Первый этап |
2 этап - практический Цель: реализация проекта в образовательную практику. | ||
Разработка конспектов занятий, сценария развлечения. Ежедневная работа с детьми:
| У детей будет сформулировано понятие «Экономика». Дети научатся классифицировать товары, узнают термины: «заработная плата», «бюджет», «расходы» и другие. Повысится познавательный интерес к вопросам экономики. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. Родители станут участниками образовательного процесса. | Второй этап |
3 этап - заключительный Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | ||
Творческий отчет (квест игра) Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта. Анкетирование и опрос детей и родителей. Обобщение работы. | Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе. | По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании. |
Перспективное планирование реализации проекта
№ п/п | Направления работы | Цель | Сроки |
Работа с детьми | |||
Диагностика. Составление по необходимости индивидуального коррекционного планирования | проведение первичной диагностики методом наблюдения, через беседу с детьми, фиксирование результатов в таблице | сентябрь | |
ООД 4 раза в месяц по отдельному плану | создание условий для экономического воспитания детей | В течение года | |
Просмотр мультфильмов, экономических сказок. С обязательной беседой после просмотра. 1. «Уроки тетушки Совы» 2. «Азбука финансовой грамотности» 3.Сказка «Кто хорошо потрудился, у того труд в монеты и рубли превратился» 4. Сказка «Натуральный обмен» | формирование первоначальных знаний об экономике, развитие внимания, речи. | В течение года, 1 раз в неделю | |
Чтение рассказов Петра Кошеля: «Что такое деньги?» «Первые монеты» «Монеты раньше и теперь» «Что такое банк?» «Бумажные деньги» «Инфляция» «Необычная бумажка» | Формирование экономического сознания, умения анализировать, подводить итоги, задавать и отвечать на вопросы | В течение года, 1-2 раз в месяц | |
Чтение сказок «Сказка о финансовой грамотности, или про то, как Емеля царем стал» «Бюджетная дыра» «Сказочный магазин Копейка рубль бережет» «Дружная семья» « Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату» «Волшебная иголочка» «Биржевая муха» «Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет» Сказка «Как братья разбогатели» «Сказка о золотой рыбке и пескаре» «Сказка про то, как на Руси рубль появился» «Сказка про умный рубль» «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!» «Буратино» - продолжение сказки «Доверчивый Зайчик» « Клад Муравьи и старый горшочек» Сказка «Хранители бюджета» Сказка «История одной реки» Сказка «Домашнее хозяйство» Сказка «Лесное кафе» Сказка «Золотое яйцо» Сказка «Золотая репка» Сказка «Кот Васька и пес Барбос» Сказка «Мишин магазин» Сказка «Копилка» | Формирование экономического сознания, умения анализировать, подводить итоги, задавать и отвечать на вопросы | В течение года, 1-2 раз в месяц | |
Дидактические игры И «Размен» «Кто как работает?» «Услуги и товары» «Что продается в магазине?» «Какой товар лишний?» «Что забыли положить в корзинку?» «Путаница» «Что угодно для души» «Что сколько стоит» «Давай поменяемся» «Деньги» «Много - мало» «Дорого – дешево» «Потребность – возможность» «Бюджет» «Сдача» «Доход-расход» | формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через дидактические игры с экономическим содержанием, способствование развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. | В течение года, 1 раз в неделю | |
Работа в часы приема детей: Загадки Пословицы Стихи Работа со словарем | активизация словаря детей новыми словами, обозначающими экономические явления, и формирование навыка применения их на практике. | В течение года, 1 раз в неделю | |
Досуги: Командная игра «Рекламный бизнес» Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Командная игра «Доходы» Станционная игра «Удачная покупка» Игра-викторина «Мы ребята деловые» Итоговое мероприятие «Экономический квест» | Создание положительной мотивации к ознакомлению детей с экономикой. | В течение года, 1 раз в месяц, кроме декабря и марта | |
Настольно-печатные игры: Круги Луллия «Чья валюта?» «Читай-ка» «Лото» «Паззлы» «Магазин» «Товары» «Экономический цветок» | Ознакомление дошкольников с валютой РФ и других стран, формирование умения классифицировать товары, формирование понимания основ семейного бюджета. | В течение года, 2 раза в месяц, чередую с сюжетно-ролевыми играми | |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Супермаркет», «В банке», «Строительный магазин», «Магазин игрушке», «Магазин одежды», «Рынок», «Почта» | экономическое воспитание старших дошкольников (это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость) через игровую деятельность. | В течение года, 2 раза в месяц | |
Работа с родителями | |||
1 | Анкетирование | Изучение и анализ экономического воспитания в семье | сентябрь |
2 | Организация родителей в оказании помощи в создание настольно-печатных игр | Создание атмосферы сотрудничества. | В течение года |
3 | Консультация для родителей «Нужна ли дошкольнику экономика?» | формирование понимания о значении экономического воспитания у дошкольников | октябрь |
4 | Конкурс книжек-малышек «Наша сказка» (авторские сказки семей, оформленные в книжку -малышку) | Вовлечение родителей в педагогический процесс | ноябрь |
5 | Нетрадиционное родительское собрание «Знакомимся с экономикой для дошколят» | формирование понимания у родителей о необходимости экономического воспитания дошкольников; обогащение педагогических знаний родителей по экономическому воспитанию детей. | ноябрь |
6 | Консультации для родителей «Дети и деньги» | Ознакомление родителей с рекомендациями по вопросу «карманных денег» | январь |
8 | Советы родителям по экономическому воспитанию детей | Закрепление понимания родителями о правилах экономического воспитания детей | март |
Итоги проекта | |||
1 | Итоговая диагностика | Выявление динамики по питанию, анализ и коррекция | май |
2 | Презентация результатов проекта родителям и педагогам | Создание условий для презентации своей работы | В любое время после проекта |
Итог проекта:
Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.
Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...