Мастер - класс "Играем в экономику"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Мастер – мМастер – класс для педагогов
«Играем в экономику»
аНа сегодняшний день жизнь настоятельно требует, чтобы дети уже с ранних лет знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умели делать осознанный выбор; представляли назначение денег; понимали, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Поэтому экономическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной социальной проблемой современности.
Целью мастер класса является, создание условий для овладения педагогами приемами и методами знакомства с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, с последующим применением в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр.
2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.
3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.
Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.
Ход мастер- класса
Начнем с вами, уважаемые коллеги, с разминки «Загадки-добавлялки», а вы вслух и хором можете мне отвечать:
На товаре должна быть обязательно……. ЦЕНА
Коль трудился целый год, будет кругленьким…… ДОХОД
Как ребенка нет без мамы, так продажи без …….РЕКЛАМЫ
Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. ВЕСЫ
Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ….. БАНКЕ
Люди ходят на базар, там дешевле весь……ТОВАР
И врачу, и акробату выдают за труд …….ЗАРПЛАТУ
Очень вкусная витрина у овощного ……МАГАЗИНА
- Скажите пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно?(Деньги)
- Делать это ни в чужом, ни в своем доме не стоит, деньги выжить можно?(Свистеть).
- Что сколачивают из денег? (Капитал)
- Какое животное всегда при деньгах (поросенок).
Молодцы!
Сейчас я предлагаю разделится на три команды.
Необходимо составить правильные слова из представленных на экране.
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ(зарплата)
ОВОДРОГ(договор)
КАНОЭКОМИ(экономика)
КАБН(банк)
ГИНЬЕД(деньги)
НОМАТБКА(банкомат)
ТОКАЕИП(ипотека)
Внимание на правильные ответы.
Чья команда отгадала все слова правильно получает монету.
ЗАГАДКИ (ОКСАНА)
Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности-экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ (по одному вопросу каждой команде).
Если вы меня сможете убедить получаете монету.
- Когда валенки стоят дороже летом или зимой ?
- Где дороже бутылка «Пепси» в пустыне или на Севере?
- В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 рублей за 1 кг, а в другом по 120 руб за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
СКАЗКИ (ОКСАНА)
Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке сказки есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедится? (по очереди каждой команде)
Задание «Услуги и товары» (картинки из сказок)
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Ход игры: перед вами на экране предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д. Определите где услуга, а где товар.
Хорошо, закрепили что такое услуги и что такое товары, переходим к следующему заданию.
Скажите, а кто расставляет товар в магазинах, как называется эта профессия? Конечно мерчандайзер, приглашаю желающих поиграть со мной в подвижную игру (три команды по два человека).
«Мерчандайзер-подвижная игра»
Цель: познакомить с профессией мерчандайзер, закрепить на практике.
Ход игры: три обруча с надписями «Категория товара» (хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, можно другие) в центре стоит корзина с перемешанными товарами, три команды играют на скорость. Товар пришел весь перепутанный и нам нужно скорее всё расставить на свои места.
Хорошо поиграли и весь товар расставили на место.
Все мы с вами любим ходить по магазинам, а как научиться не тратить лишнее на свои «Хотелки», следующее задание именно об этом.
Задание: «Надо» и «хочу».
Цель – формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.
Задачи:
- Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
- Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
- Дать представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: двум игрокам предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии и т.д.).
Хорошо справились!
Послушайте цитату из интернета: «За деньги можно купить почти все — кроме теплоты человеческого сердца», о чем автор пытается донести? За деньги все не купишь. И чтобы понять, что можно купить, а что нет, играем в следующую игру.
Задание: «Что можно купить за деньги?»
Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.
Ход игры: на мольберте расположены карточки, можно купить-нельзя купить, нужно разложить правильно все карточки (например радость-нельзя купить, а машину - можно). При этом объясняя свой выбор (можно вызывать по очереди по одному).
Хорошо, справились. А кто из вас знает за что можно получить деньги? - Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Задание: «Доход - расход»:
Цель: закрепить понятия доходы и расходы.
Ход игры: перед вами карточки выберите правильный ответ (выборочно раздаются карточки 4-6 участников).
Молодцы!
Устали сидеть, давайте немного поиграем. В игру приглашаю всех желающих (до 20 человек).
Подвижная игра: «Кошелек»
Цель. закрепить математический счет в пределах 10, повторить состав чисел, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание, мышление, быстроту реакции.
Игровое задание. Раздаются карточки с разным числом монет. Двое стоят с табличкой кошелек (поднимают руки и держат табличку, как ворота). Играющие делятся пополам, первая половина выбирает цифры, остальные выбирают карточки с монетами и встают по кругу. Чтобы попасть в «кошелек», цифрам нужно найти пару – МОНЕТЫ, взять за руку и бежать в кошелек. Начало игры начинается по сигналу:
Свои монеты отыщи-
В кошелек скорей беги!
Молодцы, все свои монеты нашли и попали в кошелек. Присаживайтесь скорее.
Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нем. С помощью разных монет. На мольберте висит кошелек, на подносе лежат монеты разного номинала:
1 руб – мне было не интересно,
2 руб – что-то понравилось, что-то не очень,
5 руб – отличный мастер класс, много нового и интересного.
Спасибо большое за оценку моего мастер класса!
А я хочу напомнить, что именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного человека.
Список литературы:
1. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020 - С. 49-51.
2. Винокурова Н. В., Васенина С. И., Мазуренко О. В. Педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76. Ч. 4. С. 67—70.
3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020 - С. 116-125.
4. Никитина С. В. Оценка качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте требований ФГОС : учеб.-метод. пособие. СПб. : ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. 88 с.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 (ред. от 21.01.2019 г.). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
6. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021 –№ 4
7. Скоролупова О. А. «О развитии предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Правила экономики для детей".
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему «П...
Мастер-класс "Правила экономики для детей".
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА организованной образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание старших дошкольниковна тему «П...
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»
Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...
Мастер - класс "Мы играем в экономику"
Родительское собрание в виде занимательного Квеста ....
Мастер класс с педагогами на тему: «Через сказку в экономику»
Мастер класс с педагогами на тему: «Через сказку в экономику»...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «С экономикой надо дружить»
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро....
Презентация для мастер-класса "С экономикой надо дружить"
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, побуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умении рассказывать о них....