Проект с детьми подготовительной группы «Азбука финансов»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ирина Григорьевна Карелина

Актуальность: финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_finansov.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Морошка»

Проект с детьми подготовительной группы «Азбука финансов»

Выполнил: Борозенец Т.В.

Карелина И.Г.

Тип проекта: информационный.

Продолжительность: долгосрочный- 1 год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Актуальность: финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»).

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: финансового поведения формируются последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок неграмотным человеком.

В дошкольном возрасте основы финансовой прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

-научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

трудиться, работать и зарабатывать деньги, доходы;

покупать, тратить, расходовать, транжирить;

откладывать, копить, сберегать;

одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления;

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Предполагаемый результат:

-разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;

-чётко осознают, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

-знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

-понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; -осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

-освоят начальные навыки обращения с деньгами, осознают необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

-научатся принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Будут понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

-освоят начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

-заложат нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап - подготовительный: (сентябрь 2024 г.)

-Сбор методического материала по теме проекта;

-Сбор художественной литературы: загадки, сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки;

-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий;

-Разработка этапов проектной деятельности;

-Обозначение мероприятий по реализации проекта;

-Подборка информации для родителей.

2 этап - практический (октябрь 2024 г.- апрель 2025 г.):

Взаимодействие с родителями воспитанников:

#1054;формление стенда «Наша семья трудится».

2. Копилка своими руками.

Работа с детьми:

НОД

Формы и методы проведения

Чтение художественной литературы

СЕНТЯБРЬ

«Труд- основа жизни»

Беседа, игра- соревнование «Мои домашние обязанности».

Стихотворение Г. Ладонщикова «Самокат»; рассказы: Н.Носова «Заплатка», В.Осеевой «Сыновья», Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», В.Сухомлинского «Пахарь и крот» и «Не потерял, а нашёл».

«Работать и зарабатывать»

Беседа, игра «Вот так заработали!».

Рассказы В.Осеевой «Труд согревает»,Н.Носова «На горке», В.Пермяка «Первая рыбка»,»Как Маша стала большой», Л.Толстого «Наши пряли, а ваши спали», сказка «Колосок»«Золотая монета» (армянская народная сказка).

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается»; Викторины: «Угадай профессию», «Услуга или товар?», «Все профессии важны, все профессии нужны».

Рассказы Е.Пермяка «Филя», «Птичьи домики», В.Сухомлинского «Пекарь и портной».

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Интерактивный спектакль.

ОКТЯБРЬ

«Как придумали деньги»

Беседа

Сказка К.Чуковский «Муха-Цокотуха».

«Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся»

Беседа, «Нарисуем деньги для нашей группы»

А.Барто «Хищница»; сказка Л.Стахович «Где живут денежки».

«Как деньги попадают к нам в дом»

Беседа, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»

Сказка Л.Ястребова, Н.Малыгина «Хранители бюджета».

Квест «Козни Бабы- яги»

Интерактивная игра.

НОЯБРЬ

«Где живут деньги»

Игра «Денежкин домик»

«Потребности и желания»

Исследование: что необходимо человеку для жизни; игра «Выбираем самое важное».

Рассказ Л.Стахович «Про капризного Артёма» ; Ш.Галиев «Три копейки на покупки».

Мини- спектакли «Зайкина находка», «Желания Волчонка- Зубастика»

Интерактивный спектакль.

ДЕКАБРЬ

«Где покупают и продают разные товары»

Игра «Где что купить?»

Русская народная сказка С.Михалкова «Как старик корову продавал».

«Стоимость и цена товара»

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

«Выгодно- невыгодно»

Игра «Выбираем: дорого- дёшево, выгодно- невыгодно»

Игра- праздник «Русская ярмарка»

Ярмарка: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

ЯНВАРЬ

«Тратим разумно, экономим»

Беседа, игры «Деньги получил- ерунду накупил», «Открываем бутербродную»; викторина «Разумные траты сказочных героев».

И.Ревю «Бережливая птица»,басня Л. да Винчи «Муравей и пшеничное зерно».

Мини- спектакль «Хочу и могу»

Интерактивный спектакль.

«Копим и сберегаем»

Игра «Копим и сберегаем».

ФЕВРАЛЬ

Мини- спектакли «Мишкина копилка», «День рождения»

Интерактивный спектакль.

«Занимаем и одалживаем»

Беседа, игра «Занять и одолжить»

В.Осеева «Долг».

«Долги»

Беседа

МАРТ

«Заплатить долг скорее, так будет веселее»

Беседа, обсуждение пословиц.

Притча о королевском изумруде

Мини спектакль «Долг платежом красен»

Интерактивный спектакль.

«Всё по плану!»

Игра «План на следующий день

Рассказ Л. Стахович «План».

«Ставим цели»

Игра «Наши цели»

АПРЕЛЬ

«Сделал дело- гуляй смело»

Игра «Сделал дело- гуляй смело»

Мини- спектакль «Всё по плану!»

Интерактивный спектакль.

«Хочу купить всё!»

Беседа, игра «Что нельзя купить?»

«Наше богатство!»

Беседа

Рассказ Л.Стахович «Как Валюта бабушке сон покупала»; японская сказка «Бедные и богатые»; абазинская народная сказка «Ум и богатство».

МАЙ

«Жадность»

Беседа, мини –спектакль «Щедрый бедности не знает»

В.Сухомлинский «Жадный мальчик», «Яблоко в осеннем лесу»; Я. Аким «Жадина».

Мини- спектакль «Бережливые друзья!»

Интерактивный спектакль.

3 этап — заключительный.

Подведение итогов проекта:

- итоговое мероприятие с родителями ярмарка – спектакль «Как старик корову продавал»

- анализ результатов проведённой работы;

- составление отчёта о проделанной работе.

По итогам проектной деятельности нами разработаны рекомендации для родителей для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотностью:

1. Используйте игры и книги, чтобы объяснить основы денег и экономики. Например, игра «Монополия» может помочь детям понять концепцию владения недвижимостью и управления финансами.

2. Показывайте примеры правильного использования денег. Рассказывайте о своих финансовых решениях и почему вы их принимаете.

3. Научите детей различать потребности и желания. Объясните им разницу между тем, что им нужно (например, еда), и тем, что они хотят (например, игрушка).

4. Помогите детям создать бюджет для своих карманных денег или сбережений. Это поможет им понять, как распределять свои ресурсы и экономить деньги на будущее.

5. Вовлекайте детей в принятие решений о покупках. Пусть они помогают выбирать продукты в магазине или планировать семейный отдых.

6. Рассказывайте о благотворительности и помощи другим людям. Это поможет детям понять важность щедрости и того, как даже небольшие суммы могут сделать большую разницу для кого-то другого.

Список литературы:

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2021г.- 169 с.
  2. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2020г.
  3. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2020г.
  4. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»

Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....

Экологический проект с детьми подготовительной группы "Наша Красная книга"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Почему сейчас этот вопрос так актуален? Причина - в необдуманной и варварской деятельности человека. Экологическое воспитание - эт...

Проект для детей подготовительной группы "Занимательные финансы"

Проек для детей подготовительной группы "Занимательные финансы"...

Беседа с детьми подготовительной группы "Азбука здоровья"

Беседа с детьми подготовительной группы "Азбука здоровья"...

ПРОЕКТ «Lego - БУМ» познавательно-творческий проект с детьми подготовительной группы

Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складыв...