Проект с детьми подготовительной группы «Азбука финансов»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Актуальность: финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_finansov.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Морошка»
Проект с детьми подготовительной группы «Азбука финансов»
Выполнил: Борозенец Т.В.
Карелина И.Г.
Тип проекта: информационный.
Продолжительность: долгосрочный- 1 год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Актуальность: финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»).
Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: финансового поведения формируются последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок неграмотным человеком.
В дошкольном возрасте основы финансовой прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
-научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
трудиться, работать и зарабатывать деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Предполагаемый результат:
-разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;
-чётко осознают, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
-знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
-понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; -осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
-освоят начальные навыки обращения с деньгами, осознают необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
-научатся принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Будут понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
-освоят начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
-заложат нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1 этап - подготовительный: (сентябрь 2024 г.)
-Сбор методического материала по теме проекта;
-Сбор художественной литературы: загадки, сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки;
-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий;
-Разработка этапов проектной деятельности;
-Обозначение мероприятий по реализации проекта;
-Подборка информации для родителей.
2 этап - практический (октябрь 2024 г.- апрель 2025 г.):
Взаимодействие с родителями воспитанников:
#1054;формление стенда «Наша семья трудится».
2. Копилка своими руками.
Работа с детьми:
НОД | Формы и методы проведения | Чтение художественной литературы |
СЕНТЯБРЬ | ||
«Труд- основа жизни» | Беседа, игра- соревнование «Мои домашние обязанности». | Стихотворение Г. Ладонщикова «Самокат»; рассказы: Н.Носова «Заплатка», В.Осеевой «Сыновья», Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», В.Сухомлинского «Пахарь и крот» и «Не потерял, а нашёл». |
«Работать и зарабатывать» | Беседа, игра «Вот так заработали!». | Рассказы В.Осеевой «Труд согревает»,Н.Носова «На горке», В.Пермяка «Первая рыбка»,»Как Маша стала большой», Л.Толстого «Наши пряли, а ваши спали», сказка «Колосок»«Золотая монета» (армянская народная сказка). |
«Все работы хороши, выбирай на вкус» | Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается»; Викторины: «Угадай профессию», «Услуга или товар?», «Все профессии важны, все профессии нужны».
| Рассказы Е.Пермяка «Филя», «Птичьи домики», В.Сухомлинского «Пекарь и портной». |
Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». | Интерактивный спектакль. |
|
ОКТЯБРЬ | ||
«Как придумали деньги» | Беседа | Сказка К.Чуковский «Муха-Цокотуха». |
«Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся» | Беседа, «Нарисуем деньги для нашей группы» | А.Барто «Хищница»; сказка Л.Стахович «Где живут денежки». |
«Как деньги попадают к нам в дом» | Беседа, игра «Как потопаешь, так и полопаешь» | Сказка Л.Ястребова, Н.Малыгина «Хранители бюджета». |
Квест «Козни Бабы- яги» | Интерактивная игра. |
|
НОЯБРЬ | ||
«Где живут деньги» | Игра «Денежкин домик» |
|
«Потребности и желания» | Исследование: что необходимо человеку для жизни; игра «Выбираем самое важное». | Рассказ Л.Стахович «Про капризного Артёма» ; Ш.Галиев «Три копейки на покупки». |
Мини- спектакли «Зайкина находка», «Желания Волчонка- Зубастика» | Интерактивный спектакль. |
|
ДЕКАБРЬ | ||
«Где покупают и продают разные товары» | Игра «Где что купить?» | Русская народная сказка С.Михалкова «Как старик корову продавал». |
«Стоимость и цена товара» | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
|
«Выгодно- невыгодно» | Игра «Выбираем: дорого- дёшево, выгодно- невыгодно» |
|
Игра- праздник «Русская ярмарка» | Ярмарка: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. |
|
ЯНВАРЬ | ||
«Тратим разумно, экономим» | Беседа, игры «Деньги получил- ерунду накупил», «Открываем бутербродную»; викторина «Разумные траты сказочных героев». | И.Ревю «Бережливая птица»,басня Л. да Винчи «Муравей и пшеничное зерно». |
Мини- спектакль «Хочу и могу» | Интерактивный спектакль. |
|
«Копим и сберегаем» | Игра «Копим и сберегаем». |
|
ФЕВРАЛЬ | ||
Мини- спектакли «Мишкина копилка», «День рождения» | Интерактивный спектакль. |
|
«Занимаем и одалживаем» | Беседа, игра «Занять и одолжить» | В.Осеева «Долг». |
«Долги» | Беседа |
|
МАРТ | ||
«Заплатить долг скорее, так будет веселее» | Беседа, обсуждение пословиц. | Притча о королевском изумруде |
Мини спектакль «Долг платежом красен» | Интерактивный спектакль. |
|
«Всё по плану!» | Игра «План на следующий день | Рассказ Л. Стахович «План». |
«Ставим цели» | Игра «Наши цели» |
|
АПРЕЛЬ | ||
«Сделал дело- гуляй смело» | Игра «Сделал дело- гуляй смело» |
|
Мини- спектакль «Всё по плану!» | Интерактивный спектакль. |
|
«Хочу купить всё!» | Беседа, игра «Что нельзя купить?» |
|
«Наше богатство!» | Беседа | Рассказ Л.Стахович «Как Валюта бабушке сон покупала»; японская сказка «Бедные и богатые»; абазинская народная сказка «Ум и богатство». |
МАЙ | ||
«Жадность» | Беседа, мини –спектакль «Щедрый бедности не знает» | В.Сухомлинский «Жадный мальчик», «Яблоко в осеннем лесу»; Я. Аким «Жадина». |
Мини- спектакль «Бережливые друзья!» | Интерактивный спектакль. |
|
3 этап — заключительный.
Подведение итогов проекта:
- итоговое мероприятие с родителями ярмарка – спектакль «Как старик корову продавал»
- анализ результатов проведённой работы;
- составление отчёта о проделанной работе.
По итогам проектной деятельности нами разработаны рекомендации для родителей для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами финансовой грамотностью:
1. Используйте игры и книги, чтобы объяснить основы денег и экономики. Например, игра «Монополия» может помочь детям понять концепцию владения недвижимостью и управления финансами.
2. Показывайте примеры правильного использования денег. Рассказывайте о своих финансовых решениях и почему вы их принимаете.
3. Научите детей различать потребности и желания. Объясните им разницу между тем, что им нужно (например, еда), и тем, что они хотят (например, игрушка).
4. Помогите детям создать бюджет для своих карманных денег или сбережений. Это поможет им понять, как распределять свои ресурсы и экономить деньги на будущее.
5. Вовлекайте детей в принятие решений о покупках. Пусть они помогают выбирать продукты в магазине или планировать семейный отдых.
6. Рассказывайте о благотворительности и помощи другим людям. Это поможет детям понять важность щедрости и того, как даже небольшие суммы могут сделать большую разницу для кого-то другого.
Список литературы:
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2021г.- 169 с.
- Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2020г.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // СПб.: Свое издательство, 2020г.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»
Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....
Проект с детьми подготовительной группы "Выращивание помидор рассадным способом"
Документация проекта...
Проект с детьми подготовительной группы "Давайте поиграем"
Пректная деятельность с детьми....
Экологический проект с детьми подготовительной группы "Наша Красная книга"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Почему сейчас этот вопрос так актуален? Причина - в необдуманной и варварской деятельности человека. Экологическое воспитание - эт...
Проект для детей подготовительной группы "Занимательные финансы"
Проек для детей подготовительной группы "Занимательные финансы"...
Беседа с детьми подготовительной группы "Азбука здоровья"
Беседа с детьми подготовительной группы "Азбука здоровья"...
ПРОЕКТ «Lego - БУМ» познавательно-творческий проект с детьми подготовительной группы
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складыв...