Основы финансовой грамотности у дошкольников
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Орлица Марина Александровна

Актуальность данной темы заключается в формировании разных привычек в финапсовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osnovy_finansovoy_gramotnosti_u_doshkolnikov.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Приобщение ребенка к миру финансово-экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.

            Так что же такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры. Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада? Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие ребенка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги), верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем. Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ 
финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

В образовании детей дошкольного возраста преимущественно применяются игровые и словесные методы обучения.

Игровые методы обучения. Плюс игры как метода обучения и воспитания состоит в том, что она возбуждает у детей повышенную заинтересованность, позитивные эмоции, способствует концентрации внимания на обучающей задаче, которая в этом случае становится не навязанной снаружи, а своей, личной задачей. Решение учебной задачи в процессе игры связано с наименьшими расходами нервной энергии, с меньшими волевыми напряжениями.

Словесные методы обучения. Словесные методы в короткий срок позволяют подавать дошкольникам информацию, устанавливать перед ними учебную цель, показывать линии ее разрешения. Словесные методы и приемы совмещаются с наглядными, игровыми, практическими методами, способствуя более высокой результативности. Словесные методы в «чистом» виде в образовании детей имеют узкое значение.  

В работе с дошкольниками, на этапе формирования первичных представления об окружающей действительности, мало только лишь почитать, рассказать – нужно представить сами объекты или их изображение.

Нужно с применением игр, рассказов, сказок, практической деятельности научить детей следующему:

 - знакомить ребенка с финансовой сферой жизни, создать условия для формирования у дошкольников базовых навыков обращения с деньгами, верного отношения к денежным ресурсам и их целевому назначению;

 - заложить начала адекватному отношению к финансовым ресурсам, управлению и контролю над ними, стремлению к бережливости, способность к накоплению и полезным покупкам;

-подготавливать ребенка к такому этапу, когда у него появятся первые «карманные» (собственные) деньги

 - развивать у детей первичные финансовые и экономические знания;

 - обогащать дошкольников базовыми финансово-экономическими терминами, соответствующими их возрастным возможностям;

- подготавливать к принятию первых собственных финансовых решений, содействовать вырабатыванию рациональных экономических нужд, навыку соизмерять потребности с настоящими потенциалами их удовлетворения;

 - стимулировать мотивацию к экономности, накапливанию, разумным тратам; формировать основу вырабатыванию финансово-экономического мышления;

 - воспитать умение целесообразно реализовывать свою трудовую деятельность;

 - способствовать развитию позитивной социализации и личностному росту ребенка. Немаловажно пояснить ребенку, что неверное обращение с финансами может приводить к разорению. Дошкольнику необходимо помогать в изучении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства понимающий цену деньгам и возможностях их заработка с высокий вероятностью во взрослой жизни реализуется успешным человеком. Современный ребенок рано включается в хозяйственную жизнь семьи, сталкивается с деньгами, магазинами с их агрессивным маркетингом, рекламой. Рациональное отношение к собственным финансам с раннего возраста способствует денежному благополучию во взрослой жизни. Впервые о формировании финансовой грамотности у детей заговорил Ян Амос Коменский – он включил в свою программу «материнская школа» основы понимания управления домашним хозяйством: «…детям необходимо постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших».

         Финансовая грамотность ребенка – это образование экономической направленности, формирующее основы финансовой культуры. Основы финансовой грамотности можно начинать изучать в дошкольном возрасте. Со старшего дошкольного возраста актуально воспитывать у детей бережливость, рациональное отношение к деньгам и денежным операциям, осознание ценностной оценки результатов работы, воспитание бережного отношения к труду взрослых.

Учить ребенка быть финансово грамотным – это значит учить его:

• как экономить деньги;

• насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные;

• как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя;

• как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;

• как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами;

• тому, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах;

 • о практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся;

 • как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок;

 • как работают банки;

 • как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Правильные представления о современном мире помогут ребенку успешно интегрироваться в общество, вырасти успешной личностью.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть

создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют

средства обучения:

- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);

- аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные

на развитие деятельности детей:

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,

макеты, карты, модели, картины и др.);

- игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,

дидактический материал и др.);

- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие

интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи

значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные

предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником

окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников / учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности

Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет

Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками  5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный  интерес, закрепить  понятия «монета», &laq...

Основы финансовой грамотности у дошкольников

Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников

игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Предложенные  методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...