РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сабурова Людмила Евгеньевна
Дошкольные годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому педагогу  важно целесообразно продумать процесс развития формирования финансовой грамотности у  старших дошкольников через организацию проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_fg_cherez_proekt.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

 

В современном обществе под воздействием социальных реалий появляются тревожные симптомы, среди которых можно назвать финансовую безграмотность населения. Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования. Одной из главных задач современного образования выступает функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний» [1].

Функциональная грамотность включает: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность, ИКТ- грамотность и гражданскую грамотность [4]. Предметом рассмотрения данной статьи является финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности, а одним из способов ее формирования метод проектов.

К проблемам, мешающим развитию финансовой грамотности можно отнести низкий уровень читательской грамотности: (неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков; составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему); слабый уровень математической грамотности.  

Для построения новой «модели обучения», ориентированной на обучающихся, в педагогической практике заслуживает внимание развитие проектных методик, предполагающих самостоятельную творческую работу обучающихся над индивидуальным или коллективным проектом.

           Примерами проектов, которые мы реализуем в повседневной жизни, могут быть ремонт в квартире, проведение торжественного мероприятия и т.д. Но мы мало задумываемся над тем, что это – проекты. И тем более, нам   не приходит в голову применять знания, инструменты и методы управления в подобного вида проектах [2].

           Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний, полученных при изучении смежных дисциплин, их применение и приобретение новых знаний и умений, как правило, путем самообразования.

           Критерием эффективности учебного проекта является практическая ценность, самостоятельность исследования, гибкость в направлении и скорости работы, ориентация на способности, широкий спектр охватываемых задач, взаимодействие участников проекта.  

В         образовательной         деятельности         обучающимся         могут         быть

предложены         следующие         виды         учебных         проектов:         практико-

ориентированный проект; исследовательский проект; информационный проект; творческий проект; ролевой проект.

          Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

          Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.  

         Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

         Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и т.п.

         Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, обучающиеся берут на себя роли выдуманных героев, руководителя предприятия и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [3].

          Практическая мотивации учителя при выборе тем   – приблизить обучение к практике повседневной жизни (путем формирования у школьников навыков эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни и т.д.).  

          Организация проектной (исследовательской) деятельности обучающихся включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования.
  2. Планирование работы.
  3. Исследование (обучающиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме; учитель корректирует ход выполнения работы).
  4. Обобщение результатов (обобщается полученная информация, формулируются выводы и оформляется материал для презентации).
  5. Защита результатов исследования.
  6. Оценка результатов исследовательского задания.

          По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию обучающихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы могут быть: красочно оформленные презентации, доклады, выставки рисунков.

           В старшей школе исследовательская и проектная деятельность обучающихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

           На всех ступенях образования исследовательская и проектная деятельность носит практико-ориентированный характер. Ребят очень привлекает экономическая тема. Тем более, что в последнее время в системе образования успешно реализуется проект «Дни финансовой грамотности», в мероприятиях которого обучающиеся нашей школы принимают самое непосредственное участие. Это не только просмотр онлайн-уроков, но и участие в конкурсах, олимпиадах, выполнение финансовых задач. Поэтому создание таких проектов, как «Бюджет моей семьи», «Мой личный бюджет», «История денег», «Я-предприниматель», «Слагаемые успеха в бизнесе» вызывает интерес у подростков.

          Внедряя метод проектно - исследовательской деятельности на занятиях по финансовой грамотности   удается:

  • повысить творческую активность обучающихся;
  • развивать логическое и критическое мышление;
  • повысить уровень конкурентоспособности;
  • расширить кругозор школьников.

         Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций, обучающихся в области финансовой и функциональной грамотности в целом.

 

Список литературы:

  1. Вознесенская, Ю. А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады).
  2. Гонтарева, И. В., Нижегородцев Р. М., Новиков Д. Л. Управление проектами: учеб, пособие. М.: Либроком, 2013.
  3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – М. 2011, № 6 – С. 39-47.
  4. Ковалева, Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. Т.1, № 2 (37). – С. 41-43.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...

Статья " Развитие представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"

В настоящее время перед обществом остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации,что способствует размыванию нравствен...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...