Конспект открытого занятия «Приглашение на открытие магазина наклеек Гнома Монеткина » для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ваткевич Юлия Леонидовна

Конспект открытого занятия "Приглашение на открытие магазина наклеек Гнома Монеткина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Приглашение на открытие магазина Наклеек Гнома Монеткина »

для детей 6-7 лет

Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление, об экономических понятиях: товар, цена, доход, расход, банк.
- Учить решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- Учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.
Развивающие:
- Развивать экономическое мышление; память, внимание; упражнять детей в математических расчётах.
Воспитывающие:
- Воспитывать социально-нравственные качества: рациональность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: слайды для занятия, столы…………..

        

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная игра

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Воспитатель: 

Ребята, я хочу пригласить вас в дружный круг и поделиться друг с другом хорошим настроением:

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть я! (руки к себе)
I. Мотивация. Постановка цели
Воспитатель:  Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Познакомьтесь- это Гном Монеткин! Давайте послушаем, что он нам говорит! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гном Монеткин. Я узнал, что вы изучаете финансовую грамотность. И уже умеете  считать деньги и распоряжаться ими. Поэтому я хочу пригласить вас на  открытие своего магазина».

Воспитатель: - Ребята принимаем приглашение Гнома Монеткина?
А что нужно, чтобы пойти в магазин? (деньги)

У нас с вами сейчас есть деньги? (Нет)

А как их получить? (Их нужно заработать)

Гном Монеткин предлагает вам их заработать!

Он приготовил для вас задания. Сегодня в нашей игре за каждое выполненное задание вы будите зарабатывать монеты. Заработанные монеты будут храниться в банке.  Когда мы заработаем с вами все монеты, мы их сможем получить из своей ячейки в банке.


II. Основная часть.            

Задание № 1

И так, первое задание от Гнома Монеткина. Гном Монеткин хочет узнать, знаете ли вы, для чего нужна копилка?

Игра  «Копилка»

Показываю детям копилку _

-Ребята что это такое? (копилка) Для чего она нужна (копить деньги) Давайте поиграем с копилкой. Будем передавать копилку и отвечать на вопрос для чего нам нужны деньги?

Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

Дети:

  •  для покупки продуктов питания;
  •  для оплаты коммунальных услуг;
  • для оплаты развлечений;
  •  для покупки одежды;
  •  для оплаты проезда в транспорте;
  • для покупки подарков
  • для покупки лекарств
  • для покупки игрушек
  • для оплаты за детский сад
  • для оплаты за обучение
  • для покупки корма для животных и тд

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди.                                                

   Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едим на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

(Дети получают по 1-й монетке от Гнома Монеткина)

Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? ответы детей)

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).

Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?

(Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Игра Дополни»

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

(Дети получают по 2-й монетке от Гнома Монеткина)

Следующее задание от Гнома Монеткина. Гном Монеткин хочет узнать, что вы занаете про деньги?

Задание №2: ЭКСПЕРИМЕНТ «Монета – купюра»

Картинки деньги ( монета и купюра).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! 

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Это банкноты или монеты.

Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.

Воспитатель: А какие деньги используют в нашей стране? 

Дети: Рубли.

Воспитатель: А как думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу здесь у нас будет мини лаборатория. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы с вами пришли сюда? Чтобы узнать, что удобнее в обращении монеты или купюры.

Как настоящие исследователи мы будем записывать результаты опытов, то-есть будем делать пометки напротив наших денег на доске.

1 эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монету в другом бумагу. Что произошло? Бумага помялась, а монета нет.

Теперь давайте попробуем порвать их (бумага рвется, а монету порвать не возможно).

Воспитатель:  какой вывод можно сделать, что лучше монета или купюра?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно монета в обращении лучше. Она не мнется и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюсик, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2 эксперимент:

Воспитатель: Следующий эксперимент мы проведем с водой. Перед вами два стаканчика с водой. Опускает в первый стаканчик бумагу, что произойдет?

Совершенно верно, бумага размокнет и не будет пригодна к использованию.

А теперь проверим монету. Что происходит с ней?

Какой вывод делаем, кто в этом эксперименте выиграл?

Ответы детей.

Воспитатель:  Отмечает плюсик монете.

3 эксперимент:

Воспитатель:  Давайте возьмем в руки монету и купюру и определим, что легче.

Ответы детей.

Воспитатель:  да, монета тяжелее купюры и это не всегда удобно, т. к. если в кошельке их много, это тяжело и не всегда удобно. Ставим плюсик купюре.

4 эксперимент:

Воспитатель:  А сейчас положите купюру и монеты в кошельки. Потрясите, поверните. Делаем вывод, с бумажными купюрами удобнее, они не просыпаются. Ставим плюсик купюрам.

Давайте подведем итог, что же лучше в обращении купюра или монета. По одним свойствам выигрывает купюра, а по другим монета. Какой вывод мы делаем?

Ответы детей.

Воспитатель: вы правы, нам нужны и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть еще в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей. (карта)

Воспитатель: А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

(Дети получают по 3-й монетке от Гнома Монеткина)

А сейчас Гном Монеткин предлагает сделать небольшой перерыв и немного размяться. Ведь в каждой работе бывают перерывы.

Физминутка.
 «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)  

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём. Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

(Дети получают по 4-й монетке от Гнома Монеткина)

А сейчас  Гном Монеткин. Гном Монеткин хочет узнать,  занаете ли вы , от куда появляются деньги?
Задание 3

«Семейный бюджет»

Воспитатель: Как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: да верно, их зарабатывают родители, а как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей.

Воспитатель: Зарплата – это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю. Кроме родителей, кто еще является членом вашей семьи?

Ответы детей.

Воспитатель: бабушки и дедушки правильно, а получают ли они деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно пожилым людям, проработавшим много лет, государство платит пенсию. Кто еще живет в семье?

Ответы детей.

Воспитатель: Да в семье проживают еще дети – это ваши братья и сестры. А как вы думаете, дети могут приносить в бюджет семьи деньги?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей. Дети получают от государства деньги – детские пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, пособия, стипендия. А как же, одним словом назвать все эти деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Да это все доходы семьи, или по- другому семейный бюджет.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста еще раз, когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?

Доход - это деньги полученные в результате работы.

Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

(Дети получают по 5-й монетке от Гнома Монеткина)

А сейчас  Гном Монеткин хочет узнать,  как вы поняли, что такое доход, и что такое расход.

Задание №4.  Игра «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете поднимать зелёную карточку,  если — расход, то красную.

  • Покупка хлеба в магазине….(расход)
  • Оплата коммунальных услуг…..….(расход)
  • Папа получил премию……(доход)
  • Дедушка получил пенсию…(доход)
  • Мама с папой получили зарплату…(доход)
  • Мама заплатила за детский сад……(расход)
  • Вы нашли клад……………………(доход)
  • Бабушка купила молоко………….(расход)
  • Папа заплатил за стрижку………(расход)
  • Брат получил стипендию………(доход)
  • Вы купили билеты в кино…….(расход)
  • Папа получил зарплату….. (доход)
  • Заболела бабушка…… (расход)
  • Мама выиграла приз…..( доход)
  • Сестра потеряла кошелек…. (расход)
  • Бабушка продала пирожки….( доход)
  • Заплатили за квартиру….( расход)
  • Брат порвал куртку. –(расход)
  • Купили путевку на море….(расход)

Воспитатель: - Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?
- Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Воспитатель: а теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,

нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

(Дети получают по 6-й монетке от Гнома Монеткина)


Воспитатель: - Молодцы! А сейчас Гном Монеткин хочет убедиться в том, сможете ли вы посчитать и  распределить семейный бюджет

«Посчитай семейный бюджет»

(На столе у детей монеты разного достоинства).

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.

Решите задачу и найдите нужную монету на стол.

Вопрос

Назовите месячный доход этой семьи. (10 руб.)

Затем дети считают, месячный расход этой семьи.

– Какова сумма расходов, если:

на продукты они тратят - 2 руб.,

на обновки - 2 руб. ,

за оплату квартиры они отдают 3 руб.,

за детский сад - 1 руб. ,

за проезд в автобусе - 1 руб., (9)

Вопрос

Может ли семья  в этом месяце купить ребёнку велосипед за 2 руб.? Почему? Что нужно сделать?

Ответы детей.

Ну а сейчас давайте расскажем Гному Монеткину  как надо экономить семейный бюджет.

ЗАДАНИЕ №6  «Экономия бюджета» ( игра с мячом)

Чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно:

Дети:

•        не лить зря воду;

•        уходя, выключать свет;

•        беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

•        бережно относиться к своим вещам;

•        не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились  и с этой игрой.

(Дети получают по 8-й монетке от Гнома Монеткина)

Воспитатель: Молодцы, вы проделали большую работу и получаете по золотой монетке. Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за нашу игру. Теперь вы можете смело идти в магазин «Наклеек» Гнома Монеткина и купить те, наклейки которые  захотите. Подходите к прилавку с товаром. Для начала рассмотрите весь товар, определите, что бы вам хотелось купить и хватит ли у вас на все это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда давайте определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Проводится игра «Магазин Наклеек» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию.


III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
- Что понравилось больше всего?
- Что вы хотите рассказать родителям дома?
- Какие новые слова мы сегодня узнали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе (открытое итоговое занятие) «Приглашение в путешествие»

НОД в подготовительной группе (итоговое занятие) "Приглашение в путешествие"...

Конспект музыкального занятия "Приглашение" в старшей группе

Открытое музыкальное занятие для родителей...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:- дать первичные знания по финансовой грамотности;- расширять представления о профессиях, соотносить ...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к открытому занятию по финансовой грамотности на тему: «Гном Монеткин приглашает детей на открытие магазина наклеек»

Презентация к открытому занятию по финансовой грамотности на тему: "Гном Монеткин приглашает детей на открытие магазина наклеек"...