Гостевой обмен в ДОУ "Формирование основ финансовой грамотности в ДОУ"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Савченко Татьяна Рихердовна

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_finansovaya_gramotnost.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников в ДОУ

Т.Р.Савченко,

 воспитатель

МБДОУ №27

г.Канск

        Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.        С 2020г. мы начали формировать финансовую культуру у детей, создавая благоприятные условия в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями через постепенное погружение детей   в социально-экономическую жизнь.

        Цель данной работы мы определили, как формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.

        Задачи: 

1.Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

2.Расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета.

3.Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.

4.Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить.

5.Повышать уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.

6.Активизировать работу по экономическому развитию дошкольников через обогащение РППС.

        О планирование работы по формированию финансовой грамотности детей расскажет Ольга Владимировна (состоит из занятий и рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная группы)по программе  Л.В. Стахович Е.В. Семенкова Л.Ю. Рыжановская "Азы  по финансовой культуре для дошкольников", составлена в соответствии с ФГОС ДО, утверждённым приказом Минобрнауки  России № 1155 -ФЗ от 17.10.2013г.)

        Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций:

Лена пригласила к себе в гости друзей. Саша подарил Лене – цветы; Оля – книгу; Катя – конфеты.

В каких магазинах друзья купили свои подарки?

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.

Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
  • Чтение художественной литературы.Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.(Сказка про то, как на Руси рубль появился.Муха-Цокотуха. Сказка о попе и работнике его Балде. Жадный мальчик. Как старик корову продавал.) и многие другие.
  • МультфильмыС.Михалков, «Простоквашино», «Буратино», «Уроки тетушки Совы», "Смешарики".
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • анализ, классификация предметов;
  • обобщение по заданному признаку;
  • сравнение и выделение главного;
  • простые умозаключения;
  • действия по предложенной схеме-алгоритму.
  • Игровые упражнения для развития математических способностей:
  • овладение счетными операциями;
  • формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
  • сравнение количества предметов;
  • освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
  • решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Ресурсное обеспечение по финансовой грамотности:

        Центры - финансист в группах, где имеются атрибуты к сюжетно -ролевым, дидактические игры, которые вы увидели на нашей выставке. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы, делают дети копилки, деньги, кассы.

        Воспитатели проводят мониторинг (А.А.Шатова - автор). Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.  

Высокий

Средний

Низкий

2020-2021г.

15%

52%

33%

2021-2022г.

37%

46%

17%

Планируемые результаты:

-сформированность экономических представлений и понятий у детей;

-развито  экономическое  мышление  у дошкольников;

-умение соизмерять свои потребности и возможности;

-понимать, ценить и уважать результат труда людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Дидактическая игра "Найди и обменяй" для детей старшего дошкольного возраста. Формирование основ финансовой грамотности.

Дидактическая игра«Найди и обменяй»Цель: формирование основ финансовой грамотности.Задачи:-Закреплять понятие «обмен», «бартер»; -Формировать умение находить н...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....