Конспект занятия "Путешествие в денежную страну!
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Знакомство детей подготовительной к школе группы с овновами финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_denezhnuyu_stranu.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в Денежную страну»
Воспитатель: Соловьева О.А.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет.
расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
формировать первичные экономические понятия (экономия, зарплата, семейный бюджет, дешевый товар, дорогой товар)
Развивающие:
продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах.
развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
развивать экономическое мышление у дошкольников.
Воспитательные:
воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.
воспитывать нравственные качества, правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах, самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа: рассматривание с детьми монет и банкнот нашей страны разного номинала, беседы с детьми «Что такое деньги, какие они бывают», «Наши потребности», «Для чего нужна работа?», сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».
Методы и приемы:
игровой (дидактические игры, пальчиковая игра).
наглядный (рассматривание иллюстраций на слайдах в презентации; просмотр мультфильма).
практическая деятельность детей (игра «Идем в магазин»).
словесный (вопросы к детям, объяснение).
Материал и оборудование: видеопроектор для показа презентации, маленький сундучок, кошелек, копилка, монетки, банкноты и монеты разных стран (распечатанные на цветном принтере) на подносе для каждого ребенка (дидактическая игра «Выбери российские деньги», красная и зеленая монеты (распечатанные на цветном принтере) для дидактической игры «Что можно купить за деньги?», карточки с изображением разных товаров, на которых указана цена (положить в синие конверты – конверт один на двоих) для дидактической игры «Разложи товары по мере возрастания цены», две магнитных доски (для дидактической игры «Разложи товары по мере возрастания цены», файл с мультфильмом «Фиксики. Как делают деньги», файл с записью звука падающей монеты.
Прогнозируемые результаты:
дети узнают: что труд приносит доход, главные ценности – жизнь, радость, здоровье близких людей – за деньги не купишь, бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам.
дети научатся: применять в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет), понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.
1. Вводная часть. (Слайд №1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить на очень сложную и важную тему, поэтому нам нужно настроиться на хорошую работу.
Психогимнастика с детьми:
Наши умные головки будут думать много, ловко. (ладошки положить на виски)
Ушки будут слушать, ротик четко говорить, (ладошками дотронуться до ушей, до губ)
Ручки будут трогать, глазки наблюдать, (сжимать и разжимать кулачки; ладошками дотронуться до глаз)
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся! (выпрямить спины; руки сложить «полочкой»)
Воспитатель: А сейчас, послушайте меня. Ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Три копейки на покупку»:
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки он ей даё т: «Вот!
Купи мне самолёт.
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество покупок? Почему? Ответы детей (Нет, денег слишком мало, а покупок много).
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу, станете более самостоятельными и, возможно, ваши родители будут просить вас сходить в магазин за покупками.
Они дадут вам с собой определенную сумму денег. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? (Ответы детей).
Воспитатель: А чтобы немного поближе познакомиться с деньгами, узнать о них побольше, я предлагаю вам побывать в необычной Денежной стране в городе под названием Экономика.
А свое название это город получил в честь одной очень важной науки Экономики. Это такая наука, о том, как правильно вести хозяйство. Хозяйство может быть любым - самым маленьким, как у кого-то в семье, или побольше, например, как в нашем детском саду, или очень большое — как в нашей стране. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Раскрыть некоторые экономические тайны мы сможем, побывав в этой Денежной стране.
-Так вот, все жители города Экономика умеют разумно тратить деньги и экономить их. А что значит экономить, быть экономными? (не тратить лишнего, беречь, делать разумные покупки.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какой-то сундучок, а на нем записка. Да это же письмо от президента Денежной страны. (воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Добро пожаловать в мою страну! Каждый, кто оказывается в моей стране, узнает что-то новое и интересное. Выполняйте мои задания и получайте за это золотые монетки. Отгадайте мою загадку и тогда этот сундучок откроется»
Загадка:
В кармане держу я для денежки домик.
Но денежка эта свой домик не помнит —
Сегодня лежит она в доме своем,
А завтра ее в магазин отдаем.
И домик пустеет, и домик грустит:
«Когда же другая меня навестит?»
Воспитатель: Что, же это? (ответ детей: кошелек).
-Итак, что же мы храним в кошельке? (ответ детей: деньги).
-А какими бывают деньги? (ответ детей: монеты и бумажные деньги).
Слайд № 2, с изображением различных монет и банкнот разного города.
-Бумажные деньги еще называют банкнотами.
- Деньги, которые лежат у нас в кошельке называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они на пластиковых карточках. Вы, наверное, видели такие карточки у своих родителей?
Слайд № 3, с изображением пластиковых карт.
Воспитатель: Ребята, а как называются деньги в стране, в которой мы живем, в России? (ответ детей: рубли).
- Молодцы! А давайте заглянем в этот кошелек, который оставил нам президент. (воспитатель достает из кошелька записку с новым заданием и золотую монетку). Там для нас новое задание и золотая монетка! Мы с вами будем копить эти золотые монетки. А куда складывают деньги, если хотят их накопить? (ответы детей: в копилку). У меня как раз есть копилка – туда и положим нашу монетку.
Задание № 1:
«Ребята, у каждого на столе, на подносе лежат банкноты и монетки из разных стран. Подумайте и выберите только российские деньги». (дидактическая игра «Выбери российские деньги»)
Воспитатель: Какое сложное задание нам приготовил президент. Давайте каждый возьмет эти деньги, внимательно их рассмотрит и необычные, незнакомые для вас отложит в сторону, а знакомые вам российские деньги разложит перед собой.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: итак, давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
Слайд № 4 с изображением российских денег.
Воспитатель: посмотрите, такие деньги вы положили перед собой? (дети проверяют).
Слайд № 5 с изображением иностранных денег. (воспитатель показывает и называет деньги разных стран).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! (звук падающей монетки) .
Посмотрите в кошельке появилась еще одна монетка для нас! А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся:
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем денежки считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
(Сколько пальцев? Ответ детей: пять. Выполняют упражнение)
Воспитатель: Ребята, а каким образом в семье появляются деньги? (ответы детей: родители получают их за свою работу).
Воспитатель: как называются деньги, которые зарабатывают родители? (ответы детей: зарплата).
Воспитатель: А ваши бабушка или дедушка получают какие-то деньги, если они не работают? (ответы детей: да, они получают пенсию).
Воспитатель: Пенсия – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Могут ли дети получать деньги? (ответы детей).
Воспитатель: Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, колледжах, институтах, получают стипендию. Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как, одним словом, назвать все эти деньги? (семейный бюджет)
Воспитатель: (смотрит в кошелек) Ребята, а здесь еще задание от президента Денежной страны.
Задание № 2:
«Подсчитайте бюджет семьи, если папа зарабатывает 6 рублей, а мама зарабатывает 3 рубля». Слайд № 7 с условием задачи.
Дети решают задачу.
Воспитатель: Молодцы, правильно решили задачу президента денежной страны. (звук падающей монетки). Снова монетка звенит. (воспитатель достает еще одну монетку из кошелька и бросает ее в копилку)
А скажите мне, пожалуйста, что можно купить за деньги? (ответы детей: продукты, одежду, игрушки и т. д.)
Воспитатель: Ребята, все, что можно купить за деньги – это товар или материальные ценности. Они продаются и покупаются. А все ли можно купить за деньги? (ответы детей)
То, что мы не можем с вами купить ни за какие деньги – это ценности духовные, нематериальные. Они не покупаются и не продаются.
(Воспитатель открывает кошелек) А в кошельке новое задание от президента Золотого рублика.
Задание № 3: (Слайд № 7 с изображением витрины магазина)
«Ребята, приглашаю вас посетить наш магазин. У вас на столах лежат синие конверты. В них различные виды товаров с ценой. Нужно разложить эти товары по мере возрастания цены на товар. И определить, какой товар самый дорогой, а какой самый дешевый». (дидактическая игра «Разложи товары по мере возрастания цены»).
Воспитатель: открываем конверты. Достаем карточки с товарами. Будем работать в парах, дружно, помогая друг другу. Раскладываем товары по возрастанию цены, начиняя с самой низкой. А два человека будут это делать у доски. Кто желает? (два ребенка выходят к магнитной доске и там выполняют задание).
Слайд № 8 с правильным ответом.
Дети проверяют свою работу. Обсуждают с воспитателем какой самый дорогой товар, а какой самый дешевый.
Воспитатель: Молодцы, дети, снова справились с заданием! (звук падающей монетки) Воспитатель достает из кошелька монетку. И нам в награду еще одна золотая монетка в нашу копилку. И задание от президента. (Читает записку).
Задание № 4: (Слайд № 9 витрина магазина)
«Ребята, не спешите уходить из нашего магазина. У меня очень много дел, и я совсем забыл купить себе домой продукты. Помогите мне, пожалуйста! У каждого на столе я оставил красный кошелек (конвертик) с монетками моей страны. Надеюсь, что этих денег вам хватит, и еще останется! Удачи вам!» (дидактическая игра «Идем за покупками»)
Воспитатель: А прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Воспитатель: Ну а теперь, ребята, открывайте свои красные кошельки, доставайте монетки. Сейчас будем по четыре человека подходить к витрине и покупать продукты для президента.
Дети подходят к витрине, выбирают товар и оставляют монетки. Воспитатель помогает им в этом. Все купленные продукты складывают в корзину для покупок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько продуктов мы закупили. А остались ли у вас еще монетки? (ответы детей: да, остались). Что это значить: если мы потратили не все деньги? (ответы детей: это значит мы были экономными). А за это нам еще золотая монетка.
Ребята, давайте подсчитаем, сколько монет мы накопили в нашей копилке.
(открывают копилку, считают монеты – шесть монет).
Воспитатель: На эти монетки мы можем выбрать для себя подарки. Посмотрите, на столе стоят три тарелки, около каждой тарелки цена. (На одной тарелке – банан, на другой – яблоко, на третьей – шоколадные монетки). Цена какой тарелки соответствует количеству наших монет, что мы можем обменять на наши деньги? (ответы детей: мы можем взять шоколадные монетки).
Воспитатель раздает угощение детям.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, наш детский сад – это как одна большая семья. Поэтому, как и вашим родителям, каждый месяц сюда приходят платежи. А какие платежи каждый месяц должны обязательно производить ваши родители? (Ответы детей: за воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Вот и наш детский сад каждый месяц платит деньги за воду, свет, телефон, за вывоз мусора. А что мы с вами можем сделать, чтобы эти платежи стали меньше?
(Ответы детей: нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: правильно, а как это сделать?
(Ответы детей: выключать свет, когда он не нужен, выключать воду, пока намыливаем мылом руки, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада.
Воспитатель:
Что нового вы там узнали?
Что было для вас самым интересным?
А что вызвало у вас трудности?
Воспитатель: Ребята, сегодня вы все были молодцы, очень хорошо работали, были внимательными и активными. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
викторина по обучению детей финансовой грамотности "Путешествие в денежную страну"
разработан сценарий для детей подготовительной группы по проведению игры викторины по финансовой грамотности...
КВЕСТ-ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕНЕЖНУЮ СТРАНУ
Квест-игра содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, созданию необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Ознакомление детей старшей группы ...
Конспект викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в денежную страну"
Данный конспект викторины в игровой форме, позволяет закрепить у детей экономические знания,развивает сообразительность,мышление, дает возможность научитьтя договариваться между собой. А главное, дост...
Методическая разработка конспекта занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы совместно с родителями «Путешествие в денежную страну».
Конспект занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группысовместно с родителями «Путешествие в денежную страну» Задачи:1. В иг...
Викторина"Путешествие в денежную страну"
Данный конспект викторины в игровой форме, позволяет закрепить у детей экономические знания,развивает сообразительность,мышление, дает возможность научитьтя договариваться между собой. А главное, дост...
Конспект образовательной ситуации «Денежные единицы разных стран»
Конспект образовательной ситуации «Денежные единицы разных стран»...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников. «Путешествие в денежную страну»
Цель: обобщение и систематизирование знаний детей по формированию финансовой грамотности дошкольников. ...