Конспект занятия "Путешествие в денежную страну!
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Знакомство детей подготовительной к школе группы с овновами финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_denezhnuyu_stranu.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в Денежную страну»

Воспитатель: Соловьева О.А.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет.

расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

формировать первичные экономические понятия (экономия, зарплата, семейный бюджет, дешевый товар, дорогой товар)

Развивающие:

продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах.

развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

развивать экономическое мышление у дошкольников.

Воспитательные:

воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.

воспитывать нравственные качества, правильное отношение к деньгам и разумному их использованию.

Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах, самостоятельная деятельность детей.

Предварительная работа: рассматривание с детьми монет и банкнот нашей страны разного номинала, беседы с детьми «Что такое деньги, какие они бывают»«Наши потребности»«Для чего нужна работа?», сюжетно-ролевые игры«Магазин»«Семья».

Методы и приемы:

игровой (дидактические игры, пальчиковая игра).

наглядный (рассматривание иллюстраций на слайдах в презентации; просмотр мультфильма).

практическая деятельность детей (игра «Идем в магазин»).

словесный (вопросы к детям, объяснение).

Материал и оборудование: видеопроектор для показа презентации, маленький сундучок, кошелек, копилка,  монетки, банкноты и монеты разных стран (распечатанные на цветном принтере) на подносе для каждого ребенка (дидактическая игра «Выбери российские деньги», красная и зеленая монеты (распечатанные на цветном принтере) для дидактической игры «Что можно купить за деньги?», карточки с изображением разных товаров, на которых указана цена (положить в синие конверты – конверт один на двоих) для дидактической игры «Разложи товары по мере возрастания цены», две магнитных доски (для дидактической игры «Разложи товары по мере возрастания цены», файл с мультфильмом «Фиксики. Как делают деньги», файл с записью звука падающей монеты.

Прогнозируемые результаты:

дети узнают: что труд приносит доход, главные ценности – жизнь, радость, здоровье близких людей – за деньги не купишь, бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам.

дети научатся: применять в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет), понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.

1. Вводная часть. (Слайд №1)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить на очень сложную и важную тему, поэтому нам нужно настроиться на хорошую работу.

Психогимнастика с детьми:

Наши умные головки будут думать много, ловко. (ладошки положить на виски)

Ушки будут слушать, ротик четко говорить, (ладошками дотронуться до ушей, до губ)

Ручки будут трогать, глазки наблюдать, (сжимать и разжимать кулачки; ладошками дотронуться до глаз)

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся! (выпрямить спины; руки сложить «полочкой»)

Воспитатель: А сейчас, послушайте меня. Ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Три копейки на покупку»:

Маму в магазин провожает сын.

Три копейки он ей даё т: «Вот!

Купи мне самолёт.

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество покупок? Почему? Ответы детей (Нет, денег слишком мало, а покупок много).

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу, станете более самостоятельными и, возможно, ваши родители будут просить вас сходить в магазин за покупками.

Они дадут вам с собой определенную сумму денег. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? (Ответы детей).

Воспитатель: А чтобы немного поближе познакомиться с деньгами, узнать о них побольше, я предлагаю вам побывать в необычной Денежной стране в городе под названием Экономика.

А свое название это город получил в честь одной очень важной науки Экономики. Это такая наука, о том, как правильно вести хозяйство. Хозяйство может быть любым - самым маленьким, как у кого-то в семье, или побольше, например, как в нашем детском саду, или очень большое — как в нашей стране. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Раскрыть некоторые экономические тайны мы сможем, побывав в этой Денежной стране.

-Так вот, все жители города Экономика умеют разумно тратить деньги и экономить их. А что значит экономить, быть экономными? (не тратить лишнего, беречь, делать разумные покупки.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какой-то сундучок, а на нем записка. Да это же письмо от президента Денежной страны. (воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Добро пожаловать в мою страну! Каждый, кто оказывается в моей стране, узнает что-то новое и интересное. Выполняйте мои задания и получайте за это золотые монетки. Отгадайте мою загадку и тогда этот сундучок откроется»

Загадка:

В кармане держу я для денежки домик.

Но денежка эта свой домик не помнит —

Сегодня лежит она в доме своем,

А завтра ее в магазин отдаем.

И домик пустеет, и домик грустит:

«Когда же другая меня навестит?»

Воспитатель: Что, же это? (ответ детей: кошелек).

-Итак, что же мы храним в кошельке? (ответ детей: деньги).

-А какими бывают деньги? (ответ детей: монеты и бумажные деньги).

Слайд № 2, с изображением различных монет и банкнот разного города.

-Бумажные деньги еще называют банкнотами.

- Деньги, которые лежат у нас в кошельке называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они на пластиковых карточках. Вы, наверное, видели такие карточки у своих родителей?

Слайд № 3, с изображением пластиковых карт.

Воспитатель: Ребята, а как называются деньги в стране, в которой мы живем, в России? (ответ детей: рубли).

- Молодцы! А давайте заглянем в этот кошелек, который оставил нам президент. (воспитатель достает из кошелька записку с новым заданием и золотую монетку). Там для нас новое задание и золотая монетка! Мы с вами будем копить эти золотые монетки. А куда складывают деньги, если хотят их накопить? (ответы детей: в копилку). У меня как раз есть копилка – туда и положим нашу монетку.

Задание № 1:

«Ребята, у каждого на столе, на подносе лежат банкноты и монетки из разных стран. Подумайте и выберите только российские деньги». (дидактическая игра «Выбери российские деньги»)

Воспитатель: Какое сложное задание нам приготовил президент. Давайте каждый возьмет эти деньги, внимательно их рассмотрит и необычные, незнакомые для вас отложит в сторону, а знакомые вам российские деньги разложит перед собой.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: итак, давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Слайд № 4 с изображением российских денег.

Воспитатель: посмотрите, такие деньги вы положили перед собой? (дети проверяют).

Слайд № 5 с изображением иностранных денег. (воспитатель показывает и называет деньги разных стран).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! (звук падающей монетки) .

Посмотрите в кошельке появилась еще одна монетка для нас! А сейчас давайте немного отдохнем и подвигаемся:

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежки считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

(Сколько пальцев? Ответ детей: пять. Выполняют упражнение)

Воспитатель: Ребята, а каким образом в семье появляются деньги? (ответы детей: родители получают их за свою работу).

Воспитатель: как называются деньги, которые зарабатывают родители? (ответы детей: зарплата).

Воспитатель: А ваши бабушка или дедушка получают какие-то деньги, если они не работают? (ответы детей: да, они получают пенсию).

Воспитатель: Пенсия – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Могут ли дети получать деньги? (ответы детей).

Воспитатель: Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, колледжах, институтах, получают стипендию. Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как, одним словом, назвать все эти деньги? (семейный бюджет)

Воспитатель(смотрит в кошелек) Ребята, а здесь еще задание от президента Денежной страны.

Задание № 2:

«Подсчитайте бюджет семьи, если папа зарабатывает 6 рублей, а мама зарабатывает 3 рубля». Слайд № 7 с условием задачи.

Дети решают задачу.

Воспитатель: Молодцы, правильно решили задачу президента денежной страны. (звук падающей монетки). Снова монетка звенит. (воспитатель достает еще одну монетку из кошелька и бросает ее в копилку)

А скажите мне, пожалуйста, что можно купить за деньги? (ответы детей: продукты, одежду, игрушки и т. д.)

Воспитатель: Ребята, все, что можно купить за деньги – это товар или материальные ценности. Они продаются и покупаются. А все ли можно купить за деньги? (ответы детей)

То, что мы не можем с вами купить ни за какие деньги – это ценности духовные, нематериальные. Они не покупаются и не продаются.

(Воспитатель открывает кошелек) А в кошельке новое задание от президента Золотого рублика.

Задание № 3(Слайд № 7 с изображением витрины магазина)

«Ребята, приглашаю вас посетить наш магазин. У вас на столах лежат синие конверты. В них различные виды товаров с ценой. Нужно разложить эти товары по мере возрастания цены на товар. И определить, какой товар самый дорогой, а какой самый дешевый». (дидактическая игра «Разложи товары по мере возрастания цены»).

Воспитатель: открываем конверты. Достаем карточки с товарами. Будем работать в парах, дружно, помогая друг другу. Раскладываем товары по возрастанию цены, начиняя с самой низкой. А два человека будут это делать у доски. Кто желает? (два ребенка выходят к магнитной доске и там выполняют задание).

Слайд № 8 с правильным ответом.

Дети проверяют свою работу. Обсуждают с воспитателем какой самый дорогой товар, а какой самый дешевый.

Воспитатель: Молодцы, дети, снова справились с заданием! (звук падающей монетки) Воспитатель достает из кошелька монетку. И нам в награду еще одна золотая монетка в нашу копилку. И задание от президента. (Читает записку).

Задание № 4(Слайд № 9 витрина магазина)

«Ребята, не спешите уходить из нашего магазина. У меня очень много дел, и я совсем забыл купить себе домой продукты. Помогите мне, пожалуйста! У каждого на столе я оставил красный кошелек (конвертик) с монетками моей страны. Надеюсь, что этих денег вам хватит, и еще останется! Удачи вам!» (дидактическая игра «Идем за покупками»)

Воспитатель: А прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: Ну а теперь, ребята, открывайте свои красные кошельки, доставайте монетки. Сейчас будем по четыре человека подходить к витрине и покупать продукты для президента.

Дети подходят к витрине, выбирают товар и оставляют монетки. Воспитатель помогает им в этом. Все купленные продукты складывают в корзину для покупок.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько продуктов мы закупили. А остались ли у вас еще монетки? (ответы детей: да, остались)Что это значить: если мы потратили не все деньги? (ответы детей: это значит мы были экономными). А за это нам еще золотая монетка.

Ребята, давайте подсчитаем, сколько монет мы накопили в нашей копилке.

(открывают копилку, считают монеты – шесть монет).

Воспитатель: На эти монетки мы можем выбрать для себя подарки. Посмотрите, на столе стоят три тарелки, около каждой тарелки цена. (На одной тарелке – банан, на другой – яблоко, на третьей – шоколадные монетки). Цена какой тарелки соответствует количеству наших монет, что мы можем обменять на наши деньги? (ответы детей: мы можем взять шоколадные монетки).

Воспитатель раздает угощение детям.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, наш детский сад – это как одна большая семья. Поэтому, как и вашим родителям, каждый месяц сюда приходят платежи. А какие платежи каждый месяц должны обязательно производить ваши родители? (Ответы детей: за воду, свет, телефон, вывоз мусора).

Воспитатель: Вот и наш детский сад каждый месяц платит деньги за воду, свет, телефон, за вывоз мусора. А что мы с вами можем сделать, чтобы эти платежи стали меньше?

(Ответы детей: нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель: правильно, а как это сделать?

(Ответы детей: выключать свет, когда он не нужен, выключать воду, пока намыливаем мылом руки, не ломать игрушки, не рвать книги).

Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада.

Воспитатель:

Что нового вы там узнали?

Что было для вас самым интересным?

А что вызвало у вас трудности?

Воспитатель: Ребята, сегодня вы все были молодцы, очень хорошо работали, были внимательными и активными. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина по обучению детей финансовой грамотности "Путешествие в денежную страну"

разработан сценарий для детей подготовительной группы по проведению игры викторины по финансовой грамотности...

КВЕСТ-ИГРА ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕНЕЖНУЮ СТРАНУ

Квест-игра содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, созданию необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Ознакомление детей старшей группы ...

Конспект викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в денежную страну"

Данный конспект викторины в игровой форме, позволяет закрепить у детей экономические знания,развивает сообразительность,мышление, дает возможность научитьтя договариваться между собой. А главное, дост...

Методическая разработка конспекта занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы совместно с родителями «Путешествие в денежную страну».

Конспект занятия- викторины по экономическому воспитанию для детей подготовительной группысовместно с родителями «Путешествие в денежную страну» Задачи:1.     В иг...

Викторина"Путешествие в денежную страну"

Данный конспект викторины в игровой форме, позволяет закрепить у детей экономические знания,развивает сообразительность,мышление, дает возможность научитьтя договариваться между собой. А главное, дост...

Конспект образовательной ситуации «Денежные единицы разных стран»

Конспект образовательной ситуации «Денежные единицы разных стран»...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников. «Путешествие в денежную страну»

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей по формированию финансовой грамотности дошкольников. ...