Консультация для педагогов «Реализация программы А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей МБДОУ №10

«Реализация программы А. Д. Шатовой

«Дошкольник и экономика».

Докладчик И.Н. Рамазанова -воспитатель

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.

Зачем дошкольнику экономика? Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, её сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребёнок достигнет более зрелого возраста, ведь тогда ему многое станет понятным без объяснения взрослых?

Впервые экономическое воспитание в дошкольном детстве в свою программу материнской школы предложил и включил Я.А. Коменский, родоначальник научной педагогики.

В своей книге «Материнская школа» Я.А. Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать её. Дети узнают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Задача взрослых — «постепенно открывать детям глаза на... маленькие вещи, чтобы они не оставались слепыми в больших».

В последние годы педагоги дошкольных организаций имеют возможность выбрать для работы одну из авторских программ по экономическому воспитанию дошкольников (А. Д. Шатова А.А. Смоленцева, Е.А. Курак, Т.В. Дробышева, О.В. Дыбина и др.),

С 1сентября 2019 года детские сады реализуют образовательную программу  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование  предпосылок финансовой грамотности» Программа разработана совместно Банком России и Министерством образования науки России.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Цель Программы — помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей.

Ведущие принципы программы:

 — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности;

- тесная взаимосвязь нравственно-трудового, и экономического воспитания,

- комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Программа состоит из четырех разделов связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

В первом разделе «Труд и продукт (товар)»  знакомим с людьми разных профессий, воспитываем уважение к труду вообще.

Говорим,  что результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Работая над вторым разделом программы «Деньги и цена (стоимость)»  говорим о том, что такое деньги и зачем они нужны. Закрепляем представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Знакомим с валютой других стран, составили коллекцию. Говорим, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. Рассматриваем и еще один вид оплаты – оплата через терминал. Можно сходить на экскурсию в сбербанк.

Следующий раздел - «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». 

Основной задачей воспитательно-образовательной работы по данному блоку это воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. 

В этом разделе мы  объясняем детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; учим детей отличать реальные потребности от навязанных.

Дети могут самостоятельно, а также вместе с родителями составить рекламу своей любимой игрушки и презентовать ее при сверстниках.

 «Полезные экономические навыки и привычки в быту». 

Работа над данным блоком реализуется на основе изучения всех предыдущих разделов, а также на ситуациях повседневной жизни.

Она предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду, относиться к вещам и продуктам с уважением). Знакомим с понятием «Семейный бюджет» и на что его можно потратить. Какие потребности нужны человеку в первую очередь, а какие нет. С этой целью дети могут дома нарисовать потребности своей семьи.

В рамках реализации данной программы мы в группе  обогатили развивающую предметно-пространственную среду.

В процессе реализации программы с детьми разучивались стихи, загадки, пословицы о труде, проводились тематические беседы: «История возникновения денег», «Путешествие денег», где дети знакомились с понятиями: деньги, обмен, валюта, их предназначением, учились находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, купюрами разного достоинства.

Детям читали художественную литературу, с использованием сказок с экономическим содержанием: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Э. Матвеев «Дима и совенок».

Также финансовую грамотность дети закрепляли В самостоятельной деятельности,  в сюжетных играх: «Банк», «Магазин игрушек», «Город мастеров». «Семья», «Аукцион»; в настольно-дидактических играх: «Монетки и конфетки», «Монополия».

Для ознакомления с профессией «Банковский работник» был приглашен сотрудник «Сбербанка» города Канска.  Она рассказала детям о таких профессиях, как «Консультант», «Менеджер», «Кассир», «Инкассатор».

Гость группы   раскрыла сущность понятий «наличные и безналичные деньги» и продемонстрировала способы использования банковской карты.

Вместе с гостем дети придумывали и проигрывали отдельные сюжеты, включающие в себя ролевые диалоги: «Мне нужен кредит», «Я хочу открыть счет в вашем банке». Была организована сюжетно-ролевая игра: «Мы банкиры».

В рамках реализации программы проводился мониторинг уровня финансовой грамотности на основе программы А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика».

В результате дети:

- имеют представления об элементарных экономических понятиях;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

-участие детей в соревнованиях I Канского чемпионата KIDSKILLS, компетенция «Банковское дело».

Я считаю, что данная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В настоящее время актуальной задачей для дошкольных учреждений остается реализация  ФГОС ДО в практику. В своей работе я раскрываю основные требования к реализации Программы ДО  и предметно-...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Презентация к программе А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Блок «Деньги».

Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям....

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности  №  10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)  с интеграци...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности» Дидактическое пособие Лэпбук для детей разновозрастной группы «Познаем основы экономики»

Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно-денежным отношениям. Финансовая грамотность детей - одно из современных направлений в дошкольной педагогике.  Дети ...