Технологическая карта по использованию наглядно-дидактического материала по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Использование наглядного и дидактического материала (игры, лабиринты, лепбуки и т.д.)по формированию оснгов финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_finansovaya_gramotnost.docx | 487.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106» г. Сыктывкара
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
работы с детьми старшего дошкольного возраста
по финансовой грамотности,
использование наглядно-дидактического материала.
Составитель: Сергиенко Анна Леонидовна
Сыктывкар, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности,
использование наглядно-дидактического материала.
Месяц | Тематический блок | Тема занятия | Цель | Задачи | |
Сентябрь 1 неделя | «Труд – продукт» | «Всех профессий на свете не счесть» | Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых. | Дать детям первоначальные сведения о финансовой грамотности. Познакомить с понятиями «профессия», «мастер», «ремесло», с видами учебных заведений. Подвести к пониманию многообразия профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек имеет профессию, труд является источником его существования. Подчеркнуть благородный характер труда людей. | |
Д\И «Продукты труда – наши добрые дела» | Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий. | ||||
Д\И «Назови, кто что делает» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Презентация «Всех профессий на свете не счесть» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | |||
2 неделя | «Профессии разные нужны» | Создать условия для расширения знаний детей о мире профессий и подвести к выводу о важности всех профессий. | Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция». Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. Упражнять в составлении полного рассказа о профессии по модели. | ||
Д\И «Чудесный мешочек» | Закрепить знания детей об инструментах, расширить представления об их роли в изготовлении продуктов труда. | ||||
Д\И «Место работы» | Расширять знания детей профессиях людей трудового коллектива, деятельность которого направлен на удовлетворение определенной потребности человека, и об их роли в общем трудовом процессе. | ||||
Чтение Михалкова С. « А что у вас?» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | ||||
Проблемная ситуация «Самая важная профессия» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Альбом «Мир профессий» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | |||
3 неделя | «Профессии наших родителей» | Создать условия для стимулирования гордости за своих родителей, уважение к их труду. | Познакомить с профессиями родителей детей группы, с профессиональными династиями семей. Расширить словарный запас понятием «династия» и словами, характеризующими человека по его отношению к труду. Воспитывать уважение к людям труда и осуждение лентяев, мнимых «многоделов». Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить. | ||
Д\И «Самая нужная профессия» | Показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества. | ||||
Д\И «Загадки» | Закрепить названия профессий, трудных для запоминания, в дальнейшем закрепить названия современных профессий. | ||||
Чтение книги А. Кардашовой «Простые волшебники» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Приглашение родителей для рассказа о своей профессии. | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | |||
4 неделя | «Мы на выставке рисунков «Труд моих родителей» | Создать условия для интереса и желания узнать больше о содержании профессиональной деятельности родителей, уважение к их труду. | Стремиться к тому, чтобы каждый ребенок группы имел представление о содержании профессиональной деятельности своих родителей. Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше знать о нем, осознание того, что родители «простые волшебники». Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться. | ||
Д\И «Сфера деятельности» | Уточнить представления детей о содержании деятельности людей различных профессий. | ||||
Д\И «Мамина профессия» | Расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода. | ||||
Альбом «Труд – всему голова» | Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Оформление выставки рисунков «Труд моих родителей» | Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше знать о нем, осознание того, что родители «простые волшебники». | |||
Октябрь 1 неделя | «Современные профессии» | Создать условия для знакомства детей с современными профессиями. | Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т.д. Способствовать развитию интереса к содержанию их деятельности, уважение к их труду. Пополнить словарный запас детей названиями современных профессий. | ||
Д\И «Я – менеджер» | Закреплять понимание детьми взаимосвязи профессий. | ||||
Д\И «Я – маркетолог» | Закрепить представления детей о профессии маркетолога. | ||||
Альбом «Современные профессии» | Закрепить представления детей о современных профессиях. | ||||
2 неделя | Итоговое мер-тие | Викторина «Кто знает больше профессий» | Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности | ||
3 неделя | «Наш город любит трудиться» | Создать условия для расширения знаний о трудовой жизни родного города, развивать чувство гордости за свой город. | Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. Обогатить новыми впечатлениями о родном городе. Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, и на профессиях горожан. Раскрыть роль обслуживания в жизни города. | ||
Д\И «Знаешь ли ты свой трудовой город?» | Закрепить знания детей о трудовом городе, о продукции предприятий родного города, воспитывать любовь и уважение к родному городу. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Альбом «Предприятия города» | Закрепить знания детей о трудовом городе, о продукции предприятий родного города, воспитывать любовь и уважение к родному городу. | |||
4 неделя | «Всякая вещь трудом создана» | Создать условия для воспитания ценностно – оправданного отношения к предметному миру как к результату труда людей. | Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь. Довести до сознания детей, что вещи создают для блага человека, продукты труда – это богатство людей, богатство страны, поэтому они должны быть качественными. Учить видеть красоту человеческого труда , способствовать осознанию того, каким богатством человеческого труда пользуются дети. Подвести к мысли о том, что с произведениями искусства нужно обращаться бережно, т.к. подлинные произведения искусства живут гораздо дольше их создателей, оставляя след в памяти людей многих поколений. Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера. | ||
Беседа о произведениях искусства. | Подвести к мысли о том, что с произведениями искусства нужно обращаться бережно, т.к. подлинные произведения искусства живут гораздо дольше их создателей, оставляя след в памяти людей многих поколений. | ||||
Д\И «Кто знает, пусть дальше продолжает» | Закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей. | ||||
Ноябрь 1 неделя | Итоговое мер-тие недели | Викторина «Кем создана вещь?» | Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера. | ||
2 неделя | «Кем быть? Что я сейчас могу?» | Создать условия положительной мотивации к трудовой деятельности у каждого ребенка группы. | Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности. Побудить к созданию «Мастерской добрых дел». Предложить задуматься о выборе будущей профессии. | ||
Создание «Мастерской добрых дел» | Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Выставка рисунков «Умейка» | Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности. | |||
3 неделя | «Деньги, цена» | «Заработанные деньги. Виды предприятий торговли» | Создать условия для формирования представления о зарплате, премии и видах предприятий торговли. | Познакомить детей с понятиями «зарплата», «премия». Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях. Расширить словарный запас детей понятиями «супермаркет», рынок», «ярмарка», «касса» и т.д. Развивать представления о местах приобретения товаров разных видов, о том, где можно торговаться в цене, а где – нет. Воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги. | |
Д\И «Угадай, где продаются» | Учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются, группировать предметы по месту продажи. | ||||
Д\И «Группируем товары» | Расширить представления детей о товарах, научить группировать их по различным признакам. | ||||
Д\И «Товарный поезд» | Закрепить знания детей о месте изготовления товара и умения классифицировать товары по месту производства. | ||||
Итоговое мер-тие недели | С\Д «Супермаркет» | Расширить словарный запас детей понятиями «супермаркет», рынок», «ярмарка», «касса» и т.д. Развивать представления о местах приобретения товаров разных видов, о том, где можно торговаться в цене, а где – нет. | |||
4 неделя | «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег» | Создать условия для ознакомления с понятием «деньги» и историей возникновения денег. | Познакомить с понятиями «деньги», «монеты», «купюры». Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. | ||
Д\И «Изобретаем деньги будущего» | Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Лэпбук «Деньги» | Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии. | |||
Декабрь 1 неделя | «Денежные знаки разных стран» | Создать условия для ознакомления детей с денежными знаками разных стран мира и выпуском денег. | Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. Рассказать о производстве денежных знаков. Развивать мышление и память при использовании моделей. Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам. | ||
Д\И «Валюта разных стран» | Закрепить представления детей о внешнем виде и названиях наиболее распространенных купюр разных стран. | ||||
Игра «Домино валюта» | Расширять представления детей о денежных знаках разных стран, развивать внимание, память. | ||||
Игра «Домино монеты» | Закрепить знания о названии , достоинстве монет, развивать внимание, память, мышление. | ||||
Д\И «Три дорожки» | Расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Альбом «Купюры разных стран» | Расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках. | |||
2 неделя | «Товар и цена» | Создать условия для представления детей о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара. | Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности. Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену. Обсудить с детьми на примерах, от чего зависит цена товара, упражнять в нахождении ответов на вопросы с финансовым содержанием. Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», ценник», «личная собственность», «дороже», «дешевле». Начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается. | ||
Д\И «Что сегодня я куплю» | Закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продается и не покупается. | ||||
Д\И «Что быстрее купят» | Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него. | ||||
Д\И «Что и когда лучше продавать?» | Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности на реальный спрос. | ||||
Д\И «Дешевле – дороже» | Развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене , развивать самостоятельность в принятии решений о покупке. | ||||
3 неделя | Итоговое мер-тие недели | С\Д « Магазин» С\Д «Рынок» С\Д «Супермаркет» | Развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене , развивать самостоятельность в принятии решений о покупке. | ||
4 неделя | «Сколько заработал – столько и купил» | Создать условия для развития представления о роли качества в стоимости товара и покупательной силе денег в зависимости от их достоинства и количества. | Развивать представления о том, что качественный товар имеет высокую цену, познакомить детей с понятием «брак». Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Раскрыть покупательную силу денежных знаков в зависимости от их достоинства. Закрепить полученные финансовые знания в разных видах деятельности. Воспитывать у детей желание достигать качественного результата, усидчивость, старательность, аккуратность, творческий поход к делу. Воспитывать уважительное отношение к результатам добросовестного труда, вложенного в изготовление товаров. Признать значимым такое качество человека – хозяина как щедрость. | ||
Д\И «Купим подарок Чебурашке» | Развивать у детей представления о том, что у разных товаров – разная стоимость, что разное количество товара имеет разную стоимость, развивать интерес к играм на финансовую тематику. | ||||
Д\И «Магазин игрушек» | Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену). | ||||
Итоговое мер-тие недели | С\Д «Магазин игрушек» С\Д « Продуктовый магазин» | Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену). | |||
Январь 1 неделя | «Состав семейного бюджета» | Создать условия для развития представления о составе семейного бюджета. | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета. Расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие». Закрепить понятия «деньги», «зарплата». Воспитывать заботливое , отзывчивое отношение к людям, нуждающимся в помощи и внимании. Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами. | ||
Д\И « какие бывают доходы?» | Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Модель «Состав семейного бюджета» | Закрепить представления детей о составляющих семейного бюджета. | |||
2 неделя | «Бюджет моей семьи» | Создать условия для закрепления представления о семейном бюджете на примере своей семьи и ребят группы. | Применять и конкретизировать приобретенные знания о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета своей семьи. Довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет. Развивать связь с занятиями по математике: актуализировать формулу Ч + Ч =Ц. Воспитывать уважительное, бережное отношение к деньгам как средству оплаты труда членов семьи. | ||
3 неделя | «Какие у нас потребности?» | Создать условия для ознакомления с видами потребностей по признакам «материальные и духовные», «товары и услуги», раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей. | Познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам. Учить различать товары и услуги, моделировать финансовые понятия. Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей. Формировать разумные потребности. Признать значимыми такие нравственные качества, как щедрость, благородство, отзывчивость. | ||
Д\И «Я хочу» | Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека. | ||||
Д\И «Товары и услуги» | Учить детей группировать потребности по категориям (товары и услуги). | ||||
Итоговое мер-тие недели | Игра «Юный финансист» | Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека. | |||
Февраль 1 неделя | «Расходование семейного бюджета» | Создать условия для развития представления о расходовании семейного бюджета, о необходимости его планирования. | Познакомить детей с расходной частью семейного бюджета. Подвести к выводу о необходимости планирования доходов и расходов на определенный период времени в зависимости от бюджета семьи. Познакомить с понятиями «доход», «расход», «брать в долг», «сбережения», «накопления». Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами. | ||
Д\И «Ты сегодня папа и получил зарплату» | Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету. | ||||
Итоговое мер-тие недели | С\Д «Семейный совет» | Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету. | |||
2 неделя | «Как сократить расход семейного бюджета?» | Создать условия для ознакомления детей с путями экономии расходов семейного бюджета. | Познакомить детей с путями экономии семейного бюджета семьи, заинтересовать их поиском различных способов экономии бюджетных средств. Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». Развивать диалогическую речь, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы. Закрепить представления о доходной и расходной частях семейного бюджета. Воспитывать уважительное и бережное отношение к деньгам как к результату оплаты труда членов семьи. Признать ценностными такие качества , как бережливость, расчетливость, хозяйственность. | ||
Итоговое мер-тие недели | Лэпбук «Расходование семейного бюджета» | Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету. | |||
3 неделя | «Работа банков» | «Банк» | Создать условия для развития представления о работе банков. | Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. Познакомить с путями выхода из финансовых затруднений с планированием дорогих покупок. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. Расширить словарный запас детей понятиями «банк», «кредит», «вклад», «проценты». | |
Д\И « Дом, в котором живут деньги» | Закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран. | ||||
Итоговое мер-тие недели | Лэпбук «Банк» | Закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран | |||
4 неделя | Итоговое мероприятие | Игра «Умники и умницы» | Закрепить полученные детьми знания по темам «Труд – продукт» и «Деньги и цена». Развивать интерес к финансовой стороне жизни общества. | ||
Март 1 неделя | «Увлекательный мир рекламы» | «Что такое реклама?» | Создать условия для развития представления детей о рекламе. | Дать представления о рекламе, о ее назначении. Развивать интерес и положительное отношение к рекламе. Учить правильно воспринимать рекламу. | |
2 неделя | «Как создают рекламу?» | Создать условия для развития представления детей о том, кто и как создает рекламу. | Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». | ||
3 неделя | С\Д «Рекламное агентство» | Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность. | |||
4 неделя
| Итоговое мер-тие | Конкурс рисунков «Моя реклама» | Создать условия для развития детского творчества. | Предложить детям составить собственную рекламу в форме рисунков, поделок Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность. | |
Апрель 1 неделя | «Хороший хозяин» | Создать условия для ознакомления с понятиями «бережливый», «хозяйственный», «запасливый». | Разъяснить детям , кого называют хорошим хозяином в семье (того, кто умеет правильно распределять семейный бюджет». | ||
2 неделя | «Бережем труд взрослых» | С помощью проблемной ситуации «Как облегчить домашний труд мамы» воспитывать у детей желание стать рационализаторами. Закрепить полезные привычки: соблюдать чистоту, бережно пользоваться окружающими вещами, оказывать посильную помощь взрослым. | |||
3 неделя
| Итоговое мер-тие | Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?» | Создать условия для закрепления знаний по финансовой грамотности. | В игровой форме закрепить у детей знания по финансовой грамотности. Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Доставить детям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания. | |
4 неделя | Итоговое мер-тие совместно с род-ми | КВН "Финансисты" | Создать условия для закрепления знаний по финансовой грамотности как у детей, так и у родителей | В игровой форме закрепить у детей и родителей знания по финансовой грамотности. Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Доставить детям и родителям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Методическая разработка на тему: «Сборник методического и консультационного материала для организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методразработка представляет собой сборник игр, занятий, обучающих сказок, консультаций для родителей и воспитателей для обучения детей дошкольного возраста основам финансовой...
Сборник методического и консультационного материала для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
В сборник методических разработок по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста входит цикл консультаций, сценарии мастер-классов, деловых игры для педагогов ДОО. Методичес...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Методическая разработка для воспитателей по использованию наглядного и дидактического материала по формированию основ финансовой грамотности
Использованиенаглядного и дидактического материала....