Технологическая карта по использованию наглядно-дидактического материала по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Анна Леонидовна Сергиенко

Использование наглядного и дидактического материала (игры, лабиринты, лепбуки и т.д.)по формированию оснгов финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_finansovaya_gramotnost.docx487.81 КБ

Предварительный просмотр:

 https://jloog.com/images/coin-clipart-border-18.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106» г. Сыктывкара

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

работы с детьми старшего дошкольного возраста

 по финансовой грамотности,

использование наглядно-дидактического материала.

                                                                                                    Составитель: Сергиенко Анна Леонидовна

Сыктывкар, 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности,

использование наглядно-дидактического материала.

Месяц

Тематический блок

Тема

занятия

Цель

Задачи

Сентябрь

1 неделя

«Труд – продукт»

«Всех профессий на свете не счесть»

Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых.

Дать детям первоначальные сведения о финансовой грамотности.

Познакомить с понятиями «профессия», «мастер», «ремесло», с видами учебных заведений.

Подвести к пониманию многообразия профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек имеет профессию, труд является источником его существования.

Подчеркнуть благородный характер труда людей.

Д\И «Продукты труда – наши добрые дела»

 Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий.

 Д\И «Назови, кто что делает»

 Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

 Итоговое мер-тие недели

 Презентация «Всех профессий на свете не счесть»

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

2 неделя

«Профессии разные нужны»

Создать условия для расширения знаний детей о мире профессий и подвести к выводу о важности всех профессий.

Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция».

Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.

Упражнять в составлении полного рассказа о профессии по модели.

 Д\И «Чудесный мешочек»

 Закрепить знания детей об инструментах, расширить представления об их роли в изготовлении продуктов труда.

 Д\И «Место работы»

 Расширять знания детей  профессиях людей  трудового коллектива, деятельность которого направлен на удовлетворение определенной потребности человека, и об их роли в общем трудовом процессе.

 Чтение Михалкова С.

« А что у вас?»

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

 Проблемная ситуация

«Самая важная профессия»

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

 Итоговое мер-тие недели

Альбом

 «Мир профессий»

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

3 неделя

«Профессии наших родителей»

Создать условия для стимулирования гордости за своих родителей, уважение к их труду.

Познакомить с профессиями родителей детей группы, с профессиональными династиями семей.

Расширить словарный запас понятием «династия» и словами, характеризующими человека по его отношению к труду.

Воспитывать уважение к людям труда и осуждение лентяев, мнимых «многоделов».

Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить.

 Д\И «Самая нужная профессия»

 Показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества.

 Д\И «Загадки»

 Закрепить названия профессий, трудных для запоминания, в дальнейшем закрепить названия современных профессий.

 Чтение книги

 А. Кардашовой «Простые волшебники»

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

 Итоговое мер-тие недели

 Приглашение родителей для рассказа о своей профессии.

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

4 неделя

«Мы на выставке рисунков «Труд моих родителей»

Создать условия для интереса и желания узнать больше о содержании профессиональной деятельности родителей, уважение к их труду.

Стремиться к тому, чтобы каждый ребенок группы имел представление о содержании профессиональной деятельности своих родителей.

Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше знать о нем, осознание того, что родители «простые волшебники».

Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться.

 Д\И «Сфера деятельности»

 Уточнить представления детей о содержании деятельности людей различных профессий.

 Д\И «Мамина профессия»

 Расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода.

 Альбом «Труд – всему голова»

Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться.

 Итоговое мер-тие недели

Оформление выставки рисунков «Труд моих родителей»

Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше знать о нем, осознание того, что родители «простые волшебники».

Октябрь

1 неделя

«Современные профессии»

Создать условия для знакомства детей с современными профессиями.

Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т.д.

Способствовать развитию интереса к содержанию их деятельности, уважение к их труду.

Пополнить словарный запас детей названиями современных профессий.

 Д\И «Я – менеджер»

 Закреплять понимание детьми взаимосвязи профессий.

 Д\И «Я – маркетолог»

 Закрепить представления детей о профессии маркетолога.

 Альбом «Современные профессии»

 Закрепить представления детей о современных профессиях.

2 неделя  

Итоговое мер-тие

 Викторина «Кто знает больше профессий»

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности

3 неделя

«Наш город любит трудиться»

Создать условия для расширения знаний о трудовой жизни родного города, развивать чувство гордости за свой город.

Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города.

Обогатить новыми впечатлениями о родном городе.

Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, и на профессиях горожан.

Раскрыть роль обслуживания в жизни города.

 Д\И «Знаешь ли ты свой трудовой город?»

 Закрепить знания детей о трудовом городе, о продукции предприятий родного города, воспитывать любовь и уважение к родному городу.

 Итоговое мер-тие недели

 Альбом «Предприятия города»

Закрепить знания детей о трудовом городе, о продукции предприятий родного города, воспитывать любовь и уважение к родному городу.

4 неделя

«Всякая вещь трудом создана»

Создать условия для воспитания ценностно – оправданного отношения к предметному миру как к результату труда людей.

Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.

Довести до сознания детей, что вещи создают для блага человека, продукты труда – это богатство людей, богатство страны, поэтому они должны быть качественными.

Учить видеть красоту человеческого труда , способствовать осознанию того, каким богатством человеческого труда пользуются дети.

Подвести к мысли о том, что с произведениями искусства нужно обращаться бережно, т.к. подлинные произведения искусства живут гораздо дольше их создателей, оставляя след в памяти людей многих поколений.

Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера.

 Беседа о произведениях искусства.

Подвести к мысли о том, что с произведениями искусства нужно обращаться бережно, т.к. подлинные произведения искусства живут гораздо дольше их создателей, оставляя след в памяти людей многих поколений.

 Д\И «Кто знает, пусть дальше продолжает»

 Закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей.

 Ноябрь

1 неделя

 Итоговое мер-тие недели

 Викторина

«Кем создана вещь?»

Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера.

2 неделя

«Кем быть? Что я сейчас могу?»

Создать условия положительной мотивации к трудовой деятельности у каждого ребенка группы.

Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности.

Побудить к созданию «Мастерской добрых дел».

Предложить задуматься о выборе будущей профессии.

 Создание «Мастерской добрых дел»

Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

 Итоговое мер-тие недели

 Выставка рисунков

 «Умейка»

Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности.

 

3 неделя

«Деньги, цена»

«Заработанные деньги. Виды предприятий торговли»

Создать условия для формирования представления о зарплате, премии и видах предприятий торговли.

Познакомить детей с понятиями «зарплата», «премия».

Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях.

Расширить словарный запас детей понятиями «супермаркет», рынок», «ярмарка», «касса» и т.д.

Развивать представления о местах приобретения товаров разных видов, о том, где можно торговаться в цене, а где – нет.

Воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги.

 Д\И «Угадай, где продаются»

 Учить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются, группировать предметы по месту продажи.

 Д\И «Группируем товары»

 Расширить представления детей о товарах, научить группировать их по различным признакам.

 Д\И «Товарный поезд»

 Закрепить знания детей о месте изготовления товара и умения классифицировать товары по месту производства.

 Итоговое мер-тие недели

С\Д «Супермаркет»

Расширить словарный запас детей понятиями «супермаркет», рынок», «ярмарка», «касса» и т.д.

Развивать представления о местах приобретения товаров разных видов, о том, где можно торговаться в цене, а где – нет.

4 неделя

«Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег»

Создать условия для ознакомления с понятием «деньги» и историей возникновения денег.

Познакомить с понятиями «деньги», «монеты», «купюры».

Рассказать о происхождении денег и слова «рубль».

Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя.

Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

 Д\И «Изобретаем деньги будущего»

 Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.

 Итоговое мер-тие недели

 Лэпбук «Деньги»

Закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.

 Декабрь

1 неделя

«Денежные знаки разных стран»

Создать условия для ознакомления детей с денежными знаками разных стран мира и выпуском денег.

Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию.

Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

Рассказать о производстве денежных знаков.

Развивать мышление и память при использовании моделей.

Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам.

 Д\И «Валюта разных стран»

 Закрепить представления детей о внешнем виде и названиях наиболее распространенных купюр разных стран.

 Игра «Домино валюта»

 Расширять представления детей о денежных знаках разных стран, развивать внимание, память.

 Игра «Домино монеты»

 Закрепить знания о названии , достоинстве монет, развивать внимание, память, мышление.

 Д\И «Три дорожки»

 Расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках.

 Итоговое мер-тие недели

 Альбом «Купюры разных стран»

Расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках.

2 неделя

«Товар и цена»

Создать условия для представления детей о том, что любой товар имеет свою цену, рассказать о том, от чего зависит цена товара.

Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности.

Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.

Обсудить с детьми на примерах, от чего зависит цена товара, упражнять в нахождении ответов на вопросы с финансовым содержанием.

Обогатить словарный запас детей понятиями «товар», «цена», ценник», «личная собственность», «дороже», «дешевле».

Начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается.

 Д\И «Что сегодня я куплю»

 Закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продается и не покупается.

 Д\И «Что быстрее купят»

 Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него.

 Д\И «Что и когда лучше продавать?»

 Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности на реальный спрос.

 Д\И «Дешевле – дороже»

 Развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене , развивать самостоятельность в принятии решений о покупке.

3 неделя

 Итоговое мер-тие недели

 С\Д « Магазин»

 С\Д «Рынок»

 С\Д «Супермаркет»

Развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене , развивать самостоятельность в принятии решений о покупке.

 

4 неделя

«Сколько заработал – столько и купил»

Создать условия для развития представления о роли качества в стоимости товара и покупательной силе денег в зависимости от их достоинства и количества.

Развивать представления о том, что качественный товар имеет высокую цену, познакомить детей с понятием «брак».

Учить детей делать покупку с учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Раскрыть покупательную силу денежных знаков в зависимости от их достоинства.

Закрепить полученные финансовые знания в разных видах деятельности.

Воспитывать у детей желание достигать качественного результата, усидчивость, старательность, аккуратность, творческий поход к делу.

Воспитывать уважительное отношение к результатам добросовестного труда, вложенного в изготовление товаров.

Признать значимым такое качество человека – хозяина как щедрость.

 Д\И «Купим подарок Чебурашке»

 Развивать у детей представления о том, что у разных товаров – разная стоимость, что разное количество товара имеет разную стоимость, развивать интерес к играм на финансовую тематику.

 Д\И «Магазин игрушек»

 Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену).

 Итоговое мер-тие недели

 С\Д «Магазин игрушек»

С\Д « Продуктовый магазин»

Предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли – продажи, развивать умение видеть товар (материал, место производства, цену).

 Январь

1 неделя

«Состав семейного бюджета»

Создать условия для развития представления о составе семейного бюджета.

Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.

Расширить словарный запас детей понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия», «детское пособие».

Закрепить понятия «деньги», «зарплата».

Воспитывать заботливое , отзывчивое отношение к людям, нуждающимся в помощи и внимании.

Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

 Д\И « какие бывают доходы?»

 Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов.

 Итоговое мер-тие недели

 Модель «Состав семейного бюджета»

 Закрепить представления детей о составляющих семейного бюджета.

2 неделя

«Бюджет моей семьи»

Создать условия для закрепления представления о семейном бюджете на примере своей семьи и ребят группы.

Применять и конкретизировать приобретенные знания о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета своей семьи.

Довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет.

Развивать связь с занятиями по математике: актуализировать формулу Ч + Ч =Ц.

Воспитывать уважительное, бережное отношение к деньгам как средству оплаты труда членов семьи.

3 неделя

«Какие у нас потребности?»

Создать условия для ознакомления с видами потребностей по признакам «материальные и духовные», «товары и услуги», раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей.

Познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам.

Учить различать товары и услуги, моделировать финансовые понятия.

Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей.

Формировать разумные потребности.

Признать значимыми такие нравственные качества, как щедрость, благородство, отзывчивость.

 Д\И «Я хочу»

 Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

 Д\И «Товары и услуги»

 Учить детей группировать потребности по категориям (товары и услуги).

 Итоговое мер-тие недели

 Игра «Юный финансист»

Развивать умение детей группировать потребности в соответствии со своими желаниями, раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

Февраль  

1 неделя

«Расходование семейного бюджета»

Создать условия для развития представления о расходовании семейного бюджета, о необходимости его планирования.

Познакомить детей с расходной частью семейного бюджета.

Подвести к выводу о необходимости планирования доходов и расходов на определенный период времени в зависимости от бюджета семьи.

Познакомить с понятиями «доход», «расход», «брать в долг», «сбережения», «накопления».

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

 Д\И «Ты сегодня папа и получил зарплату»

 Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне  соответственно семейному бюджету.

 Итоговое мер-тие недели

 С\Д «Семейный совет»

Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне  соответственно семейному бюджету.

2 неделя

«Как сократить расход семейного бюджета?»

Создать условия для ознакомления детей с путями экономии расходов семейного бюджета.

Познакомить детей с путями экономии семейного бюджета семьи, заинтересовать их поиском различных способов экономии бюджетных средств.

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

Развивать диалогическую речь, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.

Закрепить представления о доходной и расходной частях семейного бюджета.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к деньгам как к результату оплаты труда членов семьи.

Признать ценностными такие качества , как бережливость, расчетливость, хозяйственность.

 Итоговое мер-тие недели

 Лэпбук «Расходование семейного бюджета»

Упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне  соответственно семейному бюджету.

3 неделя

«Работа банков»

«Банк»

Создать условия для развития представления о работе банков.

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Познакомить с путями выхода из финансовых затруднений с планированием дорогих покупок.

Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.

Расширить словарный запас детей понятиями «банк», «кредит», «вклад», «проценты».

 Д\И « Дом, в котором живут деньги»

 Закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран.

 Итоговое мер-тие недели

 Лэпбук «Банк»

Закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран

   

4 неделя

Итоговое мероприятие

Игра «Умники и умницы»

Закрепить полученные детьми знания по темам «Труд – продукт» и «Деньги и цена».

Развивать интерес к финансовой стороне жизни общества.

 Март

1 неделя

«Увлекательный мир рекламы»

«Что такое реклама?»

Создать условия для развития представления детей о рекламе.

Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Развивать интерес и положительное отношение к рекламе.

Учить правильно воспринимать рекламу.

2 неделя

«Как создают рекламу?»

Создать условия для развития представления детей о том, кто и как создает рекламу.

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

3 неделя

 С\Д «Рекламное агентство»

Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность.

4 неделя

 

Итоговое мер-тие

 Конкурс рисунков «Моя реклама»

Создать условия для развития детского творчества.

Предложить детям составить собственную рекламу в форме рисунков, поделок

Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность.

Апрель

1 неделя

«Хороший хозяин»

Создать условия для ознакомления с понятиями «бережливый», «хозяйственный», «запасливый».

Разъяснить детям , кого называют хорошим хозяином в семье (того, кто умеет правильно распределять семейный бюджет».

2 неделя

«Бережем труд взрослых»

С помощью проблемной ситуации «Как облегчить домашний труд мамы» воспитывать у детей желание стать рационализаторами.

Закрепить полезные привычки: соблюдать чистоту, бережно пользоваться окружающими вещами, оказывать посильную помощь взрослым.

3 неделя

 

Итоговое мер-тие

Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

Создать условия для закрепления знаний по финансовой грамотности.

В игровой форме закрепить у детей знания по  финансовой  грамотности.

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Доставить детям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания.

4 неделя

Итоговое мер-тие совместно с род-ми

КВН "Финансисты"

Создать условия для закрепления знаний по финансовой грамотности как у детей, так и у родителей

В игровой форме закрепить у детей  и родителей знания по  финансовой  грамотности.

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Доставить детям и родителям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Методическая разработка на тему: «Сборник методического и консультационного материала для организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методразработка представляет собой сборник игр, занятий, обучающих сказок,  консультаций для родителей и воспитателей  для обучения детей дошкольного возраста  основам финансовой...

Сборник методического и консультационного материала для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В сборник методических разработок по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста входит цикл консультаций, сценарии мастер-классов, деловых игры для педагогов ДОО. Методичес...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...