Мастер-класс для педагогов по теме «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
материал по основам финансовой грамотности
Формировать знания и умения в организации работы педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов по теме «Воспитываем в детях финансовую грамотность» | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по теме «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
Цель: Формирование знаний и умений в организации работы педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников»
Задачи:
1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр.
2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.
3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.
Повестка мастер-класса:
Теоретическая часть.
Финансовая грамотность – задача современного времени.
Практическая часть.
«Составление семейного бюджета».
«Экономическая викторина»
«Собери потребительскую корзину»
«Угадай сказку»
«Экономические загадки – добавлялки»
«Живая картина – отгадай пословицу»
Рефлексия «Плюс, минус».
Ход мастер- класса
Сегодня представляю вашему вниманию Парциальную программу финансового воспитания дошкольника «Дети и денежное отношение». Наше дошкольное образовательное учреждение реализует данную программу. Программа соответствует ФГОС ДО и формирует у дошкольников основы финансовой культуры. Особенности программы заключается в том, что знакомство детей с деньгами и денежными отношениями осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-нравственных качеств, личности ребенка.
Программа состоит из 3 модулей:
- Труд и мастерство
- Денежная система РФ
- Деньги, время и счет
- Программа предлагает новый с точки зрения структуры содержания и оформления учебно-методический комплект «Норма плюс». Понятие Норма указывает на ближайший планируемый результат. Формирование субьекта зримого образа норм. Плюс символизирует, уровни повышения этой нормы и ориентирует на отдаленные результаты ее воздействия: регулирующий, корректирующий, гармонизирующий. На всех последующих этапов жизни человека. Использование методического комплекта «Норма +» задает образовательному процессу духовно-нравственный вектор и повышает результативность и эффективность. Благодаря широкому спектру применяемых методов, приемов и педагогического инструментария происходит усвоение норм и правил построения денежных отношений. Модели финансового поведения. Ведущими методами программы являются:
- Метод игровой анализа и синтеза
- Метод визуализации абстрактных понятий
- Метод цветовой видеогармонизации
Для развития навыков правильного оценивания ребенка в денежных отношениях в финансовой ситуации и модели поведения. Предлагается система из 4 игровых критериях:
- Время
- Пространство
- Отношения
- Деньги
Детям их представляют 4 ключевых героя программы:
- Фея секундочка – это время, отношение человека к времени,
- Мудрое семя рост и развитие, которое происходит в определенном пространстве,
- Прозрачная капелька - отношение ценность чистых и прозрачных отношений.
- Фея копеечка – труд и мастерство и деньги. Достойный способ зарабатывания и использования денежных средств.
По данным критериям мы ежедневно оцениваем жизненные ситуации, явления, процессы. Проводим оценку перспектив и рисков, выбор стратегии тактики и модели поведения. Отношение к личному времени окружающему пространству, окружающим людям и деньгам во многом определяет качество жизни, уровень социализации и материального благополучия субъекта.
Принципиально важно уже на этапе дошкольного образования формировать у детей упорядоченный представления об окружающем мире и человеке, именно с помощью этих основополагающих критерий.
В играх заданиях и упражнениях они символизируют меру, а также перспективы роста потенциальные возможности. Сказочные персонажи очень дружны между собой, они веселые доброжелательны, любят путешествовать и делиться своими знаниями с детьми и взрослыми побуждают к росту и непрерывному развитию учат ценить малое. Благодаря их взаимодействию трудолюбию, взаимоуважению, взаимопомощи в делах людей появляется порядок, красота, польза, достаток и благополучие. Сказочные герои рассказывают о ценности человеческих отношений, они знают Норму, секреты красивых денежных отношений, учат приносить пользу и себе и другим. Быть устойчивым к трудностям, достойно зарабатывать и правильно использовать деньги. У каждого героя свой характер сказка и обучающая раскраска свои игры особые знания и умения. Использование данных персонажей в процессе бесед и игр и упражнений по финансовому воспитанию помогает сосредоточить внимание детей, на определенной теме настроить на работу стимулирует на создание благоприятной атмосферы. Знакомство с соматически полями каждого героя позволяет формировать и развивать у детей навык видеть и анализировать денежное отношение и финансовые ситуации по 4 критериям : время, пространство, деньги и отношения. Вызывает положительный эмоциональный отклик и живой интерес детей к теме занятий. Все это позволяет формировать правильное представления о деньгах и денежных отношениях. Необходимости гармоничного единства материальных и духовных благ жизни человека. Для каждого героя дана технологическая карта, где представлено смысловое значение персонажа и необходимый дидактический материал. Ключевой вопрос для взаимодействия с критериями: что бы в этой ситуации сказала, посоветовала, предпочла Фея секундочка? Как бы она отнеслась к этому, поступила, решила, сделала? Единство 4 критерий оценки визуально выражено в дидактическом пособии волшебный кристалл четырехгранная пирамидка, на каждой ее стороне изображен герой на основании птица белый голуб символизирующий согласованность, легкий, высокий, позитивный, созидательный выбор человека на благо себе, семьи и родине. Вращая волшебный кристалл дети в игровой форме совместно в диалоге со взрослым проводят оценку ситуации по 4 критериям (время, пространство, отношение, деньги). Набор дидактических игрушек ключевые герои являются предметной поддержкой и средством изучения программного материала. По мимо занятий игрушку можно использовать по отдельности каждую или в их различной комбинациях в режимных моментах в качестве сигналов на поминания аморально- этических норм и правил финансового поведения.
Предлагаю пример поколения «Норма плюс»
Игра «Бюджет моей семьи» на основе годового цикла, дети, вращая волшебный кристалл, размышляют о сезонных изменениях в бюджете семьи, рассматривают условия, задачи, необходимые действия.
Например, зимой
Время - световой день короче, увеличивается расход на электроэнергию.
Пространство - в квартире включают отопление.
Отношения – нужно заранее закладывать дополнительные расходы, договаривать, расходовать доходы, учитывать потребности ближних.
Деньги – на зимнюю одежду нужно больше денежных средств.
Рассматривая каждое время года относительно этих 4 критерий. Ребенок раскрывает для себя с помощью взрослого и ключевых героев многомерную картину семейного бюджета и изменении происходящих в нем, глубже понимать финансовые задачи и денежные отношения семьи.
Предлагается обучающая тетрадь «Навигатор денежных отношений», где в ходе выполнения задании и упражнений дети раскрывают секреты успешного денежного отношения
Пример: решение финансового кейса «Строительство дома» Сначала проводится анализ финансовой ситуации по 4 критериям, устанавливаются взаимосвязи, далее рассматриваются конкретные примеры нормы и не нормы отношений, модели поведения, установок.
Например: Секундочка предлагает подумать: - как изменится ситуация если вдруг время упустили и раствор бетона застыл в бетономешалке, затем формулируется и визуализируется правило установки модели успешного финансового поведения, условия повышения благополучия человека.
Метод визуализации абстрактных понятий помогает ребенку увидеть невидимое. Отношение, состояние процессы, которые трудно поддаются вербальному описанию. Для этого в качестве педагогического инструментария предлагаются опорные образы нормы – это хорошо знакомые детям природные объекты свет, вода, семя дерево, цветок, плод. На их примере, наглядно видно закономерности построения денежных отношений, знакомятся с их свойствами и качествами, раскрывает причинно- следственные, психолого-педагогически и духовно-нравственные аспекты , ребенок входит в мир универсальный актуальный на всех этапах социализации. Показывая детям в образно символической форме незримое в базовой ценности высокого уровня абстракции без которых понимание истины, сущности и денег, материальных благ. Тем самым ребенку открываются новые невидимые грани, аспекты и нюансы денежных отношений.
Таким образом, дети обучаясь по данной программе учатся анализировать и осуществлять нравственный выбор в определенной системе координат, опираясь на универсальную визуальную основу, вероятность ошибки при этом снижается многократно.
В программе активно используются работа с метафорами образами входящие в цикл жизни дерева. Они встроены в беседы, игры, упражнения и способны вмещать бесконечно множество слоев информации о деньгах и денежных отношений. «Я – древо», «Древо – отношений, «Древо – мастерства», «Древо – времени», «Древо–денежной системы РФ», «Цветок отношений», «Дом полная чаша». В результате у детей формируется система устойчивых, позитивных, ассоциации в сфере финансовых взаимоотношений. Опора на свойства и цикл жизни Дерева позволяет вести опосредовано коррекцию искажений в понимании денег и денежных отношений. Помогает принять ребенку, безусловно, Нормы правильного финансового поведения, основанные на духовно-нравственных принципах.
Игры нового поколения «Норма +» углубляют и закрепляют представления о денежных отношениях и нормах финансового поведения. В качестве ключевых в них выступают природные образы, явления, объекты и силы стихии. Игровые действия, осуществляемые относительно в гармоничных природных образов в большей мере способствуют возникновению развитию новообразования данного периода детского развития. В ходе игр педагог вместе с детьми формирует зримые образы базовых ценностей: любовь, отношения, дружба, морально–этических правил и Норм финансового поведения. Дети учатся выявлять Норму и не Норму во взаимодействии и адекватно реагировать на разные типы денежных отношений и ситуации, быстро анализировать и принимать решение уверенно выходить из под влияния деструктивных факторов, сохраняя психоэмоциональную устойчивость и оптимизм.
Например игра «Мозайка», «Цветок отношений» , предназначена для визуализации системы отношений. Центр структуры цветок символизирует только базовые ценности, способные объединять людей независимо от степени энергоинформационных нагрузок. Дети знают, что в центре цветка не могут быть негативные процессы - состояние, материальные объекты, благо (например: деньги, техника, игрушки), а так же сами субъекты взаимодействия (ребенок, родители, друзья, педагоги). В результате освоения игры, дети умеют выстраивать симметричную структуру – цветок, и с ее помощью визуализировать модель финансового поведения, приводят конкретные примеры из жизни. Гармоничные отношения они ассоциируют с нормой – красотой, порядком, симметрией, связями, единством в структуре цветок. Нарушение красоты воспринимают как не норму и ассоциируют с эгоизмом, конфликтами, обидой, хитростью, обманом, вымогательством, попрошайничеством, отлыниванием от работы и учебы и прочими деструктивными моделями поведения. Они используют визуальный образ во взаимодействии со сверстниками, для самостоятельной коррекции межгрупповых взаимодействий. С достаточной степени осознанности оперируют понятиями, характеризующими созидательной и разрушительной денежные отношения.
На стенные панно выступают в качестве сигналов напоминаний норм и правил понятия финансового поведения обогащают и одухотворяют предметно пространственную среду группы. Опора в процессе мышления на данные визуальные образы развивает у детей коммуникативные навыки, способность к самонаблюдению, умение видеть и понимать свои действия и других в сфере невидимого денежных отношений семьи и общества. При этом в педагогическом общении исключается морализаторство и гармонизируется отношения взрослый ребенок. Ребенок осваивает модели настоящих партнерских взаимоотношений на принципах свободы, творчества, взаимовыручки и взаимоуважения.
Практическая часть
1.Составление семейного бюджета.
-Уважаемые члены семьи приглашаю вас к столу для составления семейного бюджета. Разместите доходы и расходы из которых складывается бюджет вашей семьи на соответствующих чашах весов. Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на весы бюджета семьи.
-А теперь давайте посмотрим, кто же нам представит семейный бюджет. Конкурсанты представляют свой бюджет.
-Как вы думаете, какой бюджет у этой семьи? -Не превышают ли расходы доходы этой семьи? Итог подвела.
- Наша семья составила семейный бюджета, предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, экономическую викторину.
2. Экономическая викторина.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя». Хвалит
3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции? Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)
4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель
5. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха.
Товаром разным на любые вкусы Завалены все полки магазинов, но лишь немногие из них осядут в потребительской корзине.
3. Собери потребительскую корзину
-Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю нашей семье отправиться в магазин. Выберете на данную сумму только самый необходимый товар, и помести его на доске в потребительскую корзину. (Члены семьи собирают потребительскую корзину. Даю им кошелек с деньгами). (Обращаюсь к педагогам)
-А теперь посмотрим, какой товар выбрали в потребительскую корзину члены нашей семьи. Семья демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор.
-Так незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.
4. «Угадай сказку»
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
1.) В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
2.) В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
3.) Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
«Золотая антилопа»
4.) В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото
5.) Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах» -Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 5. «Экономические загадки – добавлялки»
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них. (Загадываю экономические загадки – добавлялки).
1.) На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2.) Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3.) Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4.) Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5.) На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
6. «Живая картинка» Отгадай пословицу
-А перед вами живая картинка. Отгадайте пословицу. Зал угадывает пословицы, которые оживили члены семьи. «Считай деньги, не отходя от кассы»
-Вторая картинка. Угадали пословицу? «Будешь крутиться – будут и денежки водиться» -Следующая картинка. Что за пословица? «Доход лопнул, как мыльный пузырь»
-И последняя. «Деньги к деньгам»
-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения! Вытягивают по очереди картинки с изображением мест хранения
- Посмотрим статистику: в чем надежнее хранить деньги. Как видите, существует множество вариантов хранения денег. Выбирайте, а я вам желаю стабильного финансового благополучия! Играйте с детьми в экономику! А наше путешествие заканчивается. И я благодарю всех! Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги! В завершении хочется отметить, работая по программе финансового воспитания «Дети и денежные отношения» формирует у дошкольников необходимые навыки компетенции 21 века.
Включающие механизмы устойчивого развития в условиях перемен. Дает правильное представление о деньгах и денежных отношений основано на духовно – нравственных принципах. Благодарю за внимание.
Рефлексия «Плюс, минус»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Воспитываем в детях финансовую грамотность"
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. ...
Мастер-класс для педагогов "Воспитываем в детях финансовую грамотность"
На сегодняшний день одной из приоритетных задач рассматриваемых руководством ДОУ является задача повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам финансовой грамотности . Мастер ...
"ВОСПИТЫВАЕМ В ДЕТЯХ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ" (презентация к мастер-классу)
Автором представлена презентация для проведения мастер-класса по финансовой грамотности для педагогов ДОО....
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: "Воспитываем в детях финансовую грамотность"
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, к...
Мастер-класс для педагогов «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
«Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи». Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. ...