Семинар на тему: «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»
материал
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности».
Воспитатель: МБДОУ «Детский сад № 3 «Колосок»
Шукюрова А.П.
Так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, то финансовое просвещение детей, начиная с самих ранних лет жизни, является обязательным.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: они сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. И это помогает им открывать хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Им необходимо сформировать элементарные привычки в сфере финансов, чтобы избежать детям, в дальнейшем, ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В течение дошкольного детства, ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.
Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подтолкнуть» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе. Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.
Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения.
Какие современных технологии можно применять при воспитании у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности?
- Проектная деятельность. Дети совместно со взрослым или самостоятельно добывать знания экспериментальным, поисковым путем. Дети осваивают новые понятия, представления о личных или семейных финансов.
- Викторины и конкурсы. Это развлекательный элемент технологий. Которое несет в себе информационно- развлекательное содержание.
- Моделирование. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
- Ситуационная задача. Данная технология позволяет решать возникающие проблемы, с учетом конкретных условий и фактический финансовой информации. Обучение на примере разбора конкретной ситуации.
- Мастерская. Данная технология позволяет получить определенный продукт. Например «Делаем рекламу»,
- Мини постановка. Данная технология позволяет успешно использовать для закрепления пройденного материала. Участие детей в различных театрализованных постановках, где они закрепляют полученные знания.
- Беседа обсуждения. Данная технология позволяет через беседу обсуждение закрепить определенную информацию.
- Проблемные ситуации. Данная технология позволяет, через определенную проблему, найти необходимое решения и применить свои знания, которые ребенок получил раннее.
Процесс обучения строится и осуществляется различными методами.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Метод включает в себя, способ деятельности обучающего, который направлен на организацию и руководство деятельностью обучающегося, и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого.
В процессе обучения используются самые разнообразные методы: игровые и словесные. Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Словесные методы.
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь. Словесные методы использовались в форме бесед, проблемных ситуаций.
Наглядные методы.
Данный метод помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Используя в своей работе презентации, иллюстративный материал, дети легче воспринимали информацию, с помощью которой они быстро справились с поставленной задачей.
Метод наблюдения.
Метод наблюдения дает возможность оценить деятельность воспитанников в условиях внедрения основ персональной финансовой грамотности в ДОУ.
Один из самых эффективных методов, применяемых для воспитания у детей финансовой грамотности, это игровой метод. Он позволяет детям, в присущей для их возраста деятельности, осваивать азы финансовой грамотности и воплощать их в жизнь.
Формы организации воспитания финансовой грамотности.
В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей: организованая образовательная деятельность, беседа, сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, логические задачи и проблемные ситуации, просмотр мультфильмов, экскурсии, дидактические игры.
Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями.
Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания.
Но в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста, занятия приобретают форму дидактической игры.
На занятии, как форма работы с детьми, детьми идет усвоение материала, который предоставляет взрослый. Занятие проводится со всеми детьми данной возрастной группы. Занятие проходит под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков. Занятие является основной формой работы по воспитанию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Воспитывая у детей дошкольного возраста азы финансовой грамотности мы решаем одну из задач, которую перед нами ставит ФГОС ДО: «….формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности»
Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начи...
Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.Задачи:- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями-расширить кругозор педагогов п...
Технологии, методы и формы образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности.
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В...
Консультация для воспитателей. Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности
Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов....
Семинар для воспитателей «Формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»
Семинар для воспитателей «Формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности» ...
"Формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности"
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста....
Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблю...