Проект "Маленькие экономисты"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна

Отчет по проекту "Маленький экономист" с детьми в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_proektu_malenkiy_ekonomist.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ финансовой грамотности у        детей старшего дошкольного возраста»

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества   непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. С начала этого учебного года в нашей группе реализуется долгосрочный проект «Маленький экономист».

В большинстве современные дети растут потребителями во всех сферах жизнедеятельности, поэтому в экономическом воспитании детей мы выделили  такую проблему: «Научить детей понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности». Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставили перед собой следующие задачи:

• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики посредством разнообразных видов детской деятельности.

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

  Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

 Начали работу с подготовки методического обеспечения и создания предметной развивающей среды. В группе был создан центр «Экономическая азбука», в котором расположены дидактические и настольно-печатные игры «Кто что делает?», «Кто трудится, кто играет?», «Разложи товар», «Кому что нужно для работы», «Лото», «Хочу и надо»; «Семейный бюджет», пополнили сюжетно-ролевые игры атрибутами.  Прежде чем начать работу с детьми, проинформировали родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду.

 В родительском уголке разместили консультации«Дети и деньги»«Полезные привычки в быту»«Трудовое воспитание в семье».

Работа по проекту ведется по блокам, которые больше переплетаются, чем сменяют друг друга:

Первый блок «Труд - продукт (товары и услуги)». Начали работу по этому блоку с бесед о том, что у каждого человека должно быть интересное дело, «профессия» - это трудовая деятельность, с помощью которой он зарабатывает на жизнь. В работе использовали презентации, беседы на темы «Моя любимая профессия»«Почему взрослые работают»«Сколько заработал, столько и купил», в ходе которых дети понимали, что товары являются продуктом труда человека, учились ценить свой и чужой труд, беречь его результаты. Уточнили представления детей о профессиях их родителей, бабушек, дедушек.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует художественная литература. На примере нам давно известных сказок, таких как «Жадная старуха»«Морозко»«Муха – Цокотуха»«Лисичка со скалочкой»«Каша из топора»«Цветик - семицветик» и т. д., а также новых сказок с экономическим содержанием познакомились с «экономическими» качествами: трудолюбие, смекалка, щедрость, жадность, лень, экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Следующий блок «Деньги, цена».

Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

Познакомились подробнее с понятием «деньги» через просмотры презентаций «История денег»«Деньги разных стран».

Провели исследовательскую работу : подробнее ознакомились, из какого материала изготовлены деньги: купюры и монеты.

В играх «Доходы семьи Экономистов»«Какие бывают доходы и  расходы» мы  познакомили детей с понятиями : бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет. В игре-занятии «Дом, в котором «живут» деньги?» дети познакомились с понятием «банк».  Почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в банке.

При проведении сюжетно-ролевых игр «Семья»«Магазин»«Покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами, дети поняли, что любой товар имеет свою цену, усвоили основные экономические понятия: товары, услуги, продажа, цена, деньги.

Следующий шаг – подвели детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также необходимо бережно относиться к тому, что имеешь. 

Третий блок «Реклама: желания и возможности». Основная задача работы по блоку – воспитание правильного, осознанного отношения детей к рекламе.

Знакомство с рекламой проводили с рассматривания разнообразных буклетов, газет, чтения текстов рекламы, просмотра мультфильма «Как старик корову продавал».

В беседе «Как можно узнать о товаре» раскрывали важность рекламы, пришли к выводу, что реклама – это красочное представление товара.

Четвертый блок «Полезные навыки и привычки в быту. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их повседневно. Для этого выработали правила группы : соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают для игр и труда, не тратить ничего зря, уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить. Наша работа по проекту продолжается, в конце апреля планируем заключительное мероприятие «Ярмарка». В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети пока не могут создавать социально значимых ценностей, и являются потребителями того, что для них производят взрослые. Мы нашли выход из положения – продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной деятельности взрослого с детьми, в ходе которой формируется старательность, желание достичь качественного результата, дети должны будут придумать рекламу, чтоб как можно выгодней продать свой товар. Затем сделать покупку с учетом заработанных денег.

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации блочной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:

• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

• осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

• иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

• понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;

• осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей;

• контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;

• адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;

• знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

• проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).

Таким образом, создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.

В дальнейшей работе для себя поставили задачи: продолжать повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу, продолжать работу с детьми и родителями.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной к школе группы "В гостях у семьи экономистов"

Занятие направлено на ознакомление дошкольников с окружающим. Знакомит детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Позволяет закрепить знания детей о профессиях и труде взрослых, математически...

НОД по теме: "Мы юные экономисты"

Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир. Увожать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий "Труд-продукт-...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Образовательный проект «Юный экономист»

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...

Конспект НОД «Знакомство с профессией экономист»

Конспект НОД«Знакомство с профессией экономист»Цель: познакомить детей с профессией экономистЗадачи : Расширять представления о разнообразии профессий взрослых, их значении и важности...