Деловая игра "Я знаю о финансах всё"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Светлана Павловна Лазарева

Деловая игра «Я знаю о финансах всё» была разработана с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе деловой игры педагоги повышали знания в области финансовой грамотности, проявляя педагогический такт, оперировали финансовыми терминами.  Игра была создана на основе телевизионной игры «Своя игра».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов ДОУ

по финансовой грамотности

«Я знаю о финансах всё»

Аннотация                  

Деловая игра «Я знаю о финансах всё» была разработана с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе деловой игры педагоги повышали знания в области финансовой грамотности, проявляя педагогический такт, оперировали финансовыми терминами.  Игра была создана на основе телевизионной игры «Своя игра».

Цель

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.

Задачи

  • актуализирование и расширение знаний педагогов в области экономики и финансовой грамотности;
  • развитие потребности к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию;
  • развитие логического мышления, памяти, коммуникативных навыков, творческих способностей;
  • развитие умения работать в коллективе.

Организатор игры

Лазарева Светлана Павловна

Целевая аудитория

Педагоги, специалисты ДОУ

Форма проведения

Деловая игра

Время проведения

50- 60 минут

Материалы и оборудование

ноутбук, презентация «Я знаю о финансах всё»; записи песен на тему «Деньги»; деньги номиналом 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000 «рублей»; 3 флажка разных цветов; плакаты со схемами -3шт., ручки/карандаши, фланеграф -3шт.

Предварительная работа

Составить сценарий деловой игры, подготовить атрибуты. Подготовка места проведения деловой игры.

Формы контроля

Знание определений. Решение заданий по теме.

Ход игры

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада вас видеть на нашей деловой игре «Я знаю о финансах всё». Эта тема выбрана не случайно, так как Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской федерации на 2017-2023г. г., утверждённая распоряжением правительства Российской федерации, содержит определение финансовой грамотности, в том числе и дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, без которых невозможно формирование финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

Уважаемые коллеги, чтобы обучать дошкольников знаниям по экономическому воспитанию педагогам необходимо владеть финансовой грамотностью в совершенстве. Это главная цель нашей деловой игры «Я знаю о финансах всё».

Предлагаю разделиться на три команды, придумать название команды, выбрать капитана, счетовода.

Правила игры

1.В игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Игра идет в три раунда.

2. Игру начинает команда первой поднявшая флажок.

3. Команда выбирает тему и цену вопроса. Ведущий читает вопрос, кто вперёд поднимет флажок, тот и отвечает.

4. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.

3. В игре встречаются следующие сектора:

  • «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде.
  • «Вопрос-аукцион»: команды назначают цену вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую цену на вопрос. Если одна из команд идет «ва-банк», то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим «ва-банком», если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, а при правильном ответе – сумма удваивается.

4. Игру заканчивает раунд «Своя игра».

1 раунд. В этом раунде вам будут предложены 4 темы, в каждой теме по 5 вопросов разной стоимости, итого 20 вопросов, отвечать на которые необходимо в духе соревновательности, тем самым, зарабатывая свой первоначальный капитал в виде баллов.

Темы:

  • Пословицы и поговорки
  • Монеты
  • Логика
  • Песни

Стоимость вопросов от 50 до 1000 рублей, в зависимости от сложности вопроса. Первой начинает команда, которая по жеребьевке вытянула номер 1.

Пословицы и поговорки

50

100

200

500

1000

Монеты

50

100

200

500

1000

Логика

50

100

200

500

1000

Песни

50

100

200

500

1000

  • Пословицы и поговорки

50- В какой пословице деньги и друзья не совместимы (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).

100 – Что бережёт рубль? (Копейка).

200 – (Кот в мешке)- Каким птицам не нравятся деньги? (курам. Куры деньги не клюют).

500 – Продолжите пословицу «Деньги, что вода … (пришли и ушли, только и видели).

1000 – Ещё в 10 веке в Киевской Руси была золотая монета весом 4,26 грамма. Её название сохранилось в пословице. (Мал золотник, да дорог).

  • Монеты

50 – Как назывался глиняный сосуд, куда в древности в качестве копилки прятали монеты? (Кубышка).

100- Как называется украшение, сделанное из монет? (Монисто).

200 – Вопрос-аукцион -Как называется ободок, обрез монеты? (Гурт).

500 – Как называлась монета в виде продолговатого слитка серебра? (Гривна).

1000 – В каком государстве началась первая чеканка монет? (Лидия).

  • Логика (Слайды)

50 – Защита (слайд №2)

100 -Мошенник (слайд №3)

200 -Ставка (слайд №4)

500 -Вопрос-аукцион – Ячейка (слайд №5)

1000 – Операция (слайд №6).

  • Песни (аудиозаписи)

50 – Из какого мультфильма этот музыкальный отрывок? (песня пирата из мультфильма «Остров сокровищ» - «Деньги-дребеденьги»).

100- Из какого фильма следующая композиция? (фильм «Приключения Буратино» - песня Кота Базилио и лисы Алисы «Не прячьте ваши денежки»).

200 – Какая группа исполняет эту песню? (АББА песня «Деньги, деньги»).

500- Кот в мешке- Как называется мультфильм, из которого звучит эта песенка? (Мультфильм «Три котенка» -песенка «Деньги-лепесточки»).

1000- Кто исполнитель следующего музыкального фрагмента? (Артур Пирожков песня «Деньги»)

2 раунд. В этом раунде вам будут предложены 4 темы, в каждой теме по 5 вопросов разной стоимости, итого 20 вопросов.

Темы:

  • Налоговая система
  • Финансовые понятия
  • Кино
  • Банки

Стоимость вопросов от 100 до 2000 рублей, в зависимости от сложности вопроса.

Налоговая система

100

200

500

1000

2000

Финансовые понятия

100

200

500

1000

2000

Кино

100

200

500

1000

2000

Банки

100

200

500

1000

2000

  • Налоговая система

100 – О каком налоге идёт речь: и оставил, умирая, сыновьям мельницу, осла и кота? (налог на наследство).

200- Письменное заявление налогоплательщика (декларация).

400 -Кот в мешке- Какой налог называют налогом на «грехи»? Подсказка- налог на автомобили, табачные изделия, спирт и т.д.) (акциз).

1000- Государственное учреждение, которое работает с налогоплательщиками. (налоговая инспекция).

2000- Какой русский правитель ввёл в России самоё большое количество странных налогов? Подсказка – налоги на одежду, глаза, бороду, орехи и т.д. (Петр 1).

  • Финансовые понятия

100- Ситуация на рынке, при которой спрос больше предложения. (дефицит).

200 -Денежные средства, передаваемые банку на время и с разрешением их использовать для кредитования. (вклад/депозит).

400 -Выпуск в обращение новых знаков (эмиссия).

1000 -Вопрос-аукцион-Понижение фиксированного курса валюты относительно других валют (девальвация).

2000- Основой этой экономической системы является наличие собственности, конкуренции (рыночная система).

  • Кино (слайды)

100- Из какого фильма этот кадр? (фильм «Бриллиантовая рука»).

200 – Назовите фильм по кадру (фильм «Маска»)

400 – Угадайте фильм по кадру (фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).

1000 – Кот в мешке – Назовите фильм («11 друзей Оушена»)

2000 -Угадайте следующий фильм («Волк с Уолл-стрит»).

  • Банки

100- Его называют банком банков. (ЦБ РФ).

200 -Компьютеризированное электронное устройство, которое выполняет простейшие операции (банкомат).

400- Их считают первыми банкирами (ростовщики).

1000 – Коммерческая организация небанковского типа, которая даёт деньги в кредит под залог имущества (ломбард).

2000- Вопрос-аукцион- Помимо возврата долга, что ещё должен заплатить банку человек, взявший кредит? (процент).

3 раунд. В этом раунде вам будут предложены 4 темы, в каждой теме по 5 вопросов разной стоимости, итого 20 вопросов.

Темы:

  • История
  • Банкноты
  • Литература
  • Денежная единица

Стоимость вопросов от 200 до 5000 рублей, в зависимости от сложности вопроса.

История

200

500

1000

2000

5000

Банкноты

200

500

1000

2000

5000

Литература

200

500

1000

2000

5000

Денежная единица

200

500

1000

2000

5000

  • История

200 -Какой царь начал чеканку монет на Руси? (Иван Грозный).

500 -Рублёвую купюру какого достоинства в Российской империи окрестили «Катенькой»? (100 рублей).

1000 -В каком году в СССР была проведена хрущёвская денежная реформа? (в 1961г.).

2000- Кот в мешке- Как назывались кожаные деньги на Руси из куницы? (куны).

5000 – Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за системные обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи).

  • Банкноты

200- Этот город изображён на банкноте номинальной стоимостью в 100 рублей (город Москва).

500- в какой стране появились самые первые бумажные деньги? (Китай).

1000 -Вопрос-аукцион-В чьё царствование появились бумажные деньги в России? (Екатерина 11).

2000- Какой киевский князь изображён на купюрах номиналом в 1000 рублей? (Ярослав Мудрый).

5000- Назовите достоинство банкноты, на которой изображён мост через Амур. (5000 рублей).

 

  • Литература

200 -Какие монеты получил Буратино от Карабаса Барабаса? (5 сольдо)

500- Кот в мешке- Где нашли свой клад Том Сойер и Гекльберри Финн в романе М. Твена «приключения Тома Сойера» (в пещере).

1000 – Как назывались деньги в романе Р. Стивенсона «Остров сокровищ»? (пиастры).

2000 -Какими деньгами пользовался Гарри Поттер в романах Дж. Роулинг? (сиклы).

5000 - Назовите имя легендарного героя, который всё, что до чего дотрагивался, превращал в золото? (Мидас).

  • Денежная единица

200 -Общеевропейская валюта (евро).

500- Цена единицы одной валюты в единицах другой (валютный курс).

1000- Назовите «музыкальную» турецкую валюту (лира).

2000- Валюта Перу звучит в русском варианте также как название одной из специй. Как она называется? (соль).

5000 -Вопрос-аукцион -Как называли в народе на Руси мелкие монетки, их делали из серебряных прутьев? (чешуйки).

Раунд «Своя игра»

Перед тем как перейти к заключительному раунду «Своя игра» команды подсчитывают заработанные деньги. Затем делают ставки, исходя из имеющихся денег на своем счету. Ставки записывают на листах. Если команда идет «ва-банк», то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, то, ответив правильно на вопрос, удваивает сумму. Если дает неправильный ответ. То сумма сгорает полностью.

Ведущий зачитывает задание.

Задание.  2 пятака минус 3 алтына. Сколько будет? (1 копейка)

После минуты обсуждения команды дают ответы (записывают на листе бумаги). Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Список литературы

Интернет источники: 

1. https://www.fingram39.ru 

2. http://www.dengi-info.com 

3. http://ya-uznayu.ru

4. http://educontest.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"

Цель. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Участники игры. Члены творческих групп "Ознакомление с окружающим", "Социальная поддержка дошкольников", "Театрализованная деят...

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА"

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе....

Деловая игра "Знаю ля ФГОС и другие законодательные документы"

Для подведения итогов роботы по освоению ФГОС ДО, в нашем коллективе, было решено провести деловую игру "Знаю ли я ФГОС", с использованием ИКТ. Коллектив был разделен на 2 команды случайной жеребьевко...

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"

Деловая игра "Знаем ли мы права ребенка"...

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА"

Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе....

Конспект мероприятия для педагогов в форме деловой игры "Знаем ли мы права детей"

В данной публикации представлен конспект деловой игры "Знаем ли мы права детей". Способствует расширению правовых знаний педагогов....