Детско-взрослый проект "Азбука финансовой грамотности"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по финансовой грамотности | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»
Долгосрочный детско-взрослый проект на тему:
«Азбука финансовой грамотности»
группа подготовительная к школе № 1
Авторы проекта:
Ардисламова Э.К.,
воспитатель;
Лесных М.Г.,
воспитатель
г.Нефтеюганск
2023г.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительного к школе возраста , воспитатели, родители.
По времени проведения: долгосрочный (05.12.2022 – 20.01.2023)
Актуальность:
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Однако, сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формирование основ финансовой культуры и азов финансовой грамотности дошкольников.
Задачи:
- Сформировать у дошкольников начальные представления о денежной сфере жизни.
- Раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их зарабатывать.
- Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
- Подготовить к принятию своих первых финансовых решений.
- Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
- Научить соотносить понятия надо, хочу и могу.
- Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- Трудиться, работать и зарабатывать;
- Деньги, доходы.
- Покупать, тратить, расходовать, транжирить.
- Откладывать, копить, сберегать.
- Одалживать, занимать, отдавать, возвращать.
- Планировать, экономить.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети подготовительной группы смогут:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, деньги являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- смогут понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;
- осознавать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за это деньги не купишь;
- смогут научиться принимать свои первые финансовые решения, относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу;
- понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
Этапы работы:
Первый этап – подготовительный
- разработка плана работы по формирования у детей подготовительной к школе группы основ финансовой грамотности;
- изготовление наглядного, дидактического материала и пособий по финансовой грамотности дошкольников;
- подбор детских книг и литературы, тематических видеороликов, мультфильмов и различных игр;
- формирование предметно-развивающей среды: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- подбор консультации для родителей по теме «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Второй этап – основной (работа с детьми)
- Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
- Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
- создание мультфильма
Сотрудничество с родителями:
- анкетирование
- индивидуальные беседы
Третий этап – заключительный.
- Подведение итогов
- организация ярмарки
Модель трех вопросов.
Что мы знаем ? | Что мы хотим узнать? | Где нам найти ответы ? |
Банковские карты | Как использовать? | Николь – спросить у родителей |
Расходы и доходы | Как взаимосвязаны? | Полина – посмотреть видео, спросить у воспитателя или у папы. |
Сбережения | Как накопить на мечту? | Катя – спросить у воспитателя, родителей |
Перспективный план работы над проектом
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети подготовительной группы научились:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знают, что деньги зарабатываются трудом, деньги являются мерой оценки труда;
- понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;
- соотносят понятия хочу и могу;
- понимают, что тратить можно мудро, с пользой для себя;
- применяют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории:
- Трудиться, работать и зарабатывать;
- Деньги, доходы.
- Покупать, тратить, расходовать, транжирить.
- Откладывать, копить, сберегать.
- Одалживать, занимать, отдавать, возвращать.
- Планировать, экономить.
Использованная литература:
Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности. Тема: «Путешествие по сказкам» для детей 2 младшей группы.
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности....
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности. Тема: «Путешествие по сказкам» для детей 2 младшей группы.
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности....
Презентация детско-взрослого проекта по финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"
Презентация детско-взрослого проекта по финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"...