Проект по формированию финансовой грамотности «Школа богатого Бобренка»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Элементарные знания в области экономики и финансов дают детям понимание процессов, которые происходят сегодня в обществе. Интерес к этим знаниям формируется как в повседневной жизни, так и в процессе образовательной деятельности. Стремление старших дошкольников к яркому, необычному, желание получше узнать окружающий мир удовлетворяется в процессе освоения основ финансовой грамотности, что способствует формированию навыков рационального поведения и стимулирует их разностороннюю активность.
Целью проекта «Школа богатого Бобренка» является формирование элементов финансовой грамотности, навыков логического мышления и техники аргументации на базе использования эффективных методик работы с детьми: моделирования различных ситуаций и выполнения творческих заданий. Обучение основам финансовой грамотности призвано развить навыки обдуманного принятия финансовых решений, направлено на воспитание ответственности за их последствия и проводится с учетом конкретно-ориентированного образа мышления детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya-proekta-shkola-bogatogo-bobrenka.pdf | 2.45 МБ |
proekt-shkola-bogatogo-bobrenka.docx | 190.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок»
Долгосрочный проект на 2021-2022 учебный год
«Школа богатого Бобренка»
в подготовительной группе
Ефлатова М.Е., старший воспитатель
г. Родники
2021 г.
Актуальность
Элементарные знания в области экономики и финансов дают детям понимание процессов, которые происходят сегодня в обществе. Интерес к этим знаниям формируется как в повседневной жизни, так и в процессе образовательной деятельности. Стремление старших дошкольников к яркому, необычному, желание получше узнать окружающий мир удовлетворяется в процессе освоения основ финансовой грамотности, что способствует формированию навыков рационального поведения и стимулирует их разностороннюю активность.
Целью проекта «Школа богатого Бобренка» является формирование элементов финансовой грамотности, навыков логического мышления и техники аргументации на базе использования эффективных методик работы с детьми: моделирования различных ситуаций и выполнения творческих заданий. Обучение основам финансовой грамотности призвано развить навыки обдуманного принятия финансовых решений, направлено на воспитание ответственности за их последствия и проводится с учетом конкретно-ориентированного образа мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Личностными результатами, формируемыми в процессе достижения поставленной цели, являются формирование или развитие:
- способности к восприятию, обобщению и анализу полученной информации на основе жизненного опыта ребенка;
- способности оценивать адекватность применения различных финансовых инструментов для решения различных задач в реальной жизни;
- способности ставить конкретные финансовые цели и выстраивать собственные жизненные планы; - навыков ранжирования, сравнения альтернатив, оценки вариантов и принятия оптимальных решений;
- мотивации на повышение личного финансового благополучия;
- критического мышления.
Основой проекта «Школа богатого Бобренка» стал мультсериал «Богатый Бобренок». Сериал разработан по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (Сайт: https://bobrenok.oc3.ru/ )
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (6-8 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение учебного года)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Школа богатого Бобренка».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, интерактивных игр; чтение художественной литературы, просмотр мультсериала «Богатый Бобренок», презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономия»
План мероприятий проекта
№ п/п | Месяц | Мероприятия |
ЕЖЕМЕСЯЧНО: Подбор информации, художественного слова об экономике, деньгах, их значении в жизни людей, составление словаря экономических понятий; разработка дидактических, интерактивных, сюжетно-ролевых, подвижных игр; фотовыставки, выставки рисунков, участие в конкурсах различного уровня; Беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы; создание «финансового» мини-музея – пополнение в течение всего года. Просмотр с последующим обсуждением серии мультсериала «Богатый Бобренок» | ||
1 | Сентябрь | Тема месяца: «Семья» Задачи: дать представление детям что же представляет из себя семья и как члены семьи работают вместе для того, чтобы создать себе “Чудесное место для жизни”. Основные понятия: Семья. Работа (как деятельность). Зависимость членов семьи друг от друга. Разделение труда в семье. Ключевые вопросы: • Что такое семья? • Какие бывают семьи? • Что делают члены семьи друг для друга? • Чем отличается работа и отдых (в семье)? • Что нужно сделать, чтобы создать «Чудесное место для жизни»? Совместная деятельность: 1. Создание в группе «Дневника добрых дел», где каждый ребенок отмечает помощь или работу, которую он выполнял в своей семье безвозмездно: полил цветы, вынес мусор, подмел или пропылесосил в квартире, помыл посуду, кормил домашних животных, убрал свои вещи на место, помогал делать покупки и прочее. 2. Мини-проект «Как сделать детский сад чудесным местом». Экскурсия по детскому саду. Беседа «Как можно помогать друг другу». Квест «Маленькие волонтеры». Выставка рисунков «Добрые дела» Самостоятельная деятельность: сюжетно-ролевая игра «Семья» Работа с родителями: 1.Изготовление генеалогического дерева семьи |
2 | Октябрь | Тема месяца: Слова «Хочу» и «Надо» Задачи: дать детям возможность убедиться в том, что в каждой семье имеется потребность в еде, одежде, жилье, а также определить для себя разницу между такими понятиями, как “хочу” и “надо”. Основные понятия: Потребность. Многообразие потребностей человека. Возможности. Неограниченность потребностей человека по сравнению с возможностями их удовлетворения. Необходимость выбора в жизни каждого человека. Ключевые вопросы: • Что означают и чем отличаются слова «Хочу» и «Надо»? • Без чего человек не может обойтись? • Почему мы хотим иметь те или другие вещи? • Почему люди приобретают больше, чем им необходимо? • Можно ли хорошо жить, имея мало вещей? Совместная деятельность: 1.Беседы «Хочу и надо», «Что можно и что нельзя купить за деньги» 2. Дидактические игры «Хочу и надо», «Потрать деньги с пользой», «Покупки» 3. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Прилавки с товарами» (лепка) 4. Экскурсия в супермаркет 5. Чтение и обсуждение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» Самостоятельная деятельность: сюжетно-ролевая игра «Магазин», настольные игры по теме Работа с родителями: 1.Задание посмотреть с ребенком рекламные ролики по телевизору, рассказать о рекламируемых товарах и определить, к какому слову относится каждый товар. Изготовить книжку-малышку «Рекламный буклет» |
3 | Ноябрь | Тема месяца: «Откуда берутся товары и услуги, которые мы называем словами «Хочу» и «Надо» Задачи: дать представление детям откуда члены семей берут или получают то, что им хочется иметь. Основные понятия: Товары. Услуги. Отличие товаров от услуг. Производство. Цена. Покупки. Инструменты. Ключевые вопросы: • Где найти то, что нужно? • Откуда берутся вещи, которые нам нужны (хотим)? • Что должно быть в городе или селе для людей? • Почему в мире так много товаров и услуг? Совместная деятельность: 1. Беседа «Что такое товар и услуга?» 2. Рисование «Лучший подарок для друга» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д. 2. Настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Прогулка по городу (по дороге находим места, в которых можно приобрести необходимые товары и услуги) |
4 | Декабрь | Тема месяца: “Профессии в наших семьях» Задачи: расширить у детей знания о семье с помощью изучения профессий (рода занятий) членов своих семей. Основные понятия: Профессия. Работа (как деятельность). Заработная плата. Ключевые вопросы: • Кто создает нужные вещи? • Что такое профессия? • Зачем нужны профессии? • Кто такой профессионал? Можно ли по внешнему виду человека узнать, чем он занимается? • Какие инструменты нужны профессионалам? • Какие профессии у членов семьи? Почему они важны для людей? Совместная деятельность: 1. Рисование «Кем я стану, когда вырасту» 2. Беседа «Такие разные профессии» 3. Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Кто с кем сотрудничает», «Кем быть?», лото «Профессии». 4. Изготовление альбома «Профессии моих родителей» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Полицейский участок», «Больница» и т.д. 2. Настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Рассказать детям о своей профессии 2. Мастер-класс от папы-повара «Морковный пирог» (семья Смирновых) 3 Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр |
5 | Январь | Тема месяца: “Роль государства» Задачи: познакомить детей с экономической ролью государства в жизни общества, изучая услуги, которые государство предоставляет своим гражданам. Основные понятия: Государство. Налоги. Необходимость сбора налогов. Налогоплательщики. Права и обязанности налогоплательщиков. Общественные товары и услуги. Ключевые вопросы: 1. Чем занимается государство? 2. Почему его работа важна для общества? Кому необходима его работа? 3. Что будет, если никто не будет делать эту работу? 4. Почему эту работу можно назвать «незаметной»? 5. Кто платит пожарному? Полицейскому? Дворнику? 6. Где взять деньги на оплату их работы? 7. Почему люди платят налоги? Совместная деятельность: 1. Экскурсия по району, обращая внимание на те товары и услуги, которые предоставляет государство (дорога, уличное освещение, пешеходный переход, уборка снега и мусора и др.). 2. Беседа «Что такое «Государство»?» 3. Дидактическая игра «Заплати налоги» 4. Рисование «Город будущего» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые и настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Показать детям здание местного органа власти. Рассказать, чем там занимаются государственные служащие. |
6 | Февраль | Тема месяца: «Путешествие рубля» Задачи: дать детям представление о деньгах как о средстве обмена между людьми. Основные понятия: Деньги как средство платежа. Бартер. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Ключевые вопросы: Зачем обществу нужны деньги? Что такое бартер? Как люди принимают решения об обмене с помощью денег? Как обмен при помощи денег влияет на жизнь общества? Совместная деятельность: 1. Беседы «Что такое деньги?» «Может ли современные человек обойтись без денег?» 2. Мини-проект «История денег» 3. Изготовление «денег» для игры 4. Рисование «Моя купюра» 5. Квест-игра «Найди клад» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые и настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Просмотр развивающего мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы» 2. Совместные покупки в магазин. |
7 | Март | Тема месяца: «Бюджет» Задачи: дать детям представление о финансовом планировании, познакомить с его основными инструментами. Основные понятия: Бюджет, статья бюджета, доходы, расходы, сбалансированный бюджет, дефицит бюджета, профицит бюджета, личный бюджет, семейный бюджет, финансовое планирование. Ключевые вопросы: Что такое бюджет? Из каких частей он состоит? Откуда появляются доходы семьи? На что семья тратит деньги? Какими специальными словами можно охарактеризовать состояние бюджета? Зачем семьям необходимо финансовое планирование (составление бюджета) Совместная деятельность: 1. Изготовление плаката «Путешествие денежки» 2. Беседа «Доходы и расходы семьи» 3. Интерактивная игра «Помоги Бобренку с покупками» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые и настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Привлечь ребенка в распределение семейного бюджета |
8 | Апрель | Тема месяца: «Сбережения» Задачи: дать детям представление о мотивах и целях сбережений. Основные понятия: Сбережения, накопления, банковский вклад, процент по вкладу, дивиденды, риск. Ключевые вопросы: Что такое сбережения? Зачем людям нужно создавать сбережения? Для каких целей? В каких формах делаются сбережения? Чем люди рискуют, делая сбережения? Совместная деятельность: 1. Беседа «Как накопить деньги» 2. Интерактивная игра «Финансовый ринг» 3. Дидактическая игра «Банк» 4. Викторина «Маленькие финансисты» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые и настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Конкурс «Лучшая копилка» |
9 | Май | Тема месяца: «Азбука финансов» Итоговая игровая деятельность Задачи: закрепить и систематизировать полученные в течение года знания; уточнить различные основные экономические понятия Совместная деятельность: 1. Викторина «В мире экономики» 2. Дидактические игры по теме 3. Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономия» Самостоятельная деятельность: 1. Сюжетно-ролевые и настольные игры по теме Работа с родителями: 1. Создание сборника авторских сказок про финансы 2. Обратная связь, анкетирование «Мой ребенок – финансист» |
Продукт проекта - сформирован банк методических идей с заданиями и материалами по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Школа богатого Бобренка». Ссылка на материалы проекта
|
Список литературы.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2015.
- О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» - Калининград – 2017.
- Самохина А.К. «Рекомендации по внедрению в образовательный процесс интерактивного развлекательно-просветительского мультсериала «Богатый Бобренок», 2019. – 36 с.
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» - Калининград, 2018.
Интернет-ресурсы
- https://bobrenok.oc3.ru
- https://www.fingram39.ru/
- https://findmykids.org/
- https://worldtutors.ru/materialy-dlya-skachivaniya-finansovaya-gramotnost-doshkolnikam
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...
Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников "Школа Гнома Эконома" для детей 5-6 лет
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
Проект по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Юный финансист»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность....
Проект по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Семейный бюджет" подготовительная к школе группа
quot;Бережливость лучшее - богатство""У кого работа, у того и хлеб" Народная мудрость...