Доклад "Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. .дом 17,
тел. (34934) 9-18 -54, факс: 9-26-67 E –mail: urengoiskazka@gmail.com
«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Блахова И. И.
пгт. Уренгой
2022 г.
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста?
Наверное, потому, что все дети разные и часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальности. Очевидно, что ежедневно ребёнок поневоле встречается в реальной жизни с экономикой и экономическими понятиями, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена», «деньги», «номинал», «купюры», «рубли», «монеты», «финансы» и т.д. Дети быстро впитывают атмосферу новой реальности и адаптируются к ней. Поэтому, в изменяющихся условиях современной общественной жизни, непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Ведь экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом, школой и дальнейшей взрослой жизнью.
Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности.
Главная задача воспитателя – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного роста и развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «я», а именно: играм, занятиям, носящим интегрированный характер, позволяющим знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и особенно с занятиями по формированию элементарных математических представлений, так как экономика тесно связана с миром цифр, математических действий и терминов. Использование разнообразных форм работы по экономическому развитию дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и сделать процесс познания экономики интересным и доступным.
Основная форма такого обучения экономике – игра. Сделать экономику понятной помогут такие формы работы, как: квесты, игры-путешествия, викторины, КВНы где моделируются реальные жизненные экономические ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции, обмена денег и т.д. На занятиях уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения, навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в тоже время содержательные задания: отгадывание математических кроссвордов и ребусов, разыгрывание экономических ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе таких занятий, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает способности. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя разнообразные способы и средства.
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается. Под обогащенной развивающей средой понимаются естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими игровыми материалами, в том числе и по экономическому развитию. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Первая ступень – возраст 5 до 7 лет.
В это время главные детские черты – любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом – огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желание от потребностей.
Методы и приемы обучения экономическому воспитанию старших дошкольников.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации:
1) Математическое развитие.
Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения. Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.
2) Решение проблемной ситуации.
Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
3) Чтение художественной литературы.
Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.
Усвоение детьми экономических знаний осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
- «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»;
Вывод следующий: чтобы не оказаться в подобном положении, нужно думать о своем будущем, в том числе о старости. Ведь никому еще не помогла «золотая рыбка», а денежное благополучие в пожилом возрасте — результат собственного упорного труда.
- «Три поросенка»;
Мораль в том, что качество превыше экономии. Вклад в работу, усердие в ее выполнении – залог финансовой стабильности в будущем. Ведь все должны знать, что «скупой платит дважды».
- «Золотой ключик, или приключения Буратино»;
Поучительная история. Еще ни одно подобное «поле» не помогало разбогатеть. Все успешные люди заработали свои капиталы трудом и упорством. И не стоить верить обещаниям подобных коту Базилио и лисе Алисе.
- «Муха – Цокотуха»;
Поучительная сказка говорит о том, что не нужно тратиться на ненужные безделушки только ради того, чтобы понравиться сомнительным «паукам». К слову, секрет успеха многих бизнесменов – в экономии и умении тратить денежные средства с умом. Достаточно взглянуть на одежду именитых миллионеров – большинство одето более чем просто. Именно этому и учит «Муха Цокотуха».
- «Репка».
История учит важности коллективного труда. Каждый успешный бизнес держится не только за счет его руководителя. Это всегда заслуга коллектива – слаженного механизма, в котором важно каждое звено.
Сказки – это кладезь мудрой информации для ребенка. И как можно убедиться, они учат не только полезным качествам (честности, трудолюбию, доброте и так далее), но также могут подсказать младшему поколению основы финансовой грамоты и, если разобраться, массе других наук.
4) Дидактические игры.
В дидактических играх «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки», «Кем быть?» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний
5) Сюжетно-ролевые игры.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно- ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
6) Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
7) Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.
8) Работа с родителями.
Для знакомства родителей с экономическими понятиями и явлениями был использован уголок экономических понятий.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Потому как именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для воспитанников, но и для педагогов. Предлагаем вашему вниманию некоторые игры по финансовой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...