Детско-взрослый информационный проект на тему «Путешествие в страну денег»
проект по основам финансовой грамотности

Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории; Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель. Название работы: Информационный детско-взрослый проект «Путешествие в страну денег». На примере данного проекта мы хотели показать, каким образом можно выстраивать работу с детьми по экономическому воспитанию, а в частности создать детско-взрослый проект. Организаторами проекта стали сами дети, им была дана инициатива и самостоятельность по его реализации. Данный проект полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к организации образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Он будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, а также педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-vzroslyy_proekt_puteshestvie_v_stranu_deneg.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Город Братск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Муниципального образования города Братска

Проспект Ленина, 15, телефон (3953) 455-374, т/факс (3953)455-381,

e-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru

Детско-взрослый

информационный проект

на тему

«Путешествие в страну денег»

Составили:

Сафонова Алевтина Валентиновна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Запевалова Екатерина Константиновна

Воспитатель

Участники и исполнители:

Воспитанники, родители, педагоги

г. Братск

Аннотация

Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории и Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель.

Название работы: «Путешествие в страну денег».

Информационный детско-взрослый проект.

На примере данного проекта мы хотели показать, каким образом можно выстраивать работу с детьми по экономическому воспитанию, а в частности создать детско-взрослый проект. Организаторами проекта стали сами дети, им была дана инициатива и самостоятельность по его реализации.

Данный проект полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к организации образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Он будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, а также педагогов дополнительного образования.

По виду деятельности: информационный

По содержанию: интегрированный

По характеру участия ребенка: участники, исполнители

По характеру контактов: дети, родители, педагоги

По количеству участников: фронтальный

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта:1 неделя

Постановка проблемы

В один из зимних деньков дети предложили поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Поездка в автобусе». Ребята ходили в магазин за покупками, ездили на общественном транспорте. И вдруг Иван заметил, что везде нам нужны деньги, без них мы не можем ничего купить, не расплатиться за поездку. И тут Ваня спросил: «А откуда появились деньги?»

А Лера подхватила: «А действительно, откуда появились деньги и почему мы всё оплачиваем деньгами?

Наши любознайки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как появились деньги, какие бывают деньги и т.д. Так родился этот проект.

Актуальность

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научатся их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждают психологи, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Цель проекта: создать условия по формированию первоначальных представлений о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Дать дошкольникам элементарные знания о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств и о предназначении банков.

2. Познакомить с историей рождения денежных единиц.

         3. Формировать первичные представления о роли денег в современном обществе (в жизни людей и семьи), наличной и безналичной формах денежного обращения.

          4. Способствовать пониманию необходимости разумного отношения к получению и трате денег.

          5. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, умение планировать дела.

Для родителей:

1. Сформировать у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с миром финансов.

Для педагогов:

1. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с миром финансов.

2. Создать мотивирующую образовательную среду для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах финансовой грамотности.

Игровая ситуация «Кошелёк»

Незнайка (изображение на экране телевизора) обращается к детям за помощью:

- Ребята, мы с моими друзьями Винтиком, Шпунтиком и Пилюлькиным нашли на улице странную вещь (показывает детям кошелёк), а в нём железные кружочки и какие-то бумажки (показывает металлические и бумажные деньги). А что это такое и для чего нужно, мы не знаем. И наш друг Пончик предложил обратиться к вам в детский сад за помощью. Вы нам ребята поможете?

Воспитатель вносит в группу кошелёк с разными денежными знаками. Так начинается работа по ознакомлению и уточнению знаний детей о мире денег.

Примерный план реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Выдвижение гипотезы.

Помочь определить пути решения проблемы.

Подготовительный этап

(1день)

2.

Модель трёх вопросов.

Инициировать общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о деньгах, что хотят узнать, как могут это сделать.

3.

Анкетирование родителей на тему «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность»

Проанализировать компетентность родителей в вопросах формирования финансовой грамотности детей

4.

Составление плана реализации проекта.

Составить план реализации проекта на основании анализа ответов детей и родителей.

Основной этап

5.

Презентация «История возникновения денег»

Расширить представления детей о возникновении денег, о том, что раньше служило деньгами для людей.

День первый

6.

Беседа «Что такое деньги»

Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта».

7

Чтение рассказа «Приключение Рублика и денежки»

Уточнять знания детей о деньгах (комикс)

8.

Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Расширять знания детей о профессии и работников торговли, содержании и значимости труда.

9.

Беседа «Откуда деньги берутся»

Формирование начальных знаний о способах зарабатывания денег.

День второй

10

Чтение и рассматривание книжки-малышки «Откуда деньги в семье» (лэпбук)

Уточнить и расширить знания детей о бюджете семьи

11.

Чтение и заучивание пословиц о деньгах  (лэпбук, Приложение № 4)

Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования пословиц. (лэпбук)

12.

Дидактическая игра «Купи другу подарок» (Приложение №1)

Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка

13.

НОД «Дом, в котором живут деньги»

Дать первоначальные знания детям о работе банка (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги, предоставляет деньги в долг)

День третий

14.

Виртуальная экскурсия в банк

Систематизировать знания детей о работе банка.

15.

Проблемная ситуация «Что будет, если…»

Учить рассуждать, анализировать

16.

Конструирование из бумаги «Кошелёк» (Приложение № 1)

Развивать умение создать поделку из бумаги своими руками.

17.

Беседа «Как правильно тратить деньги»

Формировать правильное отношение к деньгам и их разумному использованию

День четвёртый

18.

Дидактическая игра «Надо-хочу» (Приложение № 2)

Формировать у детей разумное отношение к трате денег.

19.

Просмотр мультфильма «Как мужик старик корову продавал»

Донести мысль до детей, что не стоит верить всему тому, что говорят, а надо проверять.

20.

Прослушивание песни «Деньги-лепесточки»

Видео-презентация «Как производят деньги»

Познакомить детей с технологией производства денег в России

День пятый

21.

Эксперимент «Что лучше монеты или купюры» (Приложение № 3)

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

22.

Музыкально-ритмические движения под музыку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

23.

Дидактическая игра «Что быстрее купят» (Приложение № 2)

Познакомить детей с банкнотами разных стран (лэпбук)

24.

Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Банк»

Формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

25.

Домашнее задание: изготовление копилки (дети и родители)

Организовать выставку «Копилки»

Заключительный этап

(2 дня)

26.

Составление лэпбука

Систематизировать и обобщить знания по теме проекта

27.

Постановка новой проблемы «Откуда деньги берутся в нашей семье и как их правильно тратить»

Описание проекта

Предварительная работа

  1. Гипотеза.

Гипотезы выдвигались разные, но в итоге мы остановились на одной: если мы узнаем больше информации о деньгах (что такое деньги, зачем они нужны, откуда берутся и т.д.), то мы начнём более разумно относиться к их получению и трате.

2. Модель трёх вопросов.

В проектной деятельности используем модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как узнаем об этом?

На деньги можно купить игрушки, вещи, продукты.

Деньгами можно оплатить бензин, квитанции за квартиру, детский сад.

Бывают бумажные и металлические деньги.

Металлические деньги можно обменять на бумажные.

Деньги можно купить.

Откуда появились деньги?

Из чего сделаны деньги?

Почему мы оплачиваем всё деньгами?

Чем ещё можно всё оплачивать?

Спросим у взрослых.

Посмотрим в книгах, журналах, энциклопедиях.

Поискать информацию в Интернете.

Спросить у «АЛИСЫ»

Подумаем сами.

Проведём опыты.

3. Анкетирование родителей на тему «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность»

4. Составление плана реализации проекта.

План составляется по итогам анкетирования родителей, бесед с детьми, учитывая интересы детей.

Основной этап

День первый

Введение в проблему

Воспитатель вносит в группу картинки с разными предметами, используемыми раньше как средство платежа и современные деньги и спрашивает детей:

- Ребята, как вы думаете, что обозначают эти предметы? (дети выдвигают свои предположения).

- А помните вы спрашивали, как появились деньги? Хотите узнать подробнее?

Проблема: Что такое деньги и как они появились?

Решение проблемной ситуации

1). Просмотр презентации «История возникновения денег»

2). Беседа с детьми на тему «Что такое современные деньги» (Приложение № 1)

3). Чтение рассказа «Приключение Рублика и денежки» (комикс)

4). Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

День второй

Введение в проблему

Ребята, прослушайте пословицу «Деньги не грибы, в лесу не растут».

Дети высказываются о том, откуда берутся деньги?

Проблема: Откуда берутся деньги?

Решение проблемной ситуации

  1. Беседа «Откуда деньги берутся» (Приложение № 1)
  2. Чтение и рассматривание книжки-малышки «Откуда деньги в семье» (лэпбук)
  3. Чтение и заучивание пословиц о деньгах
  4. Дидактическая игра «Купи другу подарок»

День третий

Введение в проблему

Вносим ширму «Сбербанк».

- Ребята, кто знает, что это за вывеска? Хотите узнать подробнее о работе Банков и для чего они нужны?

Проблема: А зачем нам нужны Банки?

Решение проблемной ситуации

  1. Беседа «Дом, в котором живут деньги» (Приложение № 1)
  2. Виртуальная экскурсия в банк
  3. Проблемная ситуация «Что будет, если…»
  4. Конструирование из бумаги «Кошелёк» (Приложение № 2)

День четвёртый

Введение в проблему

Дидактическая игра «Надо - хочу»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.

Детям в вперемешку раздаются карточки, нужно определить, к какому понятию: «хочу» или «надо» относиться предмет, изображенный на карточке, и расположить ее под соответствующий символ «!» (надо) или «?» (хочу).

- Ребята, а вы знаете, как правильно тратить деньги? Давайте попробуем сегодня разобраться в этом вопросе.

Проблема: Как правильно тратить деньги?

Решение проблемной ситуации

1). Беседа «Как правильно тратить деньги»

2). Дидактическая игра «Деньги получили - ерунды накупили»

Цель: формировать у детей разумное отношение к трате денег.

Ход:

-Во что упакованы товары в магазинах?

-Вам нравится красивая упаковка товаров?

-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?

Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.

(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот…)

-Рассмотрим покупки.

-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.

3). Прослушивание песни «Деньги-лепесточки»

4). Просмотр мультфильма «Как мужик старик корову продавал»

        

День пятый

Введение в проблему

Внесение альбома «Самые необычные деньги мира». Рассмотреть альбом и подвести детей к тому, что деньги производили и производят из разный материалов.

Ребята, а вы знаете из чего и как производят деньги у нас в стране? Хотите знать подробнее?

Проблема: Из чего и как делают деньги?

Решение проблемной ситуации

1). Видео-презентация «Как производят деньги»

2). Эксперимент «Что лучше монеты или купюры»

3). Музыкально-ритмические движения под музыку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

4). Дидактическая игра «Найди пару»

5). Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Банк»

Заключительный этап (2 дня)

Дети заранее договариваются, что они будут делать лэпбук. Для более быстрой работы они делятся на компании и выбирают, кто за что отвечает.

Работа проводится по подгруппам, воспитатель помогает при необходимости.

Постановка новой проблемы:

Постановка новой проблемы «Откуда деньги берутся в нашей семье и как их правильно тратить».

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Сформированы элементарные знания о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств и о предназначении банков.

2. Познакомились с историей рождения денежных единиц.

         3.Сформированы первичные представления о роли денег в современном обществе (в жизни людей и семьи), наличной и безналичной формах денежного обращения.

          4. Понимают необходимость разумного отношения к получению и трате денег.

          5. Развиты социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, умение планировать дела.

Для родителей:

1. Сформированы у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с миром финансов.

Для педагогов:

1. Повышена профессиональная компетентность педагогов через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с миром финансов.

2. Создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

         1. Дети узнали много интересного о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств и о предназначении банков. Познакомились с историей денег.

Работа над этим проектом вызвала у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

          2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях.

3. Были созданы:

- уголок «Финансовая грамотность»

- новые пособия для образовательной деятельности;

- лэпбуки «Финансовая грамотность»;

- ширмы к сюжетно-ролевым играм «Супермаркет», «Банк»

- выставка «Копилок»

4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.

Появилась новая идея для разработки и реализации нового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга      Конспектнепрерывной обра...

Проект на тему:"Путешествие в бумажную страну"

Проект создан для формирования знаний о происхождении бумаги, понимание значимости в жизни людей и бережного отношения к ней....

Детско – взрослый творческо – информационный краткосрочный проект « Герои нашего Отечества »

Формирование знаний детей о Великой Отечественной войне, воспитание нравственных ценностей, воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине....

Детско–взрослый творческо–информационный краткосрочный проект «Герои нашего Отечества»

Детско–взрослый творческо–информационный краткосрочный проект «Герои нашего Отечества»...