Детско-взрослый информационный проект на тему «Путешествие в страну денег»
проект по основам финансовой грамотности
Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории; Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель. Название работы: Информационный детско-взрослый проект «Путешествие в страну денег». На примере данного проекта мы хотели показать, каким образом можно выстраивать работу с детьми по экономическому воспитанию, а в частности создать детско-взрослый проект. Организаторами проекта стали сами дети, им была дана инициатива и самостоятельность по его реализации. Данный проект полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к организации образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Он будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, а также педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-vzroslyy_proekt_puteshestvie_v_stranu_deneg.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Город Братск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Муниципального образования города Братска
Проспект Ленина, 15, телефон (3953) 455-374, т/факс (3953)455-381,
e-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru
Детско-взрослый
информационный проект
на тему
«Путешествие в страну денег»
Составили:
Сафонова Алевтина Валентиновна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Запевалова Екатерина Константиновна
Воспитатель
Участники и исполнители:
Воспитанники, родители, педагоги
г. Братск
Аннотация
Авторы методической разработки: Сафонова Алевтина Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории и Запевалова Екатерина Константиновна, воспитатель.
Название работы: «Путешествие в страну денег».
Информационный детско-взрослый проект.
На примере данного проекта мы хотели показать, каким образом можно выстраивать работу с детьми по экономическому воспитанию, а в частности создать детско-взрослый проект. Организаторами проекта стали сами дети, им была дана инициатива и самостоятельность по его реализации.
Данный проект полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к организации образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Он будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, а также педагогов дополнительного образования.
По виду деятельности: информационный
По содержанию: интегрированный
По характеру участия ребенка: участники, исполнители
По характеру контактов: дети, родители, педагоги
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации проекта:1 неделя
Постановка проблемы
В один из зимних деньков дети предложили поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Поездка в автобусе». Ребята ходили в магазин за покупками, ездили на общественном транспорте. И вдруг Иван заметил, что везде нам нужны деньги, без них мы не можем ничего купить, не расплатиться за поездку. И тут Ваня спросил: «А откуда появились деньги?»
А Лера подхватила: «А действительно, откуда появились деньги и почему мы всё оплачиваем деньгами?
Наши любознайки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, как появились деньги, какие бывают деньги и т.д. Так родился этот проект.
Актуальность
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научатся их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждают психологи, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Цель проекта: создать условия по формированию первоначальных представлений о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Дать дошкольникам элементарные знания о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств и о предназначении банков.
2. Познакомить с историей рождения денежных единиц.
3. Формировать первичные представления о роли денег в современном обществе (в жизни людей и семьи), наличной и безналичной формах денежного обращения.
4. Способствовать пониманию необходимости разумного отношения к получению и трате денег.
5. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, умение планировать дела.
Для родителей:
1. Сформировать у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с миром финансов.
Для педагогов:
1. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с миром финансов.
2. Создать мотивирующую образовательную среду для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах финансовой грамотности.
Игровая ситуация «Кошелёк»
Незнайка (изображение на экране телевизора) обращается к детям за помощью:
- Ребята, мы с моими друзьями Винтиком, Шпунтиком и Пилюлькиным нашли на улице странную вещь (показывает детям кошелёк), а в нём железные кружочки и какие-то бумажки (показывает металлические и бумажные деньги). А что это такое и для чего нужно, мы не знаем. И наш друг Пончик предложил обратиться к вам в детский сад за помощью. Вы нам ребята поможете?
Воспитатель вносит в группу кошелёк с разными денежными знаками. Так начинается работа по ознакомлению и уточнению знаний детей о мире денег.
Примерный план реализации проекта
№ | Способ реализации | Цель | Сроки | |
1. | Выдвижение гипотезы. | Помочь определить пути решения проблемы. | Подготовительный этап (1день) | |
2. | Модель трёх вопросов. | Инициировать общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о деньгах, что хотят узнать, как могут это сделать. | ||
3. | Анкетирование родителей на тему «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность» | Проанализировать компетентность родителей в вопросах формирования финансовой грамотности детей | ||
4. | Составление плана реализации проекта. | Составить план реализации проекта на основании анализа ответов детей и родителей. | ||
Основной этап | ||||
5. | Презентация «История возникновения денег» | Расширить представления детей о возникновении денег, о том, что раньше служило деньгами для людей. | День первый | |
6. | Беседа «Что такое деньги» | Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта». | ||
7 | Чтение рассказа «Приключение Рублика и денежки» | Уточнять знания детей о деньгах (комикс) | ||
8. | Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Расширять знания детей о профессии и работников торговли, содержании и значимости труда. | ||
9. | Беседа «Откуда деньги берутся» | Формирование начальных знаний о способах зарабатывания денег. | День второй | |
10 | Чтение и рассматривание книжки-малышки «Откуда деньги в семье» (лэпбук) | Уточнить и расширить знания детей о бюджете семьи | ||
11. | Чтение и заучивание пословиц о деньгах (лэпбук, Приложение № 4) | Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования пословиц. (лэпбук) | ||
12. | Дидактическая игра «Купи другу подарок» (Приложение №1) | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка | ||
13. | НОД «Дом, в котором живут деньги» | Дать первоначальные знания детям о работе банка (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги, предоставляет деньги в долг) | День третий | |
14. | Виртуальная экскурсия в банк | Систематизировать знания детей о работе банка. | ||
15. | Проблемная ситуация «Что будет, если…» | Учить рассуждать, анализировать | ||
16. | Конструирование из бумаги «Кошелёк» (Приложение № 1) | Развивать умение создать поделку из бумаги своими руками. | ||
17. | Беседа «Как правильно тратить деньги» | Формировать правильное отношение к деньгам и их разумному использованию | День четвёртый | |
18. | Дидактическая игра «Надо-хочу» (Приложение № 2) | Формировать у детей разумное отношение к трате денег. | ||
19. | Просмотр мультфильма «Как мужик старик корову продавал» | Донести мысль до детей, что не стоит верить всему тому, что говорят, а надо проверять. | ||
20. | Прослушивание песни «Деньги-лепесточки» | |||
Видео-презентация «Как производят деньги» | Познакомить детей с технологией производства денег в России | День пятый | ||
21. | Эксперимент «Что лучше монеты или купюры» (Приложение № 3) | Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. | ||
22. | Музыкально-ритмические движения под музыку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | |||
23. | Дидактическая игра «Что быстрее купят» (Приложение № 2) | Познакомить детей с банкнотами разных стран (лэпбук) | ||
24. | Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Банк» | Формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» | ||
25. | Домашнее задание: изготовление копилки (дети и родители) | Организовать выставку «Копилки» | Заключительный этап (2 дня) | |
26. | Составление лэпбука | Систематизировать и обобщить знания по теме проекта | ||
27. | Постановка новой проблемы «Откуда деньги берутся в нашей семье и как их правильно тратить» |
Описание проекта
Предварительная работа
- Гипотеза.
Гипотезы выдвигались разные, но в итоге мы остановились на одной: если мы узнаем больше информации о деньгах (что такое деньги, зачем они нужны, откуда берутся и т.д.), то мы начнём более разумно относиться к их получению и трате.
2. Модель трёх вопросов.
В проектной деятельности используем модель трёх вопросов. Ответы детей были записаны в таблицу, которая приведена ниже.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как узнаем об этом? |
На деньги можно купить игрушки, вещи, продукты. Деньгами можно оплатить бензин, квитанции за квартиру, детский сад. Бывают бумажные и металлические деньги. Металлические деньги можно обменять на бумажные. Деньги можно купить. | Откуда появились деньги? Из чего сделаны деньги? Почему мы оплачиваем всё деньгами? Чем ещё можно всё оплачивать? | Спросим у взрослых. Посмотрим в книгах, журналах, энциклопедиях. Поискать информацию в Интернете. Спросить у «АЛИСЫ» Подумаем сами. Проведём опыты. |
3. Анкетирование родителей на тему «Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность»
4. Составление плана реализации проекта.
План составляется по итогам анкетирования родителей, бесед с детьми, учитывая интересы детей.
Основной этап
День первый
Введение в проблему
Воспитатель вносит в группу картинки с разными предметами, используемыми раньше как средство платежа и современные деньги и спрашивает детей:
- Ребята, как вы думаете, что обозначают эти предметы? (дети выдвигают свои предположения).
- А помните вы спрашивали, как появились деньги? Хотите узнать подробнее?
Проблема: Что такое деньги и как они появились?
Решение проблемной ситуации
1). Просмотр презентации «История возникновения денег»
2). Беседа с детьми на тему «Что такое современные деньги» (Приложение № 1)
3). Чтение рассказа «Приключение Рублика и денежки» (комикс)
4). Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
День второй
Введение в проблему
Ребята, прослушайте пословицу «Деньги не грибы, в лесу не растут».
Дети высказываются о том, откуда берутся деньги?
Проблема: Откуда берутся деньги?
Решение проблемной ситуации
- Беседа «Откуда деньги берутся» (Приложение № 1)
- Чтение и рассматривание книжки-малышки «Откуда деньги в семье» (лэпбук)
- Чтение и заучивание пословиц о деньгах
- Дидактическая игра «Купи другу подарок»
День третий
Введение в проблему
Вносим ширму «Сбербанк».
- Ребята, кто знает, что это за вывеска? Хотите узнать подробнее о работе Банков и для чего они нужны?
Проблема: А зачем нам нужны Банки?
Решение проблемной ситуации
- Беседа «Дом, в котором живут деньги» (Приложение № 1)
- Виртуальная экскурсия в банк
- Проблемная ситуация «Что будет, если…»
- Конструирование из бумаги «Кошелёк» (Приложение № 2)
День четвёртый
Введение в проблему
Дидактическая игра «Надо - хочу»
Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.
Детям в вперемешку раздаются карточки, нужно определить, к какому понятию: «хочу» или «надо» относиться предмет, изображенный на карточке, и расположить ее под соответствующий символ «!» (надо) или «?» (хочу).
- Ребята, а вы знаете, как правильно тратить деньги? Давайте попробуем сегодня разобраться в этом вопросе.
Проблема: Как правильно тратить деньги?
Решение проблемной ситуации
1). Беседа «Как правильно тратить деньги»
2). Дидактическая игра «Деньги получили - ерунды накупили»
Цель: формировать у детей разумное отношение к трате денег.
Ход:
-Во что упакованы товары в магазинах?
-Вам нравится красивая упаковка товаров?
-Какой товар вы купите в первую очередь, в красивой или некрасивой упаковке? Почему?
Давайте поиграем. Представьте, что вы семья и у вас ограниченное количество денег. Вы идете в магазин и вам надо купить важные вещи. Но вам нравится красивая упаковка товаров, и вы в первую очередь покупаете их. Давайте посмотрим, что из этого получится.
(Детям предлагаются картинки, на которых с одной стороны красивая упаковка, а с другой не нужный товар, и наоборот…)
-Рассмотрим покупки.
-Можно ли смотреть только на упаковку и не смотреть на сам товар.
3). Прослушивание песни «Деньги-лепесточки»
4). Просмотр мультфильма «Как мужик старик корову продавал»
День пятый
Введение в проблему
Внесение альбома «Самые необычные деньги мира». Рассмотреть альбом и подвести детей к тому, что деньги производили и производят из разный материалов.
Ребята, а вы знаете из чего и как производят деньги у нас в стране? Хотите знать подробнее?
Проблема: Из чего и как делают деньги?
Решение проблемной ситуации
1). Видео-презентация «Как производят деньги»
2). Эксперимент «Что лучше монеты или купюры»
3). Музыкально-ритмические движения под музыку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
4). Дидактическая игра «Найди пару»
5). Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Банк»
Заключительный этап (2 дня)
Дети заранее договариваются, что они будут делать лэпбук. Для более быстрой работы они делятся на компании и выбирают, кто за что отвечает.
Работа проводится по подгруппам, воспитатель помогает при необходимости.
Постановка новой проблемы:
Постановка новой проблемы «Откуда деньги берутся в нашей семье и как их правильно тратить».
Предполагаемый результат:
Для детей:
1. Сформированы элементарные знания о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств и о предназначении банков.
2. Познакомились с историей рождения денежных единиц.
3.Сформированы первичные представления о роли денег в современном обществе (в жизни людей и семьи), наличной и безналичной формах денежного обращения.
4. Понимают необходимость разумного отношения к получению и трате денег.
5. Развиты социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, умение планировать дела.
Для родителей:
1. Сформированы у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с миром финансов.
Для педагогов:
1. Повышена профессиональная компетентность педагогов через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с миром финансов.
2. Создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети узнали много интересного о сущности денег; функциях и видах; о денежных единицах различных государств и о предназначении банков. Познакомились с историей денег.
Работа над этим проектом вызвала у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях.
3. Были созданы:
- уголок «Финансовая грамотность»
- новые пособия для образовательной деятельности;
- лэпбуки «Финансовая грамотность»;
- ширмы к сюжетно-ролевым играм «Супермаркет», «Банк»
- выставка «Копилок»
4. Участники проекта проверили свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.
Появилась новая идея для разработки и реализации нового проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга Конспектнепрерывной обра...
Проект на тему:"Путешествие в бумажную страну"
Проект создан для формирования знаний о происхождении бумаги, понимание значимости в жизни людей и бережного отношения к ней....
Детско – взрослый творческо – информационный краткосрочный проект « Герои нашего Отечества »
Формирование знаний детей о Великой Отечественной войне, воспитание нравственных ценностей, воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине....
Детско–взрослый творческо–информационный краткосрочный проект «Герои нашего Отечества»
Детско–взрослый творческо–информационный краткосрочный проект «Герои нашего Отечества»...
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности. Тема: «Путешествие по сказкам» для детей 2 младшей группы.
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности....
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности. Тема: «Путешествие по сказкам» для детей 2 младшей группы.
Конспект детско – взрослого развлечения по читательской грамотности....