Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у дошкольников»
консультация по основам финансовой грамотности
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое
направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной
проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к
главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_fin._gr.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у дошкольников»
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое
направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной
проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к
главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети
дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,
овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится
актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда
закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный
возраст является самым продуктивным в плане заложения таких
индивидуально-психологических особенностей личности, как
ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в
дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.
Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников
обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе
и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в
экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с
экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским
садом и школой.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной
из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность
активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не
объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и
экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После
четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению
к семейным финансам.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной,
семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные
финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере
взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также
заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении
всей жизни.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся
слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного
ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть
преподнесены детям в форме элементарных сведений:
∙ научить их правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному использованию;
∙ с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов,
вещей, человеческих взаимоотношений;
∙ объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими
категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и
нравственными – «бережливость, честность, экономность,
достоинство, щедрость» – с другой;
∙ научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
∙ вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать
разумные потребности.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на
основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного
повторения и закрепления, направленного на практическое применение
знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы
культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей
жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие
налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных
ступенях образовательной системы.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.
Ребёнка следует научить покупкам в крупных магазинах, необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать ребенку.
Виды экономических занятий в ДОУ.
Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игра – наиболее приемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.
Сюжетно – ролевые игры.
Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры –«Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.
Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду и т. д.
Настольные игры.
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток», закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.
Дидактические игры
Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого-то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»)
В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Познавательное занятие.
В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.
На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.
Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и т. д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Коммуникативное занятие – беседа.
Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.
Значимую роль в работе по данному направлению играют и родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста".
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремлени...
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности....
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности....
Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и ...
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовая грамотность дошкольников- это заложение нравственных основ финансовой культуры, воспитание бережливости, деловитости и рационального поведения в повседневной жизни. Стратегия повышени...