«Способы и средства формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности

Шакирова Алесья Владимировна

Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста, они должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Августовская конференция

Тема выступления: «Способы и средства формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представлю вашему вниманию опыт работы по формированию первичных экономических представлений у дошкольников в рамках реализации программы по основам финансовой грамотности.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, и делает процесс формирования основ финансовой грамотности более осознанным.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают, как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста, они должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования общей культуры личности у детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности дошкольника является одним из показателей общей культуры личности и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах, отражающих уровень финансовой грамотности.

Слайд 3

В процессе педагогической деятельности по формированию у детей первичных экономических представлений мы раскрываем перед детьми следующие понятия:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!  Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим.  Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.  Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  • Деньги любят счет.  Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  •  Твои деньги бывают объектом чужого интереса. 

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

  • Не все покупается.  Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  • Финансы – это интересно и увлекательно!

Слайд 4

Для повышения эффективности процесса формирования основ финансовой грамотности мы используем различные формы, методы и приёмы.

  • Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры;
  • Интеллектуальные игры, развлечения и викторины;
  • Интерактивные игры;
  • Проектную деятельность;
  • Экскурсии;
  • Тематические занятия;
  • Беседы;
  • Чтение художественных произведений;
  • Театрализованную деятельность;
  • Коллекционирование.

Слайд 5, 6, 7, 8

Формирование основ финансовой грамотности в игровой деятельности происходит при помощи различных видов игр.  Вашему вниманию представлена таблица с указанием некоторых из них.

Слайд 9

В своей работе мы активно используем информационные технологии. В частности интерактивный комплекс «АЛМА» - «Финансовый гений». Использование данного комплекса позволяет более успешно усвоить практический материал и поддерживать познавательный интерес. 

Слайд 10, 11, 12

Также в своей работе мы используем программно-аппаратный комплекс (ПАК) «Колибри» с программным обеспечением «Сова» – это универсальный помощник в ежедневной работе педагога с детьми по экономическому воспитанию.

Слайд 13,14

Одним из важнейших методов формирования финансовой грамотности у дошкольников является их знакомство с произведениями детской художественной литературы, в которых отражены некоторые закономерности мира финансов. Свое понимание финансовых отношений дети с удовольствием отражают в процессе театрализованной деятельности.

Слайд 15,16,17,18

Экскурсии как один из эффективных методов педагогического воздействия помогают нам погрузить детей в мир социального окружения и рассказать им об особенностях финансовых отношений.

Слайд 19

Полученные знания и представления дети отражают в сюжетно – ролевых играх.

Для закрепления полученных знаний по финансовой грамотности в нашей группе состоялось открытие супермаркета «Планета».

В нашем торговом центре мы расположили филиалы банков, где можно снять деньги с карты, произвести банковские операции.

Слайд 20, 21

Также здесь мы разместили такие отделы, как  кафе «Улыбка», туристическое агентство «Круиз», филиал аптеки «Витаминка», продуктовый магазин, ателье, салон красоты.

Открытие нашего супермаркета позволило детям совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, также развить организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Слайд 22,23,24,25

Родители также стали активными участниками процесса экономического воспитания детей. Они оказывали помощь в изготовлении дидактических материалов, лэпбуков, в организации мини-музеев «Семейный кошелек», «Такие разные деньги» и т.д.

Слайд 26, 27

Таким образом, совместная работа с родителями и детьми ( или проведенная работа) позволила нам достичь положительных результатов. Также яркими показателями (качества развития) стало участия детей на конкурсах различного уровня.

Далее хотелось бы подробнее вам рассказать и показать, как мы используем счеты в работе с детьми по формированию экономических представлений.

Слайд 28

Для чего нужны счёты?

Для наглядного представления десятичной системы счисления, лучше, чем счеты, человечество не придумало. Перемещая костяшки, можно изучить состав числа, быстро освоить сложение и вычитание.

 Кроме этого, упражнения со счетами тренируют мозг, развивают правое и левое полушария одновременно, развивают творческие способности и интеллект.

Слайд 29

Как считать на счетах?

- В первоначальном положении все косточки сдвинуты к правовому краю.

-Каждый ряд костяшек представляет собой разряд числа, единицы находятся над четырьмя костяшками. Выше единиц – десятки, сотни и т.д., ниже – дробные числа (четверти, десятые и сотые). Т.е. когда мы считаем товар – верхние ряды – это рубли. Нижние ряды – это место для копеек.

( Для себя - С таким раскладом удобно считать деньги, где в ходу есть четвертаки (например, 25 копеек).

- Черным цветом выделены центральные костяшки (для удобства).

- Для набора определенного числа, костяшки перемещаются справа налево.

Например, чтобы набрать число 42: на одном ряду откладывается число десятков 4; на другом – число единиц – 2.

- При сложении вначале набирается одно число, а затем к нему прибавляются разряды второго;

- Если костяшек ряда не хватает, нужно использовать элементы, расположенные на один ряд выше.

- Вычитание выполняется по такому же принципу, но начинается с верхних рядов.

Сейчас предлагаю вам поиграть.

Слайд 30

Положите перед собой счеты.

1) Выложите, пожалуйста, букву по данному образцу. (Буква А)

Задание: назовите профессии, которые начинаются на букву А. (артист, агроном, архитектор, астроном, акробат, автослесарь, автомеханик, аквалангист, адвокат …)

-какой товар можно купить, название которого начинается на букву А? ( арбуз, апельсин, аккордеон, автобус, астра)

2) Сейчас самостоятельно выложите букву Т, можно использовать все дорожки счетов.

Слайд 31

 (после того, как выложат - образец буквы на слайде + другие буквы)

На слайде представлены и другие буквы.

Слайд 32

А сейчас, выберите те товары, которые начинаются на букву Т. (табуретка, торт, тарелка, томаты, телевизор, …+ яблоки, чайник, платье – лишние предметы).

Также у детей мы спрашиваем: в каком магазине продают тот или иной товар или предлагаем им выбрать товары, в названии которых есть выложенная буква.

 Можно с детьми вспомнить пословицы, которые начинаются на ту или иную букву о труде, или о деньгах. (Труд человека кормит, а лень портит. Тот ничего не боится, кто честно трудится. Деньги счет любят. Дружба дружбой, а денежкам счет).

Слайд

Так как, изначально счеты предназначены совершать финансовые операции, сейчас мы с вами будем определять суммы товара.

Слайд

Предлагаю поиграть в игру «Магазин».

Вы пришли в магазин. У вас в кошельке 65 рублей. Какие  товары вы купите на 65 рублей? Используйте, пожалуйста, счеты (самокат, кастрюля, карандаши; самокат, заяц, огурцы, карандаши;

Слайд

Следующее задание: вы приходите в магазин и покупаете 2 книжки по 5 рублей.  Куклу за 10 рублей. Ответ выложите на счетах.

Скажите, сколько рублей мы потратили на покупки?

Таким образом мы используем счеты в своей работе в рамках реализации программы по основам финансовой грамотности.

Слайд

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность по формированию первичных экономических представлений положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходить к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе. Всё это способствует формированию у детей целостности личности и их воспитанию как экономически грамотных членов нашего общества.

Слайд 36

Спасибо большое вам за внимание и за игру.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Ментальные карты как способ формирования финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе вы сможете познакомиться как правильно составлять ментальные карты. Посмотреть как сделали мы ментальную карту по финансовой грамотности....