Финансовая грамотность конспект "Долги"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Учимся занимать и отдавать долги».
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Закрепить понятия «долг», «одалживать», «занимать». Формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Формировать понимание о том, что если взял что – то на время, обязан вовремя вернуть, представление о возможных последствиях займов.
Развивающие: Развивать умение решать проблемные ситуации.
Развивать воображение детей, их способность участвовать в дискуссиях, выслушивать мнения других.
Воспитательные: Воспитание ответственности, бережного отношения и уважения ко всем видам собственности, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
Методические приемы: Беседа, объяснение, проблемные вопросы, игровые ситуации, дидактическая игра, разгадывание загадок, физминутка.
Оборудование: Письмо, картинки с изображением героев сказки «Три медведя», бумага, красные и синие карандаши, рассказ В.Осеевой «Долг».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение!
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель: А теперь я прошу вас присесть на стулья. (Дети рассаживаются на стулья). Сегодня утром у дверей нашей группы я нашла конверт, в котором было письмо. А от кого пришло письмо, вы узнаете, отгадав загадку:
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Воспитатель: Давайте прочтем письмо:
Доброе утро, ребята!
Жили-были мы - медведи,
Отдалённо от соседей,
Где у леса, на опушке,
Возвели себе избушку.
Приложили сил немало, -
Как дворец избушка стала.
И лесные все соседи
Говорили про медведей:
"Не семья, а загляденье -
Вызывает уваженье!"
Вот однажды, в день прекрасный,
Летний, солнечный и ясный,
Всей семьёй собрались в город
Ведь для нас чудес он полон.
-У нас очень дружная семья. Мы работаем и не в чем себе не отказываем. Но получилось так, что мы потратили всю зарплату: купили много сладостей, игрушек. И сейчас мы остались совсем без денег. А нам каждый день нужно покупать продукты, купить билеты на автобус, чтобы поехать домой. Я подумал, может, вы сможете мне чем то помочь.
Воспитатель: Ребята, что случилось у медведей? (они потратили все деньги)
Воспитатель: Ребята, а правильно сделали медведи, потратив всю зарплату на игрушки и сладости? (нет)
Воспитатель: А вы знаете, как правильно тратить деньги? Нужно разграничить «Хочу» и «Надо». Вставайте в круг поиграем, вспомним и научим наших медведей как правильно тратить деньги. Я буду называть действия, а вы будете говорить «хочу» и «надо».
Игра с мячом «Хочу» и «Надо»:
1.Покупать дорогие игрушки.
2.Оплачивать за квартиру
3.Покупать продукты.
4.Покупать много разной одежды.
5.Просить у мамы куклу.
6.Купить шапку на зиму.
7.Заплатить за квартиру.
8.Покупать много сладостей.
9.Заплатить за проезд.
10.Покупать мебель, посуду.
Воспитатель: Верно, ребята, я надеюсь, что медведи запомнят, как правильно тратить деньги, но нам все равно нужно им помочь, ведь они остались совсем без денег.
Воспитатель: Ребята, подскажите как мы можем им помочь? (одолжить медведям деньги)
Воспитатель: Верно. Мы можем одолжить медведям деньги!
Воспитатель: Одолжить – это значит дать деньги взаймы, или в долг, на какое то время, с возвратом. Повторите «Одолжить».
А занять – значит попросить деньги взаймы, взять их на какое то время. Т.е медведи у нас берут (занимают), а мы одалживаем (даем). Повторите «занять», «одолжить». Что значит одолжить? Кто то уже знаком с этим действием и занимал на время игрушку у своих друзей, чтобы поиграть. Кто брал на время другую вещь (карандаш, краски, клей и пр.). Когда мы берем чужую вещь, чтобы временно ее попользоваться, мы ее занимаем. Одновременно у нас возникает долг, мы должны эту вещь вернуть, мы становимся должниками.
Сейчас мы с вами будем одалживать и занимать. Давайте с вами поиграем в игру, чтобы научиться одалживать и отдавать долг.
Игра «Занять и одолжить»
Дети делятся на две группы, у каждого по листу бумаги, одной группе выдаем красные карандаши, другой – синие. Обеим группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри. Дети выполняют задание. Чтобы выполнить задание им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.
- Молодцы, вы все верно выполнили задание. А вы вернули одолженный карандаш? Ребята, запомните, что долг надо обязательно отдавать, а если не уверены что сможете отдать, то лучше не занимать. Существует поговорка: «Бойся долгов как лихих врагов». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей). Как человек боится врагов и старается их не иметь, так и надо стараться не иметь долгов. Одалживать можно не только деньги.
Давайте внимательно послушаем рассказ Валентины Осеевой «Долг», (чтение рассказа воспитателем):
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь, что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
— Бери, конечно! — согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
«— Я тебе потом отдам», — сказал он Ване.
— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
— Кругом я у тебя в долгу!
«— Какой это долг», — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…
«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
— За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
— Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
— Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!
— Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!
Беседа по прочитанному.
Дети, понравился вам рассказ?
Дети, о ком этот рассказ?
Понравилась ли Ванина коллекция марок Пете?
Почему Петя решил попросить марки у Вани? Что он увидел?
Но что пообещал Петя Ване?
Как вы думаете, марки взял Петя в долг? На время? (Да, пообещал вернуть)
К кому в рассказе подходит слово, понятие «должник»?
Вернул ли Петя марки Ване? Почему не вернул?
Требовал ли Ваня вернуть марки? Вернуть долг?
Почему же Петя так разволновался, так разнервничался? Даже спать спокойно не мог. ( Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»)
Воспитатель: Конечно, Петю замучила совесть. Петя признавал эту ошибку перед собой. Раз пообещал, надо отдать вовремя долг. Именно поэтому он нагрубил Ване. ( «Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
— Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?)
Дети, отдал Петя Ване долг? ( «Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.)
— Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!»).
А как Ваня отреагировал? («Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!»)
А, что же пропало? (Дружба)
Как вы думаете, надо вовремя возвращать все долги, как пообещали? Почему?
Психогимнастика: «Поссорились и помирились»
Дети изображают сначала поссорившихся детей. Выразительные движения. Парами. Двое детей стоят друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся. Выразительные движения. Дети поворачиваются друг к другу лицом и, улыбаются, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце помирились.
Пусть и герои рассказа В. Осеевой помирятся!
Воспитатель: А нам, чтобы одолжить деньги медведям, для начала нужно их заработать, потрудиться. Для этого мы будем выполнять задания, за это получать фишки, а потом мы их поменяем на деньги в нашем волшебном банкомате.
Итак, задание: «Загадки»
На каждый правильный ответ я буду выдавать фишку.
- Половинку от зарплаты, называют как ребята? (аванс)
- Будут целыми как в танке, сбережения в вашем (в банке)…
- Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно (весы)…
- Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
- И врачу и акробату, выдают за труд…(заработную плату)
- Мебель, хлеб и огурцы, продают нам…(продавцы)
- Люди ходят на базар, там дешевле весь…(товар)
- На товаре быть должна, обязательно…(цена)
Воспитатель: Все выполнили задания, получили фишки. А теперь пора их разменять на волшебном банкомате.
Подходят к банкомату, достают фишки и меняют их на деньги.
Воспитатель: Вот сколько мы денег заработали для медведей, и сможем им одолжить. Мы их отправим нашим медведям. И медведи должны запомнить, что деньги нужно экономить и не тратить их на ненужное. А если занял деньги, то обязательно постараться вернуть долг как можно быстрее.
Воспитатель: Ребята, что сегодня у нас произошло? От кого мы получили письмо? А что у них случилось? Как мы им помогли? ( ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация педагогам по финансовой грамотности детей "Финансовая сказка"
laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.Перечитав много сказок, я выделила для себя нескольк...
«Финансовая сказка» Рекомендация педагогам по финансовой грамотности
laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Буклет для родителей "Финансовая грамотность = финансовое благополучие"
Буклет разработан для родителей воситанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Деловая игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый ринг»
Деловая игра для педагогов ДОУпо финансовой грамотности«Финансовый ринг» Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотност...
Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....
ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...
- Мне нравится (1)