Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Финансовое просвещение и экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkiy_finansist.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс детских исследовательских
работ и проектов «Я – исследователь»
Проект «Маленький финансист»
с. Максимовка
Авторы: Пегова Елизавета, Ионова Маргарита
воспитанницы МБДОУ «Детский сад с. Максимовка»
Руководитель: Сокурова Марина Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад с. Максимовка»
2023 г.
Муниципальный конкурс детских исследовательских
работ и проектов «Я – исследователь»
Проект «Маленький финансист»
Актуальность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание детей является довольно новым направлением в дошкольной педагогике. Дети уже с самого раннего возраста, так или иначе, включаются в экономическую жизнь своей семьи: ходят с родителями по магазинам, сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами. Таким образом они получают свои первоначальные экономические знания. Опираясь на многочисленные исследования последних лет можно сделать вывод, что экономическое обучение необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности пробуждает у дошкольника экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Содержание проекта включает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь дошкольникам сформировать представления об основных экономических понятиях, в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Воспитывать уважение к чужому труду, бережное отношение к деньгам.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о предстоящей работе с детьми по проекту «Маленький финансист».
- подбор художественной литературы для дошкольников по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Предполагаемые результаты
- Дети смогут устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, а также приобретут первичный финансовый опыт.
Заключение
Главным успехом данного проекта можно будет считать начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях, в группе, в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях дети получают знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Будем надеяться, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, а родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности детей.
«Здравствуйте, я Лиза Пегова, мне 6 лет. А я Ионова Рита, мне 5 лет. Тема нашего проекта « Маленький финансист». Сегодня мы отправимся в страну экономики. Нас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться.
Лиза: Первая остановка называется«Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете.Что же такое бюджет семьи?
Рита: Это все деньги, которые заработали все члены семьи: мама, папа, бабушка и дедушка.
(Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.)
Лиза: За что они получают зарплату?
Рита: За выполненную работу.
Вот и месяц пролетел
Чему я очень рада
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
Лиза: Правильно! А вот мои бабушка и дедушка уже не работают, сидят дома, ведут домашнее хозяйство и получают от государства … Что?
Рита: получает пенсию (дети читают стихи)
Лиза:
1.Дед и бабушка мои
Потрудились от души.
Много лет они старались,
Вот и пенсии дождались.
С пенсии конечно дед
Купит вкусненьких конфет.
В гости к ним всегда хожу,
Помогаю, как могу.
Рита:А вот однажды моя мама тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы . От продажи цветов она получала…что?
Лиза: Продавая цветы, она получала деньги.
Рита: Конечно, как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи , если продавать цветы?
Лиза: Доход будет больше.
Все заработанные деньги – это доход семьи.
Лиза: Остановка«Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Рита, как ты думаешь, за что люди получают деньги?
Рита: Люди получают деньги за свой труд.
Лиза: Для чего нужны деньги?
Рита: Заплатить за квартиру, за лечение, заплатить за детский сад, сходить в магазин и купить продукты. А давай поиграем в игру.
(Игра « Магазин»)
Лиза: Угадай, как это зовётся,
Что за деньги продается,
Это не чудесный дар,
А просто-напросто … (товар)
Лиза: Третья остановка называется «Трудовая»
Здесь мы вспомним пословицы о труде.
(за каждую пословицу дети складывают монетки в копилку)
Дети:
- Дело мастера боится. (Лиза)
- Терпенье и труд все перетрут. (Рита)
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Лиза)
А мой папа говорит:
- -Кто не работает, тот не ест. (Рита)
Рита: Давай посчитаем, сколько мы заработали за сегодня. (считают монеты в копилке и делят напополам)
Лиза: В итоге мы поняли, что доход – это результат трудовой деятельности. И чем больше ты трудишься, тем выше доход.
Рита: Значит папе с мамой нужно помогать, чтобы увеличить бюджет семьи.
Список использованных литературных источников
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...