Семинар-практикум для воспитателей «Поиграем в экономику»
материал по основам финансовой грамотности
В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Поиграем в экономику»
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
Задачи:
1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе;
3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека
Теоретическая часть
XXI век – век экономических империй, век, где показатель успешности страны напрямую зависит от ее экономики. Отсюда изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное общество, побуждающее к пересмотру направлений развития образования. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.
Необходимость формирования полноценной личности ребенка дошкольного возраста как субъекта экономической социализации, экономического образования актуализирует вопрос формирования у детей основ экономической культуры, привлечения детей к «взрослой» экономике. Безусловно, это один из факторов экономической социализации, которая влияет на отношение ребенка к духовным и материальным ценностям, на экономическую социализацию детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний, осознание детьми экономических понятий. Изучение основ экономики помогает детям развить экономическое мышление, освоить экономические понятия, потребности, природные ресурсы, товары и т.д. Помогает приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе, а также сформировать стимулы к овладению экономическими знаниями и приобретению экономического опыта. И, в первую очередь, сохранить преемственность с новой ступенью жизни – школой, где, неожиданно для ребенка, взвалиться еще одна ответственность – деньги.
На современном этапе образовательного пространства приобщение детей к миру экономической действительности является одной из сложных и значимых задач. В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких. Начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся, и честно зарабатывают свои деньги.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Приглашаю принять участие в педагогическом практикуме по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада.
Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Задание №1
∙ Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
∙ Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
∙ Какое животное всегда при деньгах (свинья)
∙ Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
∙ Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
- За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
- Информация о товаре (реклама).
- Что такое бартер? (обмен).
- Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
- Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
- В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
- Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
- Место торговли, где можно торговаться (рынок).
- Как называются иностранные деньги? (валюта).
- На товаре быть должна обязательно (цена).
- Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)
- Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)
- Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)
∙ Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
∙ И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
∙ Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
∙ С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Вывод по разминке: Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.
Задание № 2
Предлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.
Пословицы и поговорки:
О труде:
«Дело мастера боится»
«По работе и плата»
«Кончил дело – гуляй смело»
«Терпенье и труд все перетрут»
«Труд кормит, а лень портит.без труда не выловишь рыбку из пруда»
О деньгах, цене:
«Время-деньги»
«Деньги – не люди, лишними не будут»
«Доход не живет без хлопот»
«Получишь доход – явится и расход».
О купле-продаже, товаре:
«Хороший товар не залежится»
«На что спрос, на то и цена»
«Кота в мешке покупать нельзя».
О бережливости:
«Бережливость лучше богатства»
«Бережливая вещь два века живет»
«Запас человека не портит».
О лени:
«Леность наводит на бедность»
«Лень до добра не доводит».
«Лень, отвори двери! Хоть сгорю, да не отворю!»
О добре:
«Доброго держись, а от худого удались»
«Доброе дело само себя хвалит».
О жадности и зависти:
«В одну лапу всего не сгребешь»
«В чужой лодке всегда больше рыбки»
«Глаза завидущие, руки загребущие»
«Жадность – что река: чем дальше, тем шире»
«Ни себе, ни людям».
Задание № 3
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ»
Один, два, три, четыре, пять
(шагаем на месте)
Будем денежки считать
(сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом
(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить
(отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
Вывод: Через игру мы даём ребёнку понимание того, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом.
Задание №4
Когда-то давным-давно на банкнотах изображались люди, которые вошли в историю нашей страны. Но со временем вместо них на банкнотах стали появляться виды российских городов. Изначально это была только столица нашей родины. Но реформы 1995 года привели к тому, что на российских банкнотах стали появляться различные архитектурные сооружения нашей страны.
1. На какой банкноте изображен Красноярск. (Десять рублей)
Та сторона, которая является лицевой, показывает часовню Параскевы Пятницы и мост, проходящий через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.
2. Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне - Соловецкий монастырь. (Пятьсот рублей)
3. Эта банкнота имеет на себе изображение московских видов. На той стороне купюры, которая является лицевой, показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. Та сторона, которая находится на обороте, показывает само здание Большого театра и находящейся перед ним театральной площади. (100 рублей)
4. Купюра с этим номиналом имеет изображение славного города Ярославля. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, воздвигнутый в честь символа этого города – Ярослава Мудрого. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне изображение храма Иоанна Крестителя и колокольни. (1000 рублей)
5. Изображение этой мелкой купюры посвящено Санкт-Петербургу. (Пятьдесят рублей)
Достопримечательности этого города украшают эту купюру. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной.
6. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте — космодром Восточный в Амурской области. (2000 рублей)
7. На банкноте, с каким номиналом лицевой стороны изображен Памятник затопленным кораблям в Севастополе, а на обороте — Херсонес Таврический. (200 рублей)
6. Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне пятитысячной купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. (Пять тысяч рублей)
Задание № 5
Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.
* * *
Она всего лишь небольшая птица,
В слове букву «Г» смените на «П», и тогда
Она сразу же превратится
В самое простейшее орудие труда.
(Галка. Палка.)
* * *
Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.
Без буквы одной – это уже государственное учреждение.
(Банка. Банк)
* * *
Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…
При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.
(Финансы)
* * *
Первый слог – всего лишь нота,
Второй – для шахматиста главная работа.
Слово из них означает итог,
Успешной работы залог.
(До. Ход. Доход.)
* * *
Судно по озеру плывет
И тяжелый груз везет,
Но стоит букву заменить,
Ты сможешь акции купить
(Баржа. Биржа)
Задание №6
Презентация игр по финансовой грамотности
Подведение итогов.
Сегодня мы познакомились с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, которые можно использовать в работе по финансовой грамотности. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Давайте поиграем!»
материал предназначен для педагогов ДОУ...
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...
Семинар –практикум для педагогов Давайте поиграем. Современные подходы к игровой деятельности детей дошкольного возраста.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей ...
Семинар-практикум для родителей Давайте поиграем
Интерактивное собрание, на котором родители в игоровой форме познакомятся с методами обучения детей....
- Мне нравится (1)