Проект «Финансово грамотным быть модно!»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Педагог: Чевычелова Е.В.
Тема проекта | «Финансово грамотным быть модно!» |
Вид проекта | Краткосрочный |
Возраст детей | 5-6 лет |
Актуальность проекта | В нашем саду для детей был предложен кружок «Финансовая грамотность», у родителей началось куча вопросов: А зачем он нам? А чему моего ребенка там научат? А что это такое? Также дети не понимали простого определения «финансы», и задавали много вопросов, именно поэтому детьми было предложено подробнее изучить через проектную деятельность все понятия «финансовой грамотности» и ответить родителям на самый важный вопрос6 нужна ли она? |
Цель проекта | создание «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта. |
Проблемный вопрос | Зачем нужна финансовая грамотность дошкольникам? И так ли она важна? |
Задачи проекта | Задачи для детей: - познакомиться с темой, целью, задачами проекта; - поучаствовать в НОД «Откуда появились деньги?», «Что такое семейный бюджет?», «Дом, где живут деньги», «С уважением к энергосбережению» и ответить на вопросы по темам; - поучаствовать в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», «Где логика?», «Путешествие по стране Экономике»; - посетить круглый стол с родителями «Мы играем в экономику»; - поучаствовать в дискуссии «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара» и поиграть в игру «Дерево объявлений»; - подготовить оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; - создать лэпбук «Азбука финансов»; - поиграть дидактические игры, сюжетно-ролевые игры; - послушать художественную литературу, поотгадывать загадки; - посмотреть мультфильмы, сделать выводы; - послушать беседы, ответить на заданные вопросы, задать вопросы по ним; - поучаствовать в оформлении «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта. |
Задачи для родителей: - познакомиться с темой, целью, задачами проекта; - обсудить с педагогом, выяснить средства, возможности, необходимые для реализации проекта; - определить содержание деятельности со всеми участниками проекта; - посетить круглый стол «Мы играем в экономику»; - помочь в оформлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм; - поспособствовать в создании лэпбука «Азбука финансов»; - провести дидактические игры, сюжетно-ролевые игры; - прочитать художественную литературу, загадки; - показать мультфильмы; - провести беседы, задать вопросы по ним; - послушать консультации; - поучаствовать в оформлении «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта. | |
Задачи для воспитателей: - определить тему, цель, задачи проекта; - спроектировать предметно-развивающую среду; - выборать формы, методы и содержания работы; - спрогнозировать результаты; - обсудить с родителями, выяснить средства, возможности, необходимые для реализации проекта; - определить содержание деятельности всех участников; - запланировать деятельность, подобрать литературу; - определить возможные формы презентаций; - провести НОД «Откуда появились деньги?», «Что такое семейный бюджет?», «Дом, где живут деньги», «С уважением к энергосбережению» и задать вопросы по темам; - провести интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Где логика?», «Путешествие по стране Экономике»; - реализовать круглый стол с родителями «Мы играем в экономику»; - провести дискуссию с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара» и игру «Дерево объявлений»; - помочь в оформлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм; - поспособствовать в создании лэпбука «Азбука финансов»; - провести дидактические игры, сюжетно-ролевые игры; - прочитать художественную литературу, загадки; - показать мультфильмы; - провести беседы, задать вопросы по ним; - провести консультации для родителей; - поучаствовать в оформлении «мини-музея» на сайте со всеми участниками проекта. | |
Мероприятия | использование ИКТ - технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием знакомство с историей возникновения денег, российского рубля, интерактивные занятия |
Сроки реализации | 01.10.2023 – 13.10.2023 |
Практическая значимость проекта | По завершению проектных мероприятий дети могут: 1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). 2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. 3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчёте на их будущий труд. 4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребёнок может, будучи экономным, их уменьшить. 5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека. |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техничесхое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
01.10. – 02.10. | Определение темы, цели, задач проекта, постановка проблемы; Проектирование предметно-развивающей среды; Выбор форм, методов и содержания работы; Прогнозирование результатов; Обсуждение с родителями, выяснение средств, возможностей, необходимых для реализации проекта; Определение содержания деятельности всех участников; Планирование деятельности, подбор литературы; Определение возможных форм презентаций. | Картотека загадок, стихотворений по финансовой грамотности; Библиотека методической и детской литературы по теме проекта; Подборка картин, иллюстраций, сюжетных картинок; ИКТ технологии. | Объективные и субъективные обстоятельства практических возможностей детей и родителей; Возможны корректировки методов и форм проекта. | Вхождение детей в проблему; Принятие и дополнение родителями задач проекта, продуктов проекта, форм презентаций; Оценка возможностей для практической реализации проекта. |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
03.10 | Первая половина дня | НОД «Откуда появились деньги?» | Педагог, дети | Узнали историю денег |
04.10. | Первая половина дня | НОД «Что такое семейный бюджет?» | Педагог, дети | Узнали, откуда берутся деньги в семье и новое слово бюджет |
05.10. | Первая половина дня | НОД «Дом, где живут деньги» | Педагог, дети | Узнали, что такое банк |
06.10. | Первая половина дня | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Педагог, дети | Поучаствовали в игре, отвечали и задавали интересующие вопросы |
06.10. | Вторая половина дня | Круглый стол: «Мы играем в экономику» | Педагог, дети, родители | |
09.10. | Первая половина дня | НОД «С уважением к энергосбережению» | Педагог, дети | Узнали, чтобы экономить, нужно бережно относиться ко всему |
10.10. | Первая половина дня | Интеллектуальная игра «Где логика?» | Педагог, дети | Поучаствовали в игре, отвечали на вопросы |
11.10. | Первая половина дня | НОД Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». Игра «Дерево объявлений» | Педагог, дети | Сделали выводы, для чего нужна реклама |
11.10. | Вторая половина дня | Оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм | Педагог, дети | Подготовили атрибуты |
12.10. | Первая половина дня | Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» | Педагог, дети | Поучаствовали в игре, отвечали на вопросы |
12.10. | Вторая половина дня | Создание лэпбука «Азбука финансов» | Педагог, дети, родители | Создали лепбук, поиграли с ним |
В течение всего проекта | В течение дня | Дидактические игры: «Маленький покупатель», «Груша-яблоко», «Кто кем работает?», «Кто, как работает?», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», «Разложите товар», «Кто кем работает?» «Умелые руки» «Что важнее?», «Купи другу подарок», «Хочу и надо», «Что важнее?», «Кому что нужно?», «Копилка» и т.д. | Педагог, дети | |
В течение всего проекта | В течение дня | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Продукты»». «Автобус». «На почте», «В банке», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир». | Педагог, дети, родители | |
В течение всего проекта | В течение дня | Чтение художественной литературы: Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Махневич «Хочешь быть богатым?» Г. Остер «Вредные советы», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Отгадывание загадок | Педагог, дети, родители | |
В течение всего проекта | Вторая половина дня | Просмотр мультфильмов «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки совы. Азбука денег» | Педагог, дети | |
В течение всего проекта | В течение дня | Беседы «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?» | Педагог, дети | |
В течение всего проекта | В течение дня | Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Азбука финансов», анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, буклеты «Финансовая грамотность дошкольников». | Педагог, родители
|
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
13.10. | Совместное мероприятие с родителями создание«мини-музея» на сайте https://drive.google.com/drive/folders/1O7hO9FkY9xF-4SM4aN3ONrCG2ChA6FZD | У детей наблюдался познавательный интерес на протяжении всего мероприятия, они показали отличные знания и с большим удовольствие принимали участие. | Оптимизирована работа с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний по финансовой грамотности | Участие детей и родителей в проекте позволило обогатить знания о важности финансовой грамотности, важности ее в жизни каждого. Дети стали понимать разницу между доходами и расходами, понимать, что такое семейный бюджет, знать, что существуют вещи первой необходимости, знать как управлять финансами. Реализация данного проекта вызвала более тесное сплочение между его участниками. |
Вывод:
В работе над проектом, с детьми были использованы наглядные, словесные, практические, игровые методы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятиям, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.
Практическая значимость данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.
Используемая литература:
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002
- Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
- Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
- Сасова И. А. Экономика/И. А.
- Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
- Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.
- Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
- Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
- Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.
- Интернет ресурсы.
- Художественная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Финансовая грамотность» подготовительная группа
Проект «Финансовая грамотность»подготовительная группа...
проект "Финансовая грамотность"
Данный проект роазработан для детей страшей группы для ознакомления детей с основами финансовой грамотности....
Проект "Финансовая грамотность"
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...
Проект Финансовая грамотность
Надо растить детей финансового грамотными, это позволит им быть социально значимыми...
Педагогический проект " Финансовая грамотность"
Обучение детей в доу финансовой грамотности....
презентация Проект "Финансовая грамотность с котом Белобоком"
Сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.Чем раньше начинается их обучение азам финансовой грамотности, тем быстрее и устойчивее формируется ...
Проект «Финансовая грамотность дошкольника»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....