Методическая разработка "План семинара-практикума с использованием формата "Мировое кафе" по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Формирование основ финансой грамотности - актуальное направление образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Семинар-практикум предназначен для повышения профессиональных компетенций педагогов ДОУ по реализации задач экономического воспитания детей. Семинар-практикум предполагает использование формата "Мировое кафе" для активизации профессионального общения педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План семинара-практикума | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 1
Московского района Санкт-Петербурга
Поликарпова Светлана Евгеньевна
План семинара-практикума с использованием формата «Мировое кафе»
по теме «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ по реализации задач экономического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать знания и компетенции педагогов в области экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Направить профессиональное общение на обмен идеями и мнениями в неформальной обстановке с использованием технологии «Мировое кафе».
3. Способствовать активному использованию технологии проектной деятельности в практике работы педагогов ДОУ по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
1. Актуальность темы. Современным дошкольникам придется жить в новых социально-экономических условиях. Современные дети рано включаются в финансово-экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами: они ходят в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи. Тем самым овладевают экономической информацией на житейском уровне. Дети узнают, что такое «моё», «твоё», «наше»,«деньги», «цена», «дёшево», «дорого», «продать»,«заработать». Таким образом, формирование полезных привычек в сфере финансов начинается в дошкольном возрасте и разумное экономическое воспитание является основой правильного миропонимания.
2. Обсуждение понятия «финансовая грамотность».
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте -
это воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. 3. Основные задачи Федеральной образовательной программы дошкольного образования по формированию финансовой грамотности у детей с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.
Основные задачи в старшей группе с 5 до 6 лет:
- Создание условий для знакомства детей с экономическими знаниями.
- Формирование знаний о назначении рекламы для распостранения информации о рекламе.
- Формирование представлений о назначении денег и их участии в процессе приобретения товаров и услуг.
- Организация проблемных и игровых ситуаций.
- Развитие умений планировать расходы на покупку.
- Формирование уважения к труду родителей.
Основные задачи в подготовительной группе с 6 до 7 лет:
- Формирование представлений о денежных отношениях в процессе производства и потребления товаров и услуг, в сфере обмена товаров и услуг.
- Формирование рационального поведения в процессе обменных операций (деньги-товар,продажа-покупка).
- Формирование элементов культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви.
4. Вариативные формы и методы совместной деятельности с детьми по формированию основ финансовой грамотности. Из поставленных задач будет выстраиваться содержание работы. И наша с вами задача сделать это содержание интересным и увлекательным. Естественно, что в приоритете будет игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические игры, интеллектуальные игры, игры-кроссворды). Экономическое содержание необходимо включать в занятия по математике, ознакомлению с окружающим и предметным миром. Здесь можно использовать игровые обучающие ситуации, логические и арифметические задачи. Нужно активно использовать чтение художественной литературы. Обязательно нужно интегрировать задачи экономического воспитания в разных видах деятельности. Эта работа невозможна без участия родителей. Ну, и конечно же, проектная деятельность.
5. Интерактивные игры-загадки для педагогов (о деньгах, о рекламе, о валюте стран мира с использованием интерактивной доски).
Варианты загадок:
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее …(реклама).
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называется….(товар).
На товаре быть должна
Обязательной…(цена).
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт…(кассир).
Коль собрался ты в Китай
Как зовут их деньги – знай! ( юань).
Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я- железный,
Я тяжелый, полновесный ( рубль).
6. Приглашение педагогов в «Мировое кафе» для дальнейшего обсуждения темы. Объяснение правил для взаимодействия в формате «Мировое кафе».
Гости (педагоги) «Мирового кафе» в малых группах обсуждают и фиксируют формы и методы организации работы с детьми в рамках проектной деятельности. Для обсуждения каждой группе (столу) дается 3 минуты. Затем по сигналу участники, кроме «хозяина» стола, переходят к следующему столику кафе. «Хозяин» стола фиксирует результаты обсуждений и знакомит с ними новых участников, фиксируя новые идеи для проекта. По завершению обсуждения «хозяин» столика знакомит с результатами всех участников. В итоге участники «Мирового кафе» разрабатывают основной этап проекта по формированию основ финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
7. Общение в «Мировом кафе». Обсуждение идей для плана реализации образовательного проекта «Азбука финансов»:
* Примерная проблема проекта: отсутствие финансово-экономических представлений у детей. * Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. * Задачи проекта:
1. Формирование первичных экономических представлений.
2. Развитие начал экономического мышления у детей.
3. Воспитание личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения.
Гости (педагоги) «Мирового кафе» в малых группах обсуждают и фиксируют формы и методы организации работы с детьми в рамках проектной деятельности. Для обсуждения каждой группе (столу) дается 3 минуты. Затем по сигналу участники, кроме «хозяина» стола, переходят к следующему столику кафе. «Хозяин» стола фиксирует результаты обсуждений и знакомит с ними новых участников, фиксируя новые идеи для проекта. По завершению обсуждения «хозяин» столика знакомит с результатами всех участников. В итоге участники «Мирового кафе» разрабатывают основной этап проекта по формированию основ финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
8. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности
Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
Мастер-класс для воспитателей по использованию лэпбука «Юный финансист» для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
Лэпбук «Юный финансист» оформлен в виде: мини-книжечек, кармашек, окошек, конвертов.Включает различные задания и игры: «Что можно и нельзя купить за деньги», «На что мы т...