Конспект НОД «Викторина для Буратино»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ
Конспект НОД в подготовительной группе «Радуга»
Область: «Финансовая грамотность»
Тема: «Викторина для Буратино»
Подготовила:
воспитатель : Полякова Ю.В.
Алушта, 2021
Цель: развивать финансовую грамотность детей дошкольного возраста, желание получать знания в данной области.
Задачи:
∙ развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
∙ помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
∙ способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
∙ формировать разумное отношение к расходованию денег;
∙ развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
∙ закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
∙ формировать экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
∙ воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель:
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? …
Дети хором отвечают (Буратино)
Ребята, нам пришло сообщение от Буратино.
Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?
Дети: Выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Справимся, как вы считаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим!
- Основная часть
Первое задание
Картинки деньги (монета и купюра).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?
Ответы.
Воспитатель: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Это банкноты или монеты.
Это металлические и бумажные знаки
Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.
Воспитатель:
А какие деньги используют в нашей стране?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?
Дети:
∙ деньги нужны для покупки одежды;
∙ деньги нужны для покупки продуктов питания;
∙ деньги нужны для оплаты развлечений;
∙ деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
∙ деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
∙ деньги нужны для покупки подарков.
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
на благотворительность.
Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно. А откуда берутся деньги у людей?
Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним второе задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
∙ Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
∙ Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
∙ Монета звенит, а банкнота…(шуршит)
∙ Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?
Дети: в кошельке.
Воспитатель: Деньги, которые у нас в кошельке, в наличии, и называются «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.
Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.
Воспитатель: А где находятся банкоматы?
Дети: В Банке.
Воспитатель: А какие банки вы знаете?
Дети: Сбербанк, Генбанк, РНКБ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы детей
∙ за деньги нельзя купить дружбу;
∙ за деньги нельзя купить уважение;
∙ за деньги нельзя купить любовь;
∙ за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
∙ за деньги нельзя купить общение с природой.
Физминутка: пальчиковая игра «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Третье задание «Потребности»
Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.
Воспитатель: Что такое потребности?
Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)
Воспитатель: Потребности - это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись. А жизненно важные потребности - это то, без чего человек не может жить.
Воспитатель: Ребята, выберите карточки с изображением жизненно важных потребностей.
Воспитатель: Ребята подберите картинки на которых изображены жизненно важные потребности человека. Без чего человек не может жить и объясните почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
∙ Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.
∙ Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
∙ Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
∙ Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.
∙ Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе и т.д.
Четвертое задание
Воспитатель: Ну что ж с третьим заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.
Воспитатель: Что называют товаром?
Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.
Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Товар или нет». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете руку.
∙ бабушка сварила варенье для внуков;
∙ на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)
∙ девочка подарила подружке куклу;
∙ садовод вырастил яблоки и продал их на рынке (товар).
∙ фермер привез на рынок сметану (товар);
∙ мама испекла пирог к празднику;
∙ плотник сделал стул и продал его (товар);
∙ папа починил детям игрушку;
Воспитатель: А теперь физминутка
Буратино потянулся
Руки в стороны развел
Раз нагнулся, два нагнулся
Ключик видно не нашел
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно.
Воспитатель: А теперь посмотрим следующее задание Буратино.
Пятое задание
Картинка с надписью «Семейный бюджет».
Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.
Дети:
∙ мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
∙ бабушка и дедушка получают пенсию;
∙ старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Попробуем составить схему семейного бюджета.
Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.
Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.
Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка), зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.
Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?
Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов.
Воспитатель: Что такое доход?
Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Воспитатель: Что такое расход?
Дети: Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание Буратино.
Игра «Доход - расход»
Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если - расход, то будем говорить ух.
∙ Вы нашли клад……………………(доход)
∙ Бабушка купила молоко………….(расход)
∙ Папа заплатил за стрижку………(расход)
∙ Брат получил стипендию………(доход)
∙ Вы купили билеты в кино…….(расход).
∙ Покупка хлеба в магазине….(расход)
∙ Оплата коммунальных услуг…..….(расход)
∙ Папа получил премию……(доход)
∙ Дедушка получил пенсию…(доход)
∙ Мама с папой получили зарплату…(доход)
∙ Мама заплатила за детский сад……(расход)
Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?
Дети:
∙ чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;
∙ чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;
∙ чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;
∙ чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;
∙ чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.
3.Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях. О чем мы сегодня говорили? Ребята, скажите, а что такое деньги? Что такое потребности?
Скажите, что такое семейный бюджет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия по ПДД "Буратино в большом городе"
Данный конспект мероприятия по ПДД модет быть итоговым досугом по изучению темы. Задания и упражнения подобраны с учетом ФГТ и затрагивают следующие образовательные оласти: Коммуникация, Познание, Без...
Конспект занятия “ Невероятные приключения Буратино и его друзей”
Интересный конспект занятия предлагаю нашему вниманию дорогие коллеги...
Конспект организованной образовательной деятельности "Буратино идет в школу"
Конспект организованной образовательной деятельности "Буратино идет в школу" (театрализация с активным участием детей). Образовательные области: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное р...
Конспект занятия "Как помочь Буратино ?"
Конспект открытого занятия для подготовительной группы....
конспект занятия "Как помочь Буратино?"
Конспект занятия по фэмп в подготовительной группе "Как помочь Буратино?"...
конспект занятия "Как помочь Буратино?"
Конспект занятия по фэмп в подготовительной группе "Как помочь Буратино?"...
Конспект по ФЭМП «Поможем Буратино» Методическая разработка по познавательному развитию Автор конспекта Балясниковой О.А.
Закрепление математических знаний и умений....