Конспект НОД «Викторина для Буратино»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Полякова Юлия Викторовна

Финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_viktorina.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ

 

 

 

Конспект  НОД в подготовительной группе «Радуга»

Область: «Финансовая грамотность»

Тема: «Викторина для Буратино»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: 

воспитатель : Полякова Ю.В.

 

Алушта, 2021

Цель: развивать финансовую грамотность детей дошкольного возраста, желание получать знания в данной области.

Задачи:

         развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

         помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

         способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

         формировать разумное отношение к расходованию денег;

         развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

         закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

         формировать экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

         воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

С добрым утром! С новым днем!

С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это?  …

Дети хором отвечают (Буратино)

Ребята, нам пришло сообщение от Буратино.

Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться. Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?

Дети: Выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Справимся, как вы считаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим!

  1. Основная часть

Первое задание

Картинки деньги (монета и купюра).

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! 

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Ответы.

Воспитатель: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.

Это банкноты или монеты.

Это металлические и бумажные знаки

Это вещь, от которой мы получаем пользу. Это то, что принимается в оплату за товары и услуги.

Воспитатель:

А какие деньги используют в нашей стране? 

Дети: Рубли.

Воспитатель: Давайте поиграем с мячом. Будем передавать мяч и отвечать на вопрос для чего нужны деньги?

Дети:

         деньги нужны для покупки одежды;

         деньги нужны для покупки продуктов питания;

         деньги нужны для оплаты развлечений;

         деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;

         деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;

         деньги нужны для покупки подарков.

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

на благотворительность.

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно. А откуда берутся деньги у людей?

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним второе задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

         Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)

         Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)

         Монета звенит, а банкнота…(шуршит)

         Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

Дети: в кошельке.

Воспитатель: Деньги, которые у нас в кошельке, в наличии, и называются  «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.

Дети: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль.

Воспитатель: А где находятся банкоматы?

Дети: В Банке.

Воспитатель: А какие банки вы знаете?

Дети: Сбербанк, Генбанк, РНКБ.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?

Дети: Ответы детей

         за деньги нельзя купить дружбу;

         за деньги нельзя купить уважение;

         за деньги нельзя купить любовь;

         за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;

         за деньги нельзя купить общение с природой.

Физминутка: пальчиковая игра «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Третье задание «Потребности»

Воспитатель: Давайте, расскажем Буратино, на что нужно тратить деньги в первую очередь.

Воспитатель: Что такое потребности?

Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)

Воспитатель: Потребности - это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись. А жизненно важные потребности - это то, без чего человек не может жить.

Воспитатель: Ребята, выберите карточки с изображением жизненно важных потребностей.

Воспитатель: Ребята подберите  картинки на которых изображены жизненно важные потребности человека. Без чего человек не может жить и объясните почему?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

         Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.

         Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

         Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

         Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.

         Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе и т.д.

Четвертое задание

Воспитатель: Ну что ж с третьим заданием мы справились. Давайте посмотрим следующее? На картинке надпись «Товар» и картинки. Задание про товар.

Воспитатель: Что называют товаром?

Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.

Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи.  Сейчас мы с вами поиграем в игру «Товар или нет». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете руку.

         бабушка сварила варенье для внуков;

         на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)

         девочка подарила подружке куклу;

         садовод вырастил яблоки и продал их на рынке (товар).

         фермер привез на рынок сметану (товар);

         мама испекла пирог к празднику;

         плотник сделал стул и продал его (товар);

         папа починил детям игрушку;

Воспитатель: А теперь физминутка

Буратино потянулся

Руки в стороны развел

Раз нагнулся, два нагнулся

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

Воспитатель: А теперь посмотрим следующее задание Буратино.

Пятое задание

Картинка с надписью «Семейный бюджет».

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

         мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

         бабушка и дедушка получают пенсию;

         старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Попробуем составить схему семейного бюджета.                          

Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка), зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода).  А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов.

Воспитатель: Что такое доход?

Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель: Что такое расход?

Дети: Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание Буратино.

Игра «Доход - расход»

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если - расход, то будем говорить ух.

         Вы нашли клад……………………(доход)

         Бабушка купила молоко………….(расход)

         Папа заплатил за стрижку………(расход)

         Брат получил стипендию………(доход)

         Вы купили билеты в кино…….(расход).

         Покупка хлеба в магазине….(расход)

         Оплата коммунальных услуг…..….(расход)

         Папа получил премию……(доход)

         Дедушка получил пенсию…(доход)

         Мама с папой получили зарплату…(доход)

         Мама заплатила за детский сад……(расход)

Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?

Дети:

         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;

         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;

         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;

         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;

         чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.

3.Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях. О чем мы сегодня говорили? Ребята, скажите, а что такое деньги? Что такое потребности?

Скажите, что такое семейный бюджет?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по ПДД "Буратино в большом городе"

Данный конспект мероприятия по ПДД модет быть итоговым досугом по изучению темы. Задания и упражнения подобраны с учетом ФГТ и затрагивают следующие образовательные оласти: Коммуникация, Познание, Без...

Конспект занятия “ Невероятные приключения Буратино и его друзей”

Интересный конспект занятия предлагаю нашему вниманию дорогие коллеги...

Конспект организованной образовательной деятельности "Буратино идет в школу"

Конспект организованной образовательной деятельности "Буратино идет в школу" (театрализация с активным участием детей). Образовательные области: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное р...

Конспект занятия "Как помочь Буратино ?"

Конспект открытого занятия для подготовительной группы....

конспект занятия "Как помочь Буратино?"

Конспект занятия по фэмп в подготовительной группе "Как помочь Буратино?"...

конспект занятия "Как помочь Буратино?"

Конспект занятия по фэмп в подготовительной группе "Как помочь Буратино?"...