Конспект занятия по финансовой грамоте в старшей группе «Как деньги попадают к нам в дом»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сорокина Ирина Анатольевна

Задачи: познакомить детей с новыми экономическими понятиями «доход», «основные и дополнительные доходы», «заработная плата»; подвести к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться. Усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и дополнительные). Развивать речь, память, мышление. Воспитывать уважение к труду взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin_gramotnost.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по финансовой грамоте в старшей группе

Тема: «Как деньги попадают к нам в дом» (виды доходов)

Задачи: познакомить детей с новыми экономическими понятиями «доход», «основные и дополнительные доходы»,  «заработная плата»; подвести к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться. Усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и дополнительные). Развивать речь, память, мышление. Воспитывать уважение  к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий (парикмахера, врача, строителя, учителя и т.д.) – основные вид дохода и карточки, с изображением людей, с дополнительным доходом (сбор ягод, грибов, работа в саду, на огороде и т.д.), рисунки-схемы семейного дохода, выполненные детьми совместно с родителями; на листе ватмана нарисованная лесенка из пяти ступеней, рисунки с изображением сказочных героев (Золушка, Кот в сапогах, Лисичка-сестричка, Наф - Наф, Буратино, Золотая Рыбка, Емеля и т.д.),конверт.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

- Дети, давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

- Послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

Нужно сшить – зови портного,

Модельера пригласи.

Хочешь есть – поможет повар,

Блюдо у него проси.

Если хочешь быть красивым,

К парикмахеру иди.

Украшение на праздник

Ювелиру закажи.

Часовщик часы починит,

Врач больного исцелит,

Словно доктор «Айболит».

Почту вовремя доставит

Самый быстрый почтальон.

И таксист домчит вас быстро,

Все дороги  знает он.

Чтобы людям всем помочь,

Трудятся они и день, и ночь.

- О чем это стихотворение? (о профессиях).

Предлагаю поиграть в игру «Назови профессии»

У меня в руке цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий. Вы, отрывая лепесток, называете профессию.

Картина - художник, платье – портной, дом – строитель, хлеб – пекарь, книга – писатель, фотографии – фотограф, мебель – столяр, пирог – повар, мед – пчеловод.

- А что такое профессия? (Профессия – это основное занятие, которому человек обучен).

- А все ли вы знаете, кем работают ваши родители?

- Как вы думаете, зачем ваши родители ходят на работу?(ответы детей).

- Что получают они за работу? (Ответы детей)

Воспитатель. Заработная плата – это деньги, которые работник получает в обмен за свой труд. Это оплата труда за месяц или за день, или за неделю.  Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

- Как вы думаете, легко ли получить заработную плату? (тяжело, надо много работать)

- Дети, вы знаете много сказок, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях. Назовите эти сказки. («Морозко», «Золушка», «Три поросенка», «Крошечка – Хаврошечка», «Двенадцать месяцев» и др.).

Игра « Кто как работает?»

(На доске выставляется лист ватмана с изображением лесенки из пяти ступеней.По просьбе воспитателя дети достают из конверта  изображения сказочных героев, определяют, какой персонаж: если трудолюбивый, то помещают на верхнюю ступеньку лестницы, а если ленивый, то на нижнюю ступеньку.)

- Каких сказочных героев больше? (ответы детей).

Воспитатель. В основе жизни любого человека лежит труд. Чтобы человек мог иметь все необходимое для жизни, он должен трудиться. Труд – это источник радости, удовольствия.

 Послушайте  внимательно рассказ К. Д. Ушинского «Два плуга». 

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что его использовали для труда).

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной).

- Кого подразумевает писатель, говоря о плугах? (трудолюбивого человека и лентяя)

Воспитатель. Лень человека портит. Без труда человек заболеет. Если человек будет хорошо  трудиться, то у него будет: и еда, и одежда, и все необходимое в жизни. В труде человек воспитывается, учится преодолевать трудности, быть настойчивым, доводить начатое дело до конца, развивает свои умения, добивается своих целей. Русский народ приучал детей к труду с раннего детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы. Послушайте пословицы и объясните, как вы понимайте их смысл.

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи» (Если человек желает жить в достатке, ему необходимо хорошо работать)

Труд человека кормит, а лень портит(Если человек постоянно ленится, из этого ничего хорошего не получается. Но, если человек будет трудиться, тогда он будет счастливым и богатым)

По труду и оплата (Как человек относиться к работе, такой он получает итог. Если он постарался и выполнил работу хорошо, то и результат будет хорошим. Если работа выполнена плохо, неправильно, то и результат  в итоге получится плохой)

Воспитатель. Невозможно что-то получить, если не работать.

Физкультминутка:

Мы бежали по дорожке

Бег на месте

Вдруг порвались босоножки

Один громкий хлопок в ладоши

Что же делать? Как нам быть?

Разводят руки в стороны

Где же обувь нам добыть?

Обнять щечки ладошками

Будем туфли покупать,

Потопать ногами на месте

Станем денежки считать

Потереть руки

Один рубль, два, три, четыре

Хлопки

Вот и туфельки купили.

Выставляют поочередно ноги вперед

(На доске выкладывается картинка «Доход семьи»: заработная плата  родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата, которые учатся).

Воспитатель.

- Кто нарисованы на картинке? (Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра и  брат).

- Как вы думайте, чем занимается каждый из них? (Папа – полицейский, мама – учитель. Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии, старшая сестра – студентка, младший брат ходит в школу).

- Кто их них получает зарплату? (Папа и мама)

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже на заслуженном отдыхе. Что они получают? (пенсию).

- Правильно. Пенсию платят пожилым людям за их многолетний труд в молодости.

- Мы уже сказали, что сестра студентка. Она хорошо учится и получает за свои успехи в учебе стипендию.

- Все деньги, которые получают члены семьи складывают в копилку.  Вот так получается  доход семьи.

Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в результате какой-либо деятельности.

- Откуда получается доход вашей семьи? (ответы детей).

- А доходы в каждой семье одинаковые? От чего это зависит? (От количества членов семьи, от их возраста, от их профессий).

Доходы бывают основные: заработная плата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия.

Дополнительные доходы: сбор ягод, грибов, работа в саду или на огороде,(часть урожая,  если продать, можно получить  дополнительный доход),премия родителей  за хорошую работу, выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождение.

Игра «Какие бывают доходы?»

(У детей на столах лежат рисунки-схемы семейного дохода, выполненные совместно с родителями. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы).

Итог занятия.

- Мы сегодня узнали много интересного из мира экономики. Отгадайте загадки о том, о чем мы с вами беседовали.

1). И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату).

2). Коль трудился целый год

Будет кругленьким … (доход).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе "Как деньги попадают к нам в дом"

Познакомить детей с новыми экономическими понятиями «доход», «основные и дополнительные доходы»,  «заработная плата»; подвести к осознанию: чтобы у человека бы...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему "Деньги"...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детейо внешнем виде соврем...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги и как они появились»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Что такое деньги и как они появились»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Что такое деньги? Откуда они берутся?"

Данный материал поможет сформировать первоначальные представления у детей по финансовой грамотности....