ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ЮНЫЕ ФИНАНСИСТЫ"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
В дошкольном образовании результатом сотрудничества центрального банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации стала разработка примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». На основании данной программы был разработан проект «Юный финансист».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_fg.pdf | 2.03 МБ |
proekt_yunyy_finansist.docx | 202.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
город Пушкино городского округа Пушкинский Московской области «Средняя общеобразовательная школа №9»
ПРОЕКТ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
подготовительной к школе группы
| Подготовила: воспитатель Васильева Ирина Игоревна |
г. Пушкино, 2023
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – ориентированный, групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный, с 01.09.2022г. по 31.01.2023г.
Сроки реализации: 5 месяцев.
Актуальность:
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
В дошкольном образовании результатом сотрудничества центрального банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации стала разработка примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». На основании данной программы был разработан проект «Юный финансист».
Цель: помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи проекта:
- Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
- Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
- Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
Формы работы с детьми:
• игровая образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• развлечения, досуги, праздники;
• пополнение развивающей среды;
• акции, конкурсы;
• выставки детских работ.
Предполагаемые результаты проекта:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость
грамотно и бережливо относиться к ним;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
- повышать интерес к изучению окружающего мира;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.);
- применять практические советы в решении конкретных ситуаций;
- развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.
I этап – подготовительный:
1. Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.
2. Разработка плана реализации проекта.
3. Чтение художественной литературе по данной теме.
4. Организация деятельности по реализации проекта:
- с детьми (игры, обучающие сказки, театральные постановки, ситуационные
задачи, и т.д.);
- с родителями воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т.д.).
5. Повышение компетентности родителей по данной теме:
- разработка консультаций, рекомендаций для родителей, тематических памяток по формированию финансовой грамотности дошкольников.
II этап – основной:
Перспективный план работы по реализации проекта.
Форма организационной деятельности | Тема | Цель | Ответственный |
Сентябрь | |||
Беседа | «В общем о деньгах» (просмотр презентации) | Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества» | Воспитатель |
Дидактическая игра | «Хочу и надо» | Дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности» | Воспитатель |
Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки» | «Приключение монетки» | Сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны. Познакомить детей с деньгами РФ; научить различать монеты разного достоинства; показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно. | Воспитатель |
Беседа | Беседа «История денег в России» | Познакомить детей с историей возникновения денег в России; помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране. | Воспитатель |
Составление рассказов на темы: | «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым». | Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д. | Воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Банк» | Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках сюжетно-ролевой игры. Развитие игрового взаимодействия. | Воспитатель |
НОД Познавательное занятие | «Путешествие по сказкам» | Формирование начальных представлений о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета. | Воспитатель |
Чтение художественной литературы | Я. Корчак «Маленький бизнесмен» | Познакомить детей с книгой и интересным, очень нужным диалогом с ребенком, не только о деньгах и финансовой грамотности. | Воспитатель |
Консультация для родителей | «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах» | Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений | Воспитатель |
Октябрь | |||
Просмотр мультфильма | «Азбука денег тётушки Совы» | Мультфильм рассказывает и показывает о простых экономических знаниях, формирует правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать. | Воспитатель |
Беседа | Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» | Сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье. | Воспитатель |
Коллективная аппликация | «Денежное дерево в стране Дураков» | Продолжать учить создавать сюжетные изображения: развивать чувство композиции. И знакомить с финансовой грамотностью. | Воспитатель |
Дидактическая игра | «Что быстрее купят?» | Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимость) и спросом на наго | Воспитатель |
Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах. | Пословицы и поговорки о деньгах. | Воспитывать любознательность, находчивость, уважение к результату труда, бережное отношение к вещам. | Воспитатель |
НОД | «Знакомимся с профессией бухгалтера» | Расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата» | Воспитатель |
Чтение художественной литературы | В. Махневич «Хочешь быть богатым?» | Закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых | Воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Парикмахерская» | Продолжаем знакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения. Развиваем интерес к разным профессиями в сфере обслуживания. | Воспитатель |
Консультация для родителей | «Финансовая грамотность начинается в семье» | Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений | Воспитатель |
Ноябрь | |||
Беседа | «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | Формирование у детей полезных навыков и привычек в быту. | Воспитатель |
НОД | «Почему взрослые работают?» | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. | Воспитатель |
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок, загадывание загадок. Чтение и обсуждение сказки | О труде, профессиях К.Д. Ушинского «Два плуга» | Расширить и уточнить представление о труде, о профессиях, показать взаимосвязь между разными видами труда | Воспитатель |
Дидактическая игра | «Купи другу подарок» | Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | Воспитатель |
Рисование | «Моя будущая профессия» | Формировать представление детей о профессиях. Развивать у детей интерес к труду взрослых (в том числе родителей). Призывать мечтать и фантазировать. | Воспитатель |
Консультация для родителей | «Зачем нужна финансовая грамотность ребенку» | Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений. | Воспитатель |
Декабрь | |||
Беседа | «Беседа о рекламе» | Сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе. Способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении, выработке рационального отношения к совершению покупки. | Воспитатель |
Просмотр мультфильма С. Михалкова | «Как мужик корову продавал» | Формирование интереса к миру экономики. Развитие смекалки, сообразительности. | Воспитатель |
Дидактические игры | «Маленький покупатель», «Услуги и товары», «Разложите товар» | Расширять и уточнять знания детей о торгово-экономических отношениях Воспитывать доброжелательность, умение играть сообща. | Воспитатель |
Рисование | «Моя любимая реклама» | Сформировать первичные экономические понятия | Воспитатель |
Работа в книжном уголке. | Просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине». | Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. | Воспитатель |
Обсуждение | Рассказа Н. Носова «Заплатка» | Развивать художественные способности детей, воспитывать уважение к труду. Прививать детям понимание того, что каждый продукт должен быть качественным, для этого надо приложить много старания. | Воспитатель |
НОД | «Путешествие в мир рекламы» | Формирование у дошкольников экономического мышления, через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями. | Воспитатель |
Чтение художественной литературы | Г. Остер «Вредные советы» | Формирование экономического мышления воспитанников | Воспитатель |
Акция по финансовой грамотности | «Дети в БАНКе» | Расширения ориентирования детей в социальной жизни. | Воспитатели Родители |
Январь | |||
НОД с элементами игры | «По страницам сказки «Цветик-семицветик» | Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. | Воспитатель |
Беседа | «Зачем всему надо учиться?» | Способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду как школьников, так и дошкольников. | Воспитатель |
Аппликация | «Моя первая копилка» | формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений. Продолжать учить составлять задуманную композицию из частей и наклеивать их. | Воспитатель |
Игровая ситуация Сюжетно-ролевая игра | «Где можно взять товар?» «Магазин игрушек» | Объяснить детям откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины. | Воспитатель |
Поделка | «Копилка своими руками» | Совместный труд детей и родителей. Формирование представления о том, где могут храниться деньги. | Воспитатели Родители |
Консультация для родителей | «Что значит финансово грамотный человек?» | Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений | Воспитатель |
Обсуждение сказки и смысла пословиц и поговорок. | Сказка К.И. Чуковского «Федорино горе» | Развивать художественные способности детей, воспитывать уважение к труду. Прививать детям понимание того, что каждый продукт должен быть качественным, для этого надо приложить много старания. | Воспитатель |
III этап – итоговый.
Итоговым мероприятием проекта «Юные финансисты» стала творческая выставка поделок на тему: «Копилка своими руками».
Проект позволил детям:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,
- осознавать, что главные ценности такие как: жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость
грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Список литературы
- Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002
- Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
- Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации
- Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
- Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
- Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
- Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
- Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
Мультфильмы из серии «Азбука денег тётушки Совы» рассказывает и показывает о простых экономических знаниях, формирует правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY
Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk
Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w
Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o
Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU
Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE
Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM
Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA
Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw
О банке (Уроки тетушки Совы) серия 10
https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA
Кредиты и депозиты (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw
Безналичные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 12
https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg
Я вырасту богатым (Уроки тетушки Совы) серия 13
https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"
Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...
Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...
«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста«Мы маленькие финансисты»...