ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ЮНЫЕ ФИНАНСИСТЫ"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Васильева Ирина Игоревна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

В дошкольном образовании результатом сотрудничества центрального банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации стала разработка примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». На основании данной программы был разработан проект «Юный финансист».

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_proekta_fg.pdf2.03 МБ
Файл proekt_yunyy_finansist.docx202.47 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

город Пушкино городского округа Пушкинский Московской области «Средняя общеобразовательная школа №9»

ПРОЕКТ

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 подготовительной к школе группы

         

Подготовила:                                                                                        воспитатель

Васильева Ирина Игоревна

                                                 

г. Пушкино, 2023

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно – ориентированный, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Тип проекта: долгосрочный, с 01.09.2022г. по 31.01.2023г.

Сроки реализации: 5 месяцев.

Актуальность:

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая
грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от
ребенка с ранних лет его жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая,
воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

В дошкольном образовании результатом сотрудничества центрального банка Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации стала разработка примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». На основании данной программы был разработан проект «Юный финансист».

Цель: помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий.
  2. Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
  3. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  4. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
  5. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  6. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
  7. Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
  8. Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Формы работы с детьми:

• игровая образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• развлечения, досуги, праздники;

• пополнение развивающей среды;

• акции, конкурсы;

• выставки детских работ.

Предполагаемые результаты проекта:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережливо относиться к ним;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- повышать интерес к изучению окружающего мира;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.);

- применять практические советы в решении конкретных ситуаций;

- развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.

I этап – подготовительный:

1.        Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта.

2.        Разработка плана реализации проекта.

3. Чтение художественной литературе по данной теме.

4. Организация деятельности по реализации проекта:

- с детьми (игры, обучающие сказки, театральные постановки, ситуационные

задачи, и т.д.);

- с родителями воспитанников (обмен опытом, участие мероприятиях, играх, выставках совместного творчества и т.д.).

5.        Повышение компетентности родителей по данной теме:

- разработка консультаций, рекомендаций для родителей, тематических памяток по формированию финансовой грамотности дошкольников.

II этап – основной:

Перспективный план работы по реализации проекта.

Форма организационной деятельности

Тема

Цель

Ответственный

Сентябрь

Беседа

«В общем о деньгах» (просмотр презентации)

Сформировать и закрепить у детей

представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и

накоплений; помочь осознать на

доступном уровне взаимосвязь понятий «труд продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Воспитатель

Дидактическая игра

«Хочу и надо»

Дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности»

Воспитатель

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»

«Приключение монетки»

Сформировать у дошкольников

представление о денежных знаках нашей страны. Познакомить детей с деньгами РФ; научить различать монеты разного достоинства; показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

Воспитатель

Беседа

Беседа «История денег в России»

Познакомить детей с историей возникновения денег в России; помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране.

Воспитатель

Составление рассказов на темы:

«Доходы и расходы моей семьи»,

«Мы ходим за покупками», «Что

значит быть бережливым».

Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра

«Банк»

Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках сюжетно-ролевой игры. Развитие игрового взаимодействия.

Воспитатель

НОД Познавательное занятие

«Путешествие по сказкам»

Формирование начальных представлений о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Я. Корчак «Маленький бизнесмен»

Познакомить детей с книгой и интересным, очень нужным диалогом с ребенком, не только о деньгах и финансовой грамотности.

Воспитатель

Консультация для родителей

«Финансовая грамотность детей.

Дайте ребенку знания о деньгах»

Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений

Воспитатель

Октябрь

Просмотр мультфильма

«Азбука денег тётушки Совы»

Мультфильм рассказывает и показывает  о простых экономических знаниях,  формирует  правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Воспитатель

Беседа

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Сформировать у детей понимание

важности процесса планирования

получения и расходования денежных средств в семье.

Воспитатель

Коллективная аппликация

«Денежное дерево в стране Дураков»

Продолжать учить создавать сюжетные изображения: развивать чувство композиции. И знакомить с финансовой грамотностью.

Воспитатель

Дидактическая игра

«Что быстрее купят?»

Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимость) и спросом на наго

Воспитатель

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

Пословицы и поговорки о деньгах.

Воспитывать любознательность,

находчивость, уважение к результату труда, бережное отношение к вещам.

Воспитатель

НОД

«Знакомимся с профессией бухгалтера»

Расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата»

Воспитатель

Чтение художественной литературы

В. Махневич «Хочешь быть богатым?»

Закреплять знания детей о предметах труда людей разных профессий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра

«Парикмахерская»

Продолжаем знакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения. Развиваем интерес к разным профессиями в сфере обслуживания.

Воспитатель

Консультация для родителей

«Финансовая грамотность начинается в семье»

Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений

Воспитатель

Ноябрь

Беседа

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Формирование у детей полезных навыков и привычек в быту.

Воспитатель

НОД

«Почему взрослые работают?»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.

Воспитатель

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок, загадывание загадок.

Чтение и обсуждение сказки

О труде, профессиях

К.Д. Ушинского «Два плуга»

Расширить и уточнить представление о труде, о профессиях, показать взаимосвязь между разными видами труда

Воспитатель

Дидактическая игра

«Купи другу подарок»

Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Воспитатель

Рисование

«Моя будущая профессия»

Формировать представление детей о профессиях. Развивать у детей интерес к труду взрослых (в том числе родителей). Призывать мечтать и фантазировать.

Воспитатель

Консультация для родителей

«Зачем нужна финансовая грамотность ребенку»

Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

Воспитатель

Декабрь

Беседа

«Беседа о рекламе»

Сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

Способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении, выработке рационального отношения к совершению покупки.

Воспитатель

Просмотр мультфильма

С. Михалкова

«Как мужик корову продавал»

Формирование интереса к миру экономики. Развитие смекалки, сообразительности.

Воспитатель

Дидактические игры

«Маленький покупатель», «Услуги и товары», «Разложите товар»

Расширять и уточнять знания детей о торгово-экономических отношениях

Воспитывать доброжелательность, умение играть сообща.

Воспитатель

Рисование

«Моя любимая

реклама»

Сформировать первичные экономические понятия

Воспитатель

Работа в книжном уголке.

Просмотр

альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи»,

«Покупки в магазине».

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

Воспитатель

Обсуждение

Рассказа Н. Носова «Заплатка»

Развивать художественные способности детей, воспитывать уважение к труду. Прививать детям понимание того, что каждый продукт должен быть качественным, для этого надо приложить много старания.

Воспитатель

НОД

«Путешествие в мир рекламы»

Формирование у дошкольников экономического мышления, через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями.

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Г. Остер «Вредные советы»

Формирование экономического мышления воспитанников

Воспитатель

Акция по финансовой грамотности

«Дети в БАНКе»

Расширения ориентирования детей в социальной жизни.

Воспитатели

Родители

Январь

НОД с элементами игры  

 «По страницам сказки «Цветик-семицветик»

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; формировать у детей понятия «хочу», «надо»; воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Воспитатель

Беседа

«Зачем всему надо учиться?»

Способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду как школьников, так и дошкольников.

Воспитатель

Аппликация

«Моя первая копилка»

формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений. Продолжать учить составлять задуманную композицию из частей и наклеивать их.

Воспитатель

Игровая ситуация

Сюжетно-ролевая игра

«Где можно взять товар?»

«Магазин игрушек»

Объяснить детям откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины.

Воспитатель

Поделка

«Копилка своими руками»

Совместный труд детей и родителей. Формирование представления о том, где могут храниться деньги.

Воспитатели

Родители

Консультация для родителей

«Что значит финансово грамотный человек?»

Повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений

Воспитатель

Обсуждение сказки и

смысла пословиц и поговорок.

Сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»

Развивать художественные способности детей, воспитывать уважение к труду. Прививать детям понимание того, что каждый продукт должен быть качественным, для этого надо приложить много старания.

Воспитатель

III этап – итоговый.

Итоговым мероприятием проекта «Юные финансисты» стала творческая выставка поделок на тему: «Копилка своими руками».

Проект позволил детям:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,

универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,

- осознавать, что главные ценности такие как: жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

 Список литературы

  1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С. 42.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002
  5. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
  6. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  7. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации
  8. Сасова И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
  9.  Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
  10.  Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.
  11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
  12.  Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
  13.  Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Мультфильмы из серии «Азбука денег тётушки Совы» рассказывает и показывает о простых экономических знаниях, формирует  правильное отношение детей к деньгам, показать как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1
https://www.youtube.com/watch?v=5Lxa29rzthY

Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2
https://www.youtube.com/watch?v=29TvunofYQk

Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3
https://www.youtube.com/watch?v=U6U5XlKTO_w

Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4
https://www.youtube.com/watch?v=Lf0s_lA5B_o

Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5
https://www.youtube.com/watch?v=PSc_HldwIwU

Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6
https://www.youtube.com/watch?v=t6Z9jA42xXE

Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7
https://www.youtube.com/watch?v=jtwIdTFPIaM

Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8
https://www.youtube.com/watch?v=YAdNg_JZoZA

Об экономике (Уроки тетушки Совы) серия 9
https://www.youtube.com/watch?v=QjrCzAapbFw

О банке  (Уроки тетушки Совы) серия 10
https://www.youtube.com/watch?v=g9tRRV7jRsA

Кредиты и депозиты   (Уроки тетушки Совы) серия 11
https://www.youtube.com/watch?v=a0t1TUihPHw

Безналичные деньги   (Уроки тетушки Совы) серия 12
https://www.youtube.com/watch?v=PPs547gYogg

Я вырасту богатым   (Уроки тетушки Совы) серия 13
https://www.youtube.com/watch?v=geS96GYlPeI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе  "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...

«Мы маленькие финансисты» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;Совершенствовать коммуникативные каче...

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста«Мы маленькие финансисты»...