01.12.23 ООД Наше богатство
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
Конспект ООД -Тема: «Наше богатство». Старший возраст.
Задачи:
Образовательная: расширять знания детей о понятиях «бедность», «богатство»; учить различать ценности, которые нельзя купить за деньги; формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся отношения людей, трудолюбие, а не стремление к богатству.
Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы;развивать умение оценивать поступки героев, свои поступки и поступки других; активизировать словарь.
Воспитательная: воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Предварительная работа: работа с пословицами, помогающая понимать их смысл.
Словарная работа: богатство, бедность
Оборудование: карточки с изображением товаров и объектов, не являющихся товарами; атрибуты для д/и «Собери слово», «Подели на группы», «Счастье-это…».
Ход занятия
Вводная часть
1.Приветствие друг друга.
Воспитатель: Кто из вас знает, что означает слово богатство.
Словесная игра «Закончи предложение»
- Богатство это-…?
- Дети по очереди, передавая мяч, друг другу, высказывают свои предположения о том, что такое богатство. Какие люди богатые.
Воспитатель: Всегда ли богатство можно измерить деньгами? Можно ли назвать богатым у кого много родных и близких?
Основная часть.
1.Чтение и обсуждение японской сказки «Бедные богатые»
Жили в одной деревне бедняк и богач. Много было денег у богача.Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает бедняк: «Никак, он решил сделать мне подарок. Для того и зовет». Пришел и говорит:
- Какое это счастье иметь так много денег!
– Да что ты,– отвечает богач, – какое ж это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в нашей деревне это ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, второе – дети. А у меня одни только деньги. Какой же я богач?
Послушал, послушал бедняк, да и думает: «И то, правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:
– А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье – дети да здоровье?
– Счастливо жизнь свою мы прожили,– решили старики.
На следующее утро отправился старик в море и много-много рыбы поймал. Обрадовались старики и решили своей радостью с соседями поделиться – часть улова им раздали. А потом пошли на берег моря, где недавно ветер бушевал да деревья поломал. Набрали древесины, наделали игрушек – то-то радость деревенским ребятишкам!
– Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили!– радовались старик со старухой.
С тех пор прозвали их в деревне бедными богатыми.
Вопросы:
- Почему стариков прозвали бедными богатыми?
- В чем заключается богатство человека?
2. Решение ситуационных задач.
Пришёл странник в один город. Сразу отправился на площадь, где жители города собирались и все новости обсуждали. Подошел он к трем женщинам, которые у фонтана стояли и спросил: «Кто у вас самый богатый в городе?» Первая женщина ответила, что самый богатый купец Фёдор. У него много денег и разного товара. Вторая сказала, что хотя у Фёдора и много денег, зато нет детей и жены, он совсем один. Вот у Ивана куча детей и жена самая красивая в городе, правда, денег маловато. Третья женщина сказала, что самый богатый Данила. Он все умеет делать, у него доброе сердце и больше чем у других друзей.
Вопросы:
- Всегда ли много денег означает богатство?
- Чем можно измерить богатство?
- Кто же, по-вашему, самый богатый: Фёдор, Иван или Данил?
Физкультминутка «За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, имитирующие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки (Движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Воспитатель: Некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, они не продаются и не покупаются. Что же это? Ответ вы узнаете, если соберёте из букв слова. Каждый пазл пронумерован, их нужно расположить по порядку. Для этого вам нужно подойти к столам и сообща своей дружной группой собрать это слово.
3. Д/и «Собери слово»
Дети (воспитатель) читают, что получилось – любовь, здоровье, доброта, забота, дружба.
4. Чтение и обсуждение рассказа Л.Стахович. « Как Валюша бабушке сон покупала»
У Валюши необыкновенная бабушка. Она сказочница и знает столько сказок, сколько не знает никто. Каждый день девочка узнаёт новую сказочную историю. Валюша очень любит свою бабушку. Вот однажды, когда она встала, оделась, умылась и вышла на кухню, чтобы позавтракать, заметила, что бабушка грустная. Девочка поинтересовалась, что случилось и почему она грустит. Бабушка объяснила Валюше, что в последнее время ей снятся плохие сны и поэтому у неё портится настроение. Валюша задумалась, как же помочь любимой бабушке, и вспомнила, что, когда мама не могла заснуть, она принимала таблетки и после этого крепко спала и хорошо высыпалась. Девочка решила, надо срочно вылечить бабушку! Она пошла в свою комнату, где в красивой баночке с золотой крышечкой хранились разные монетки. Валюша копила деньги на новую и очень интересную книгу «Сказки народов мира». Она взяла баночку, решив, что здоровье бабушки ей важнее, и побежала вместе со старшей сестрой в ближайшую аптеку. В аптеке девочка достала все накопленные деньги и важно сказала: «Дайте, пожалуйста, мне лекарство для хорошего сна!» Аптекарь улыбнулся и спросил, что случилось. Валюша поделилась с ним своей проблемой, и аптекарь посоветовал девочкам хорошо себя вести, не огорчать бабушку, а перед сном рассказать ей сказку или спеть песенку. Валюша так и сделала. Она прибежала домой, весь день помогала бабушке, а вечером села рядом с ней, пела песни и рассказывала весёлые сказки. На следующий день бабушка была в прекрасном настроении, а вечером рассказала Валюше новую сказочную историю.
Вопросы:
- Как Валюша смогла помочь бабушке справиться с плохими снами?
- Можно ли назвать Валюшу заботливой?
- Как вы думаете, бабушка гордится поступком Валюши?
5. Д/и «Подели на группы»
Воспитатель: Дети, у меня есть картинки и я предлагаю вам поделить их на две группы – то, что покупается, т.е. товары, положить в кошельки, а то, что не покупается – положить в шкатулку. Работать будем также в своих группах.
Воспитатель раздаёт наборы картинок (молоко, снег, обувь, море, горы, самокат, торт, луна, улыбка, лес, радуга, книга и др.)Дети рассказывают, что у них получилось.
6. Чтение и обсуждение пословиц
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- «Не в деньгах счастье».
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
7. Д/и «Счастье - это».
На столе лежат карточки с изображением (здоровье, любовь, богатство, дружба, большой дом, дорогая машина, крепкая семья….).
Детям необходимо выбрать для себя три картинки, которые сделают их счастливыми. Дети выбирают, а затем объясняют свой выбор. Воспитатель обобщает ответы детей о том, что не все продается и покупается, есть важные для каждого человека ценности, которые за деньги купить невозможно.
8. Заключительная часть, рефлексия
Воспитатель: Ребята скажите, что вы сегодня узнали? Что же такое богатство? Какого человека можно назвать богатым? (ответы детей)
Дети: Деньги имеют большое значение в нашей жизни, без них мы не купим еду, дом, одежду, не оплатим за транспорт, и услуги. Но всё-таки главные ценности – жизнь, здоровье, любовь - за деньги купить не возможно. Они бесценны и их нужно беречь.
Воспитатель: Об этом написано даже в стихотворении Т. Кондылева
Вслед за солнышком луна ярко светит всем она.
Дождик радуга сменяет,
Это часто так бывает.
В небе ещё звезда
И красавцы облака,
Но скажу я вам одно:
Их не купишь ни за что,
Обойди хоть целый свет –
Их нигде в продаже нет.
Вот такие чудеса
Всем нам дарят небеса:
Доброту, тепло и ласку,
Нежность, жизнь и чистый свет
Ничего не продают, даром людям отдают.
Вот какие чудеса!
Воспитатель: Дети, вам было интересно? А может, кому-то было трудно? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие на тему _Здоровье – большое богатство человека_
Занятие, посвящённое Дню Здоровья в детском саду. Включает в себя работу всех специалистов ДОУ с детьми разных возрастов. boyandgirl.png...
Викторина""Лес - наше богатство" (конспект+презентация)
Цель занятия: закрепить полученные знания по теме «Лес – как природное сообщество»Задачи:закрепить знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным вида...
Лес наше богатство.
Лес - наше богатство....
интегрирование занятие "Здоровье - богатство человека" ( с участием специалистов ДОУ)
Цель: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать разными видами деятельности, уточнить и расширить представления детей о работе специалистов детского сада по укреплению зд...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "БОГАТСТВА МОСТОВСКОГО РАЙОНА"
МОСТОВСКОЙ РАЙОН КРАСИВ И БОГАТ ! В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ ПОСЕЛКА МОСТОВСКОГО И ПРЕКРАСНОЙ ПРИРОДОЙ МОСТОВСКОГО РАЙОНА....
«Лес наше богатство»
Дать детям понятие о том, что лес – наше богатство. Закрепить знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к лесу. Формировать умение мастерить, слушать...
интегрированное занятие по теме: "Здоровье - богатство человека 2"
Интегрированное занятие на тему:«Здоровье – богатство человека» Цель: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание...