Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Цели и задачи реализации Программы.
Целью данной Программы является формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи Программы:
-сформировать первичные экономические представления и компетенции;
-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой;
-научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.). Данная программа имеет широкий спектр и гибкую структуру, что позволяет учитывать детскую инициативу, индивидуальные интересы, потребности и возможности воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Кадуйского муниципального района
«Детский сад № 2 « Малыш»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Срок реализации: 2021-2023г.г. (2 года)
Автор-составитель:
Мудрова Татьяна Николаевна
пгт. Кадуй
2021 год.
Содержание программы
Содержание.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
1.3. Принципы и структура Программы.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы детей5-7лет
2. Организационный раздел.
2.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
2.2. Организация совместной деятельности.
2.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3. Содержательный раздел
3.1.Описание образовательной деятельности
3.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы
1 модуль: Перспективное планирование по программе «Формирование финансовой грамотности у детей 5-7 лет»
2 модуль: Перспективное планирование по программе «Формирование финансовой грамотности у детей 6-7 лет»
3.3. Диагностическое обеспечение Программы.
Литература.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, но пока еще на житейском уровне Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность– это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
С азами экономического воспитания и обучения основам финансовой грамотности необходимо знакомить подрастающее поколение в дошкольном возрасте. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
Результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания.
Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, в связи с желанием родителей (законных представителей) в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет».
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ от 12.12.1993 г.,
• Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
• Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.01.2019№32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014»,
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13,
• Устав МБДОУ №2 «Малыш» п.Кадуй,
• Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №2 «Малыш» п.Кадуй.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Целью данной Программы является формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи Программы:
-сформировать первичные экономические представления и компетенции;
-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой;
-научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.). Данная программа имеет широкий спектр и гибкую структуру, что позволяет учитывать детскую инициативу, индивидуальные интересы, потребности и возможности воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей развития.
1.3. Принципы и структура Программы.
В работе с детьми в области финансовой грамотности требуется осторожность и разумная мера. Неслучайно ее ведущими принципами являются: - учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников; - их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности; - тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания; - комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства; -амплификации детского развития;
-учет индивидуальных особенностей детей;
-системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
-принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
-принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы детьми 5-7лет.
В результате освоения Программы дети:
-адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
-знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; -понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
-знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
-знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
-адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
-в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
-любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
-бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
-следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
-с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
-проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут общее домашнее хозяйство и т. д.);
-замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
-объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
-проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
-переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
-сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
-с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
2. Организационный раздел.
2.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы воспитателями подобран учебно-методический комплект, который является необходимым и достаточным для организации основной образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной игровой деятельности, а также в домашних условиях.
Учебно-методический комплект включает в себя:
-данную дополнительную общеразвивающую программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5-7 лет»
-сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста и их родителей;
-консультации для родителей;
-конспекты ОД;
-учебно-методические пособия;
-наглядный иллюстрированный материал, который знакомит детей с разными странами и их валютой;
-сборник сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста;
-банкоматы;
-комиксы;
-раскраски;
-дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;
-куклы-персонажи Маша и Рублик.
Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу задачу продумать и организовать образовательную деятельность.
В содержание образовательной деятельности введен региональный компонент в виде виртуальных экскурсий в банк, в магазин, в торговый центр "Скиф" и т.д., проблемно-творческих заданий, логических игр.
Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.
2.2. Организация совместной деятельности.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа) на 2 года обучения. Работа с детьми по финансовой грамотности строится в течение учебного года с сентября по май, еженедельно.
Время проведения ОД: старшая группа - 25 минут; подготовительная к школе группа - 30 минут.
Общее количество занятий в год-36 (36 в старшей группе и 36 в подготовительной группе).
Формы обучения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
Объекты программы: группа детей, педагоги, родители детей, социум.
Время проведения: вторая половина дня
Возраст детей Продолжительность занятия Периодичность Кол-во занятий в год
5-6 лет 25 мин 1раз 36
6-7 лет 30 мин. 1 раз 36
Кроме того, реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Содержание программы реализуется на групповой и подгрупповой совместной деятельности, имеет сюжетно-тематический, интегрированный принцип построения учебной деятельности и практическую направленность.
Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению. Родители (законные представители) принимают участие в проведении промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по приобщению детей к финансовой грамотности.
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории, сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и практические навыки.
2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
Преобладает игровой метод обучения.
Использование специализированной литературы в обучении.
Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
Создание ситуации успеха.
Организация различных видов стимулирования.
3. Содержательный раздел.
3.1. Описание образовательной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО).
При этом во ФГОС ДО подчеркивается возможность реализации разных программ в различных структурных подразделениях одной ДОО, а сама программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, что полностью соответствует специфике предлагаемого содержания – экономическому воспитанию дошкольников.
Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Экономическое воспитание целесообразно включать в образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.
Практические занятия по программе экономического воспитания должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.
Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка).
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
• совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
1 модуль: «Формирование финансовой грамотности у детей 5-7 лет»
Цель: Содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о профессиях. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. Расширять знания о деньгах, о их назначении. Активизировать словарный запас, расширять кругозор
Развивающие: Развивать познавательные процессы: внимание, мышление, память, воображение, речь. Развивать экономическое, логическое мышление.
Воспитывающие: Воспитывать любознательность, экономичность, аккуратность, бережное отношение к деньгам, уважение к труду взрослых.
План работы, старшая группа
Месяц | Тема | Материалы и оборудование | Основные понятия |
Сентябрь. | 1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда. | Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши, ноутбук. | Труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги. |
2. Азбука юного финансиста. | Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт, ноутбук. | Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход. | |
Октябрь. | 3. Откуда пришли деньги? | Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", ноутбук, раскраска карандаши. | Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги. |
4. Деньги. Банки. | Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка. | Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номинал, банк, пластиковая карта, наличные деньги, кредиты, безналичный расчет, доходы. | |
Ноябрь | 5. Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги. | Ноутбук, изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира. | Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег. |
6. Цена на товары и услуги. | Ноутбук, презентация "Качественный ли товар?", муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов. | Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги. | |
Декабрь | 7. Семейный бюджет. | Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображе-нием предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи. | Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги. |
8. Как правильно делать покупки? | Ноутбук, презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением про-дуктов и непродовольственных товаров. | Торговля, торг, купля-продажа, выгода, переплата, рынок, магазин, супермаркет, ярмарка, аукцион. | |
Январь | 9. Чем пахнут ремесла? | Ноутбук, презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда | Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата. |
10. Путешест-вие в страну "Экономград". | Деньги бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", ноутбук, презентация "Экономим воду, электроэнергию и газ" | Дороже, дешевле, торг, фиксированная цена, качество, природные ресурсы, коммунальные услуги. | |
Февраль | 11. "Хочу" и "надо". | Ноутбук, презентация "Потребности человека", картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ". | Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения. |
12. Источники дохода. | Карточки-схемы по теме "Доходы семьи", деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом "Моя семья". | Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, "всем миром". | |
Март | 13. По страницам сказки "Цветик-семицветик". | Ноутбук, мультфильм "Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик". | Покупка, желания, сострадание, благородство, милосердие, помощь ближнему, инвалид. |
14. Деловая игра "Магазин Детский мир". | Ноутбук, презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки. | Профессии, чек, касса, деньги, директор магазина, продавец, покупатель. | |
Апрель | 15. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек? | Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки, буклеты. | Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки. |
16. Полезные экономические привычки. | Ноутбук, презентация "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами. | Предметный (вещный) мир, семейный совет, экономия, неряшливость, расточительность, бережливость, разумное использование, карманные деньги. | |
Май | 17. Что важнее денег? | Ноутбук, презентация "Что важнее денег?" | Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый. |
18. Мы - ребята деловые! | Ноутбук, презентация "Ситуации выбора", магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки. | Товары и услуги, разумный подход, клад, профессии, дорого - дешево, тратить - копить, бережливость, доходы, расходы, желания и потребности, безналичные, наличные. |
*Источники:
1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.
2. "Методический сборник с разработками игр". (МАОУ НШ - № 72)
3. "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты" (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н.А. - Калининград, 2013.
4. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. - Калининград, 2017.
5. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.
6. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.
7. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.
8. Сказки о деньгах.
9. "25 сказок для успешного ребенка". Проект "Новые Богатые с детства".
10. "История о рублике и его друзьях". Комикс.
11. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
12. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель.
13. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
2 модуль: «Формирование финансовой грамотности у детей 6-7 лет»
Цель: Помочь дошкольнику понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и корректировать собственные потребности, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги
сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
Развивающие:
Развивать ответственное отношение к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; умение планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
Стимулировать интерес к изучению мира финансов; сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
План работы, подготовительная группа
Месяц | Тема | Материалы и оборудование | Основные понятия |
Сентябрь | Путешествие в страну профессий. Почему все взрослые работают? | Ноутбук, презентация "Профессий много в мире есть", альбом "Профессии". | Труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; физический и умственный труд, предметы труда. |
Труд и продукт труда (товар). | Ноутбук, презентация "Кто что производит?", различные предметы из развивающей среды группы. | Труд, работа, продукт труда, продукция, услуги, заработная плата, товар, торговля; деньги. | |
Октябрь | Что такое деньги и зачем они нужны? Виды денежных знаков. | Ноутбук, презентация "Деньги", муляжи денег, настоящие деньги. | Банкноты, купюры, монеты, номинал, аверс, реверс, гурт. |
История денег. Откуда пришли деньги? | Ноутбук, презентация "История денег". | Первобытный человек, обмен, деньги, монеты, банкноты. | |
Ноябрь | Валюта. Обмен денег. | Ноутбук, презентация "Деньги других стран", муляжи иностранных денег. | Валюта, иностранные деньги, обмен денег, номинал, купюра, монета, |
Цена (стоимость). | Ноутбук, презентация "Как формируется цена?" | Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево. | |
Декабрь | Торговля и торг. | Ноутбук, презентация "Торговля и обслуживание" | Торговля, фиксированная цена, торг, магазин, рынок, ярмарка, опт, розница, интернет-магазин, услуги. |
Цена и качество товаров (услуг). | Ноутбук, презентация "Дороже или дешевле?", иллюстрации книги "Откуда берется деньги?" | Цена, качество, скоропор-тящийся товар, бракованный товар, дороже, дешевле. | |
Январь | Бюджет (на примере бюджета семьи). Источники дохода. | Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи. | Бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности, бережливость, карманные деньги. |
Потребности и возможности. | Ноутбук, презентация "Потребности человека", презентация "Как экономить?" | Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения. | |
Февраль | Жители кошелька. | "Сказка о монетах" Т. Грековой, муляжи бумажных и металлических денег. | Банкноты, купюры, монеты, номинал, наличные деньги. |
Дом, в котором живут и "растут" деньги. | Ноутбук, презентация "Идем в банк". | Банк, кредиты, вклады, накопления. | |
Март | Наличные и безналичные деньги. Пластиковая карта. | Муляжи денег, настоящие деньги, пластиковые карты. | Пластиковая карта, безналичный расчет, банкомат, обналичить деньги. |
Реклама - двигатель торговли. Что такое реклама, и зачем она нужна? | Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки и журналы. | Реклама, рекламировать, воздействие рекламы. | |
Апрель | Бюджет семьи, доход, расход. | Ноутбук, отрывок из мультфильма "Простоквашино", копилка, карточки-схемы. | Семейный бюджет, доход, расход, коммунальные платежи, семейный совет, накопления. |
Экономическая игра «Что? Где? Когда?». | Ноутбук, презентация с картинками для игры, призы. | Все понятия. | |
Май | Викторина "Мы - ребята деловые". | Разрезные картинки, монеты, купюры, медали. | Профессии, товары, услуги, деньги, зарплата, пенсия, стипендия, экономить. |
Итоговое обследование детей. | Вопросы диагностики. | Все понятия. |
*Источники:
1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. - Москва, 2018.
2. "Методический сборник с разработками игр" (МАОУ НШ - № 72)
3. "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н.А. - Калининград, 2013.
4. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. - Калининград, 2017.
5. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.
6. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.
7. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.
8. Сказки о деньгах.
9. "25 сказок для успешного ребенка". Проект "Новые Богатые с детства".
10. "История о рублике и его друзьях". Комикс.
11. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
12. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель.
13. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
14. "Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках"/Ульева Е.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
15. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-v-podgotovitelnoi-grupe-po-finansovoi-gramotnosti-my-rebjata-delovye.html
16. Сайт https://www.google.com/search?q=finansovaya_gramotnost_gruppy_no_5-6.docx&oq =chrome..69i57j69i60.1665j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8 17. Сайт https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/16/konspekt-ood-po-finansovoy-gramotnosti-v-podgotovitelnoy-gruppe
18. Сайт https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/o-profesi-bankovskogo-rabotnika-dlja-detei.html
3.3. Диагностическое обеспечение Программы.
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика умений, навыков и знаний основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы: - наблюдение; - беседы; - обследование дошкольников (начало, конец учебного года); - итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Протокол диагностики уровня знаний детейпо теме «Финансовая грамотность дошкольников»
(подготовительная группа).
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Потреб-ности | Труд | Товар | Деньги | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||
16. | |||||||||||||||||
17. | |||||||||||||||||
18. | |||||||||||||||||
19. | |||||||||||||||||
20. | |||||||||||||||||
21. | |||||||||||||||||
22. | |||||||||||||||||
23. | |||||||||||||||||
24. | |||||||||||||||||
25. | |||||||||||||||||
Всего детей с высоким уровнем - | |||||||||||||||||
Всего детей со средним уровнем - | |||||||||||||||||
Всего детей с низким уровнем - |
Вопросы для диагностики.
Потребности | Что необходимо человеку для жизни? |
В чем нуждается семья, в которой ты живешь? | |
Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни? | |
Труд | Кем и где работают твои родители? |
Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи? | |
На что тратят деньги в твоей семье? | |
Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве? | |
Товар | Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах? |
Где люди приобретают товары? | |
Как люди приобретают товар? | |
Что означают цифры рядом с товаром? | |
Деньги | С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек? |
Все ли можно купить за деньги? | |
Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно? | |
Как можно назвать одним словом эти деньги? |
1 – низкий уровень 2 – средний уровень 3 – высокий уровень |
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.
Литература.
1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кориллов И.Л. и др. М., 2018.
2. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/авт.-сост. Г.П. Поварицина, Ю.А.Киселева.-Волгоград: Учитель, 2019.
3. Аменд, А.Ф., Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки /
А.Ф. Аменд, И.Б. Сасова. – Москва: Просвещение; 1988. – 192 с.
4. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – № 9. – С 3 2010.-6
5. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников З.П. Коннова,/ И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; –2010. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва,/1998.
8. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в
экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва,2016.
9. Шатова, А.Д. " Тропинка в экономику . Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет" / Шатова А.Д. М.: "Вентана-Граф". 2015.
10 Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
11 Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
12 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
13 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС,
14 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
15 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
16 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
17 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию «Финансовая культура» в старшей группе
Программа разработана для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю 25- 30 минут (4 занятия в месяц) по подгруппам, индивидуально, коллективно....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»
Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» по программе: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» для детей старшего дошкольного возраста на 2024-2025 учебный год
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика длямалышей» (далее – Программа) разработана в целях финансовогопросвещения детей старшего дошкольного возраста. Тр...

Достижения педагога при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы По ступенькам финансовой грамотности
Достижения педагога при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы По ступенькам финансовой грамотности...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "По ступенькам финансовой грамотности"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "По ступенькам финансовой грамотности"...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программаСоциально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности» ...