Проект "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №401».
Проект
по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников
«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ».
Разработали:
Белякова Т.В.
Н.Новгород 2023г.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи
- Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;
- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (в течение 2022-2023 учебного года).
Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный.
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги по теме.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
I этап – подготовительный Сентябрь - 2022-2023г.
| Ø изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Ø информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». Ø подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Ø подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Ø Создание развивающей среды по теме проекта. Ø Создание разнообразных картотек по финансовой грамотности; Ø Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин». Ø Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.
|
II этап – основной (реализация проекта) Сентябрь - май 2022-2023гг. | Ø Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, инсценирование, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Ø Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Почта». |
III этап – заключительный Май 2022-2023гг. | ØПодведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; «Изготовление куклы Финансик», « Пошив одежды для куклы «Кассир»; Выставка рисунков;
ØЛэпбук «Юный финансиси» ; ØИгротека «Финансовая грамотность дошкольников»; ØПлан работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; ØАльбом «Деньги разных стран»; ØМетодические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта. |
Ожидаемый результат:
Для детей:
- развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Для родителей:
- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;
Для педагогов:
-Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности.
Тематическое планирование
Сроки реализации | Работа с детьми | Работа с родителями, педагогами |
Сентябрь | Что мы знаем о финансах?
|
|
Октябрь | История возникновения денег
|
|
Ноябрь | Бюджет семьи
|
|
Декабрь | Что такое экономика?
|
|
Январь | В мире современных профессий
|
|
Февраль | Наши потребности и возможности
|
|
Март | Мир рекламы
|
|
Апрель | Мы много знаем о финансах!
|
|
Май | Подведение итогов
|
|
«Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.
Наименование произведения
Экономическая составляющая содержания
К. И. Чуковского «Телефон», А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке».
Раскрывающая потребности.
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
О потребностях и возможностях.
Русская народная сказка «Теремок»
Потребность в жилище.
Русская народная сказка «Лиса и волк»
Потребность в пище.
Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»
К.И. Чуковский «Федорино горе
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
«Мужик и медведь»
Раскрытие труда.
Русская народная сказка «Морозко»
трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность
К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха».
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Раскрывается понятие «деньги»
Русская народная сказка «Каша из топора»
Представления о смекалке, осуждение жадности.
К. И. Чуковского «Федорино горе»
Раскрывается понятие «товар».
А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
Представление о способах увеличения дохода и другие.
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Представления о бартере.
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек
О купле – продаже.
Народные сказки «Лиса и козел»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Представления о рекламе.
Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».
Способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости.
Приложение № 1
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
Приложение № 2
Консультации и рекомендации для родителей
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
Ø Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Ø Возьмите ребенка в банк.
Ø Поговорите с детьми о вложении денег.
Ø Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Ø Научите детей зарабатывать деньги.
Ø Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Ø Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
Ø Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Ø Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Ø Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Приложение №3
Игры с экономическим содержанием
Игра «Хочу - надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
«Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
Приложение № 4
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика".
Цель: Формирование у детей основ финансовой грамотности, первичных элементарных экономических представлений.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с понятиями: монеты (металлические), купюры(бумажные), электронные деньги (пластиковая карта), номинал, расход/доход, бюджет, зарплата, пенсия, стипендия. Упражнять в умении понимать назначение денег, какие могут быть основные потребности человека и что к ним относится.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью: трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Материал и оборудование: макет «Магазина», игровой бассейн с ракушками, которые изображают различные экономические понятия, раздаточный материал к дидактическим играм.
Ход занятия:
-Воспитатель: «Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю я вам: «Привет!», «Улыбнитесь мне в ответ» (раздается стук в дверь)
К детям приходит Гном Эконом и приносит сундучок от Феи Экономики, но ключик от сундучка где- то обронил. Он приглашает в свою сказочную страну выполнить задания и найти ключик от сундучка.
-Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие и постараемся найти ключик от сундучка. Под музыку дети имитируют езду на поезде.
ОСТАНОВКА «МАГАЗИН»
-Воспитатель: Вот и стоим мы в магазине. Что мы видим на витрине? Много здесь товаров разных. Но не дадут их нам даром. Что нам необходимо для того, чтобы получить товар? (нужно заплатить деньги) А как можно получить деньги? (их необходимо заработать)
-Воспитатель: Давайте с вами узнаем какие бывают деньги
Из «Мешочка» ребенок достает монету и говорит: деньги бывают металлические. Это монета.
Далее ребенок достает «купюру» - деньги бывают бумажные. Это купюра.
Далее ребенок достает карточку: деньги бывают электронные. Это пластиковая карта.
-Воспитатель: объясните почему на купюрах и монетах мы видим разные цифры. Дети: у денег есть разный «номинал»
-Воспитатель: мы с вами обсудили, какие бывают деньги, а все ли можно купить за деньги?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Можно/нельзя купить»
Воспитатель перечисляет: молоко, конфеты, хлеб, радуга, игрушки, компьютер, солнце, новый велосипед, книжка, улыбка. (дети хлопают если можно приобрести товар за деньги)
-Воспитатель: посмотрите ребята, Фея приготовила вам карточки с заданиями, вы должны ей показать, как вы знаете «монеты», «купюры», «пластиковую карту»
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Обведи деньги» по группам дети выполняют задание на Игровизоре.
-Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием Феи Экономики. Садитесь на поезд поехали дальше.
ОСТАНОВКА «СКАЗОЧНАЯ»
- Воспитатель: Я сейчас вам расскажу сказку, она современная, а раз мы с вами путешествуем по стране «Экономика» то и сказка будет «экономическая»
-Подружились как-то Крокодил Гена, Чебурашка и старушка Шапокляк. И стали они жить вместе. Крокодил Гена ходил на работу в зоопарк и за это получал зарплату. (воспитатель выкладывает изображение кошелек «зарплата») Чебурашка учился в летном университете, он хотел стать летчиком и так как он очень хорошо учился, за свою учебу получал стипендию (выкладывается кошелек «стипендия») Старушка Шапокляк не ходила на работу, она уже старенькая и поэтому получала пенсию.
Наши герои все заработанные деньги складывали вместе и это уже был доход их семьи (воспитатель показывает изображение трех кошельков вместе –«доход») Видите, если собрать все заработанные деньги наших сказочных героев вместе, то это получается что? -ДОХОД. А если им придется на что то эти деньги потратить, то это будет уже что? -РАСХОД.
-Воспитатель: наши сказочные герои помогли вам понять, что такое расход и доход, и давайте мы сейчас и поиграем.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Доход/расход»
-Воспитатель: молодцы, а теперь мы продолжаем наше путешествие (дети имитируют езду и останавливаются возле бассейна)
-Воспитатель: смотрите, пруд с рыбками, но они необычные они с экономическими заданиями. Мы уже знаем, что нужно для того, что бы заработать деньги (трудиться) Правильно. Рыбки хотят услышать, как вы знаете пословицы о труде.
ПРОВОДИТЬСЯ ИГРА «Экономическая рыбалка»
Дети удочкой «ловят» рыбку, называют экономическое понятие, которое изображено на макете рыбки и продолжают начатую воспитателем пословицу:
-Без труда… не выловишь рыбку из пруда
-Труд кормит… а лень портит
-Какие труды… такие и плоды
-Какой работник… такая ему и плата
-Будешь трудиться, будет у тебя… и хлеб и молоко водиться
-Трудовая денежка… всегда крепка
-Всякий труд… достоин награды
-Без труда… не придет на стол еда
Последнюю рыбку дети достают уже с ключиком.
Воспитатель: Вот мы и нашли ключик от нашего сундучка, пора нам возвращаться в детский сад. Поехали!
-Воспитатель подводит итог занятия.
Понравилось вам путешествовать по стране Экономика? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (воспитатель выслушивает мнение детей) Мы многое узнали, спасибо Фее Экономика (дети ключом открывают сундучок и получают угощение «золотые монетки»)
Приложение №5
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Приложение № 6
Русские пословицы и поговорки о деньгах
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Горе — деньги, а вдвое — без денег.
Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Гроша нет за душой.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги счет любят.
Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Отплатил той же монетою.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
Подборка загадок на экономическую тему
- Коль трудился целый год,
Будет кругленький … (доход) - Люди ходят на базар.
Там дешевле весь …(товар) - И врачу и акробату,
Выдают за труд … (зарплату) - Очень вкусная витрина,
У овощного … (магазина) - Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт … (Банкир.) - Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке) - Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой … (вклад) - Приносить доходы стал,
В банке папин … (капитал) - Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (весы) - Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам … (продавцы.) - За сметану, хлеб и сыр,
В кассе чек пробьёт … (кассир.) - Из какого аппарата,
Выдаётся нам зарплата? (банкомат.)
Подборка пословиц о труде
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Дерево сильно корнями, а человек трудами.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Кто не работает тот не ест.
- Делу время потехе час.
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Дело мастера боится.
- Заря деньгу даёт.
- Кто рано встаёт у того копейка растёт.
Приложение № 7
Конспект ООД «Знакомство с деньгами»
Цель:
Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;
Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;
Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;
Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;
Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;
Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;
Обогащать активный словарь;
Ход мероприятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Кот.
В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.
К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?
Д: Здравствуй
В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?
Варианты ответов.
К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?
Д: Варианты ответов.
К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?
Д: Варианты ответов.
К: В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.
К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s
В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?
Д/и : «Что когда было?»
Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.
Физминутка: «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка. кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?
Какие желания были у девочки?
К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?
В: Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом. Магазине
В: Что загадывала девочка из сказки?
Д: Куклы, баранки, велосипеды.
К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.
Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.
Кот ученый рассматривает рисунки детей.
Приложение № 8
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;
закреплять знания о деньгах;
продолжать формировать интерес детей к игре;
закреплять умения считать в пределах 10;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.
Ход игры:
(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)
В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?
Можно отходить далеко от родителей в магазине?
Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.
Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).
Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар
Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?
Покупатель: Спасибо сейчас сам.
(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)
Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.
Продавец: Вот вам карта скидок.
Все продукты на витрине:
чай, конфеты, колбаса –
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте.
Деньги в кассу отдавайте.
Покупатели расходятся по отделам.
В нашем городе наступил вечер.
Рабочий день закончился.
Закрываются магазины.
В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_finansist.docx | 74.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №401».
Проект
по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников
«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ».
Разработали:
Белякова Т.В.
Н.Новгород 2023г.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи
- Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;
- Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (в течение 2022-2023 учебного года).
Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный.
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги по теме.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание |
I этап – подготовительный Сентябрь - 2022-2023г. | ⮚ изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. ⮚ информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». ⮚ подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. ⮚ подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. ⮚ Создание развивающей среды по теме проекта. ⮚ Создание разнообразных картотек по финансовой грамотности; ⮚ Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин». ⮚ Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.
|
II этап – основной (реализация проекта) Сентябрь - май 2022-2023гг. | ⮚ Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, инсценирование, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. ⮚ Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Почта». |
III этап – заключительный Май 2022-2023гг. | ⮚Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; «Изготовление куклы Финансик», « Пошив одежды для куклы «Кассир»; Выставка рисунков;
⮚Лэпбук «Юный финансиси» ; ⮚Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; ⮚План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; ⮚Альбом «Деньги разных стран»; ⮚Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта. |
Ожидаемый результат:
Для детей:
- развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Для родителей:
- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;
Для педагогов:
-Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;
- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности.
Тематическое планирование
Сроки реализации | Работа с детьми | Работа с родителями, педагогами |
Сентябрь | Что мы знаем о финансах?
|
|
Октябрь | История возникновения денег
|
|
Ноябрь | Бюджет семьи
|
|
Декабрь | Что такое экономика?
|
|
Январь | В мире современных профессий
|
|
Февраль | Наши потребности и возможности
|
|
Март | Мир рекламы
|
|
Апрель | Мы много знаем о финансах!
|
|
Май | Подведение итогов
|
|
«Чтение и обсуждение различных сказок, с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.
Наименование произведения
Экономическая составляющая содержания
К. И. Чуковского «Телефон», А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке».
Раскрывающая потребности.
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
О потребностях и возможностях.
Русская народная сказка «Теремок»
Потребность в жилище.
Русская народная сказка «Лиса и волк»
Потребность в пище.
Русская народная сказка «Терем – Теремок» «Хаврошечка»
К.И. Чуковский «Федорино горе
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
«Мужик и медведь»
Раскрытие труда.
Русская народная сказка «Морозко»
трудолюбие, осуждение лени, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность
К.И. Чуковского «Муха- Цокотуха».
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Раскрывается понятие «деньги»
Русская народная сказка «Каша из топора»
Представления о смекалке, осуждение жадности.
К. И. Чуковского «Федорино горе»
Раскрывается понятие «товар».
А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
Представление о способах увеличения дохода и другие.
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Представления о бартере.
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек
О купле – продаже.
Народные сказки «Лиса и козел»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
Представления о рекламе.
Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино».
Способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости.
Приложение № 1
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
Приложение № 2
Консультации и рекомендации для родителей
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
¬ Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
¬ Возьмите ребенка в банк.
¬ Поговорите с детьми о вложении денег.
¬ Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
¬ Научите детей зарабатывать деньги.
¬ Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
¬ Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
¬ Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
¬ Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
¬ Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Приложение №3
Игры с экономическим содержанием
Игра «Хочу - надо»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).
«Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
«Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
«Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
Приложение № 4
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика".
Цель: Формирование у детей основ финансовой грамотности, первичных элементарных экономических представлений.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с понятиями: монеты (металлические), купюры(бумажные), электронные деньги (пластиковая карта), номинал, расход/доход, бюджет, зарплата, пенсия, стипендия. Упражнять в умении понимать назначение денег, какие могут быть основные потребности человека и что к ним относится.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности. Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью: трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Материал и оборудование: макет «Магазина», игровой бассейн с ракушками, которые изображают различные экономические понятия, раздаточный материал к дидактическим играм.
Ход занятия:
-Воспитатель: «Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю я вам: «Привет!», «Улыбнитесь мне в ответ» (раздается стук в дверь)
К детям приходит Гном Эконом и приносит сундучок от Феи Экономики, но ключик от сундучка где- то обронил. Он приглашает в свою сказочную страну выполнить задания и найти ключик от сундучка.
-Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие и постараемся найти ключик от сундучка. Под музыку дети имитируют езду на поезде.
ОСТАНОВКА «МАГАЗИН»
-Воспитатель: Вот и стоим мы в магазине. Что мы видим на витрине? Много здесь товаров разных. Но не дадут их нам даром. Что нам необходимо для того, чтобы получить товар? (нужно заплатить деньги) А как можно получить деньги? (их необходимо заработать)
-Воспитатель: Давайте с вами узнаем какие бывают деньги
Из «Мешочка» ребенок достает монету и говорит: деньги бывают металлические. Это монета.
Далее ребенок достает «купюру» - деньги бывают бумажные. Это купюра.
Далее ребенок достает карточку: деньги бывают электронные. Это пластиковая карта.
-Воспитатель: объясните почему на купюрах и монетах мы видим разные цифры. Дети: у денег есть разный «номинал»
-Воспитатель: мы с вами обсудили, какие бывают деньги, а все ли можно купить за деньги?
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Можно/нельзя купить»
Воспитатель перечисляет: молоко, конфеты, хлеб, радуга, игрушки, компьютер, солнце, новый велосипед, книжка, улыбка. (дети хлопают если можно приобрести товар за деньги)
-Воспитатель: посмотрите ребята, Фея приготовила вам карточки с заданиями, вы должны ей показать, как вы знаете «монеты», «купюры», «пластиковую карту»
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Обведи деньги» по группам дети выполняют задание на Игровизоре.
-Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием Феи Экономики. Садитесь на поезд поехали дальше.
ОСТАНОВКА «СКАЗОЧНАЯ»
- Воспитатель: Я сейчас вам расскажу сказку, она современная, а раз мы с вами путешествуем по стране «Экономика» то и сказка будет «экономическая»
-Подружились как-то Крокодил Гена, Чебурашка и старушка Шапокляк. И стали они жить вместе. Крокодил Гена ходил на работу в зоопарк и за это получал зарплату. (воспитатель выкладывает изображение кошелек «зарплата») Чебурашка учился в летном университете, он хотел стать летчиком и так как он очень хорошо учился, за свою учебу получал стипендию (выкладывается кошелек «стипендия») Старушка Шапокляк не ходила на работу, она уже старенькая и поэтому получала пенсию.
Наши герои все заработанные деньги складывали вместе и это уже был доход их семьи (воспитатель показывает изображение трех кошельков вместе –«доход») Видите, если собрать все заработанные деньги наших сказочных героев вместе, то это получается что? -ДОХОД. А если им придется на что то эти деньги потратить, то это будет уже что? -РАСХОД.
-Воспитатель: наши сказочные герои помогли вам понять, что такое расход и доход, и давайте мы сейчас и поиграем.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Доход/расход»
-Воспитатель: молодцы, а теперь мы продолжаем наше путешествие (дети имитируют езду и останавливаются возле бассейна)
-Воспитатель: смотрите, пруд с рыбками, но они необычные они с экономическими заданиями. Мы уже знаем, что нужно для того, что бы заработать деньги (трудиться) Правильно. Рыбки хотят услышать, как вы знаете пословицы о труде.
ПРОВОДИТЬСЯ ИГРА «Экономическая рыбалка»
Дети удочкой «ловят» рыбку, называют экономическое понятие, которое изображено на макете рыбки и продолжают начатую воспитателем пословицу:
-Без труда… не выловишь рыбку из пруда
-Труд кормит… а лень портит
-Какие труды… такие и плоды
-Какой работник… такая ему и плата
-Будешь трудиться, будет у тебя… и хлеб и молоко водиться
-Трудовая денежка… всегда крепка
-Всякий труд… достоин награды
-Без труда… не придет на стол еда
Последнюю рыбку дети достают уже с ключиком.
Воспитатель: Вот мы и нашли ключик от нашего сундучка, пора нам возвращаться в детский сад. Поехали!
-Воспитатель подводит итог занятия.
Понравилось вам путешествовать по стране Экономика? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (воспитатель выслушивает мнение детей) Мы многое узнали, спасибо Фее Экономика (дети ключом открывают сундучок и получают угощение «золотые монетки»)
Приложение №5
Рекомендации для родителей
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк.
Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег.
Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Научите детей зарабатывать деньги.
Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
10. Будьте для ребенка примером.
На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
Приложение № 6
Русские пословицы и поговорки о деньгах
Без копейки рубля нет.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Горе — деньги, а вдвое — без денег.
Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Гроша нет за душой.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги счет любят.
Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Отплатил той же монетою.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
Подборка загадок на экономическую тему
- Коль трудился целый год,
Будет кругленький … (доход) - Люди ходят на базар.
Там дешевле весь …(товар) - И врачу и акробату,
Выдают за труд … (зарплату) - Очень вкусная витрина,
У овощного … (магазина) - Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт … (Банкир.) - Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке) - Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой … (вклад) - Приносить доходы стал,
В банке папин … (капитал) - Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (весы) - Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам … (продавцы.) - За сметану, хлеб и сыр,
В кассе чек пробьёт … (кассир.) - Из какого аппарата,
Выдаётся нам зарплата? (банкомат.)
Подборка пословиц о труде
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Дерево сильно корнями, а человек трудами.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- Кто не работает тот не ест.
- Делу время потехе час.
- Скучен день до вечера, когда делать нечего.
- Дело мастера боится.
- Заря деньгу даёт.
- Кто рано встаёт у того копейка растёт.
Приложение № 7
Конспект ООД «Знакомство с деньгами»
Цель:
Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;
Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;
Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;
Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;
Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;
Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;
Обогащать активный словарь;
Ход мероприятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Кот.
В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.
К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?
Д: Здравствуй
В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?
Варианты ответов.
К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?
Д: Варианты ответов.
К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?
Д: Варианты ответов.
К: В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.
К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям. https://www.youtube.com/watch?v=Rw4gcroLNBw&t=138s
В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?
Д/и : «Что когда было?»
Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.
Физминутка: «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка. кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?
Какие желания были у девочки?
К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?
В: Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом. Магазине
В: Что загадывала девочка из сказки?
Д: Куклы, баранки, велосипеды.
К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.
Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.
Кот ученый рассматривает рисунки детей.
Приложение № 8
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;
закреплять знания о деньгах;
продолжать формировать интерес детей к игре;
закреплять умения считать в пределах 10;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.
Ход игры:
(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)
В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?
Можно отходить далеко от родителей в магазине?
Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.
Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).
Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар
Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?
Покупатель: Спасибо сейчас сам.
(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)
Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.
Продавец: Вот вам карта скидок.
Все продукты на витрине:
чай, конфеты, колбаса –
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте.
Деньги в кассу отдавайте.
Покупатели расходятся по отделам.
В нашем городе наступил вечер.
Рабочий день закончился.
Закрываются магазины.
В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...