"Финансовая грамотность дошкольников"
консультация по основам финансовой грамотности (средняя группа)

скоробогатова наталия михайловна

  Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов. Под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_nikogda_ne_delali_cheloveka_schastlivee.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Деньги никогда не делали человека счастливее, и никогда не сделают. Чем больше у человека есть, тем большего он хочет. Но вместо заполнения вакуума, он сам его себе создает.

Айн Рэнд (Ayn Rand)

  Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов. Под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».

  Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.

  В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем. Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание.

  Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?

  Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

  В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней, поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

  Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада? Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие ребенка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги), верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем. Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок.

  В ФГОС дошкольного образования зафиксированы развивающие задачи, решить которые можно с помощью изучения финансовой грамотности: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО). Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные ценности.

  Дошкольник понимает, что его потребности и интересы могут быть реализованы не всегда из-за отсутствия финансовых средств в семье и материальных возможностей. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО).

  Дозированное и постепенное погружение дошкольника в современный мир экономических отношений общества способствует развитию его потенциала в отношениях с миром взрослых и со взрослыми, где финансовые отношения являются основой. В дошкольном детстве следует ограничиться набором базовых финансово-экономических понятий. Достигнуть этого можно с помощью игр в группе из трех-пяти дошколят, театрализованных постановок, а также развития речи с помощью небольших сказок и различных ситуационных задач. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО).

  «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» (ФГОС ДО).      

  В познании социального мира особое место занимают общение и наблюдение, которые берут существенную нагрузку в социализации личности дошкольника. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней — дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДО).

К принципам формирования финансовой грамотности можно отнести: 1.Сотрудничество и содействие взрослых и детей, а также признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

2. Обогащение детского развития, полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

3.Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности; 4.Образовательная деятельность должна быть построена на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ребенок самостоятельно выбирает содержание своего образования;

5.Сотрудничество семьи с образовательной организацией;

 6.Приобщение детей к традициям общества, семьи, государства и социокультурным нормам.

    Следует отметить, что образовательная деятельность в дошкольной организации должна обеспечивать развитие мотивации, личности и охватывать все пять образовательных областей.

Познавательное развитие.

  Осуществляется через исследование дошкольников мира вокруг и самого себя, включая социальную и финансовую сферы. Предполагает развитие творческой активности детей, их воображения, формирование первичных представлений о свойствах и об объектах окружающего мира (цвет, форма, материал, размер, количество, время и пространство и др.), а также основных понятиях (сбережения, экономия, деньги и др.).

Социально-коммуникативное развитие.

  Усвоение дошкольником ценностей и норм, которые приняты в обществе, в частности тех, которые связаны с отношением к семейным и личным финансам, что способствует формированию позитивных установок к различным видам творчества и труда.

Речевое развитие.

 Способствует социализации дошкольника в мире взрослых финансовых отношений. Благодаря речи ребенок овладевает средствами и способами взаимодействия с окружающими людьми.

Физическое развитие.

 Благодаря физической активности совершенствуется двигательная деятельность детей, координация, равновесие, мелкая и крупная моторика, представление о различных видах спорта (формируются полезные привычки).

Художественно-эстетическое развитие.

  В процессе обучению основам финансовой грамотности один из важнейших компонентов, предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, быта и общественной жизни. Стоит отметить, что в период дошкольного детства именно исследовательская познавательная деятельность, игра и общения являются значимыми и ведущими.

   В начальных школах Российской Федерации внедряются программы по обучению финансовой грамотности, дошкольным образовательным организациям следует включить в образовательный процесс ее основы, для обеспечения преемственности программ дошкольного образования и школьного. Решение данных задач поможет дошкольникам в дальнейшем выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как:

 — уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно;

 — ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей);

 — осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»;

 — видеть красоту человеческого творения;

— развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие — честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие, оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности;

 — уметь применять полученные умения и навыки в жизни.

  Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение финансовой грамотности в дошкольном учреждении активизирует познавательную деятельность дошкольников, а также совершенствует коммуникативные качества. Дети начинают бережнее относиться к игрушкам, а также к предметам окружения, у них появляется интерес к людям разных профессий, а также творческий подход к решению игровых задач.

 Список литературы

 1. Дети и деньги. «Самоучитель семейных финансов для детей» / Е.Блискавка – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.

2.Глазырина, Л. Д. «Экономическое воспитание дошкольника» / справ. и метод. Материалы / Л. Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2014. – 243 с.

3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические  авт. — сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб «Детство – пресс», 2001. – 176с.

5. Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представлений

дошкольников. – М., 2005. – 254с.

 

.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)

Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....

Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников

Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...