Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников
материал по основам финансовой грамотности
Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»)
Доклад из опыта работы
«Введение старших дошкольников в социально-экономическую жизнь посредством формирования основ финансовой грамотности»
Подготовила:
Воспитатель Иванова Светлана Анатольевна
Пыть-Ях,2023 год
«Введение старших дошкольников в социально-экономическую жизнь посредством формирования основ финансовой грамотности»
Мы живём в 21 веке – век информационных технологии. Современные дошкольники – это дети «нового времени», с иным мировоззрением, неординарным мышлением, взаимоотношением к окружающим.
Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны.
Все дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая первичными экономическими знаниями.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
В нашем саду реализована рабочая программа «Тропинки экономики», по экономическому образованию детей целью, которой является формирование первичных социальных компетенций в сфере финансовой грамотности дошкольников.
В рамках реализации программы была проведена следующая работа:
- обучение воспитателей и педагогов дополнительного образования (курсы повышения квалификации, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, Педагогический совет по данному направлению),
- повышение педагогических компетенций родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников (педагогическая пропаганда: онлайн консультации, видео материалы, проведённых мастер-классов, открытые занятия, изготовление атрибутов для игровой деятельности),
- развивающая предметно-пространственная среда пополнялась с учётом интересов и мотиваций детей, а также членов их семей, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и определяет содержание и организацию образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми 5-6 и 6-7 лет в условиях кабинета «Экономика» и образовательно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Основная образовательная деятельность проводится в кабинете «Экономика» педагогом дополнительного образования. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп и входит в учебный план ДОУ.
Самостоятельная и совместная деятельность детей с воспитателями проводится в группах в режимные моменты в течение дня. В группах созданы центры экономической грамотности. Для родителей оборудован уголок «Говорим с детьми о финансах».
Воспитатели на занятиях используют элементы финансовой грамотности, интегрируя со всеми образовательными областями.
Организовано взаимодействие с социальными партнёрами города: банк ВБРР, Сбербанк, банк «Открытие».
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).
Популярной и современной формой работы с родителями и педагогами является мастер-класс.
Сегодня я вас приглашаю принять участие в мастер-классе «По ступенькам финансовой грамотности». И начнём мы с разминки. Я начинаю разминку с загадок-добавлялок и заданием «Вопрос-ответ», а вы вслух и хором можете мне отвечать:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, экономист, кассир, продавец, аудитор)
- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Педагог: Молодцы. Вижу, что вы готовы продолжать работу.
А сейчас мы перейдем к основной части мастер-класса.
Все мы знаем, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что это реклама.
Слово «реклама» очень древнее, оно означает «кричать», «выкрикивать». Первые рекламные объявления появились в древности. Но поскольку многие люди не умели читать, то их выкрикивали специальные люди — ГЛАШАТАИ.
Простой городской глашатай, как правило, был снабжен колокольчиком или рогом, с помощью которых он и зазывал народ. Слыша звон звонкого бубенца, местные жители поспешали на главную площадь.
- Но время идет, подскажите, как сейчас мы получаем информацию о товаре? (ответы)
- Верно, из рекламы на телевидении, радио, в Интернете, на уличных плакатах, досках с объявлениями. В нашей повседневной жизни мы тоже сталкиваемся с рекламой. Например, воспитатели «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная, сладкая, полезная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая классная игра!». Чтобы правильно прорекламировать товар, нужно сообщить окружающим о том, какими свойствами он обладает и как данный товар может быть полезен людям, решит проблемы, улучшит жизнь.
- Вот и у меня в руках матрешка, которую я хочу вам разрекламировать. Посмотрите на эту деревянную красавицу! Какими яркими красками расписана матрешка! Голубые глазки, румяные щечки, алые губки. На матрешке красный сарафан, желтый платочек. У матрешки есть секрет: стоит вам покрутить ее туловище, как она раскроется и из нее легко достать еще одну, матрешку, поменьше. А в этой матрешке спряталась еще одна! Вот так забава! Чем же она может быть вам полезна? Эта русская народная игрушка обрадует маленького ребенка и взрослого, с ней весело играть. Покупая одну игрушку, вы получаете еще несколько дополнительно, которые не нужно хранить отдельно, а значит, вы их не растеряете. Все игрушки собираются в одну! Матрешка в руке — радость на лице! Уважаемые коллеги, вам понравилась моя реклама матрешки?
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент».
Вам нужно будет рассказать о полезных свойствах предметов, которые я вам предложу — почему мы должны выбрать именно их. А также скажите, где бы вы разместили данное рекламное объявление, чтобы его увидели или услышали как можно больше людей?
Педагог раздаёт листы бумаги, фломастеры, предметы для рекламы.
Педагог: Вам даётся 2 минуты.
А пока наши коллеги работают над рекламой своего товара, мы с вами поиграем. А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
Игра «Экономика в сказках» 1. Герой, какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег (Буратино «Золотой ключик) 2. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар (Лисичка со скалочкой)
3. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя (Колобок)
4. В какой сказке говорится о том, что мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его братьям («Три поросенка»)
5. В какой сказке умение делать рекламу помогло главному герою отблагодарить за доброту («Кот в сапогах»)
6. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала? («Курочка Ряба» 7. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка») 8. В какой сказке знание основных законов сельского хозяйства помогли получать доход (Вершки и корешки) 9. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа») 10. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка – Хаврошечка, Царевна – Лягушка)
Педагог: А сейчас мы выслушаем наших рекламных агентов.
Участники мастер-класса рекламируют свои товары.
Педагог: Молодцы. Вот и подошёл к концу наш мастер-класс.
Итог: Играйте с детьми в экономику! Помните, что сегодняшние дети – это наше будущее. Я благодарю всех! И желаю стабильного финансового благополучия!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский
«Аленький цветочек»
Сообщение из опыта работы
Проект Мини-музей «История денег»
Подготовила: воспитатель:
Светлана Анатольевна Иванова
Пыть-Ях,2022г.
Все дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая первичными экономическими знаниями.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Идея создания мини-музея в группе возникла после того, как дети, совершили видео экскурсии по музеям городов России и стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности, собиранию коллекций.
Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью интерактивных технологий.
В ходе совместной работы дошкольники познакомились с историей возникновения денег, изготовлением денег, с городами в которых есть музеи истории денег, правилами поведения в музее; научились понимать и различать такие понятия как галерея, архив, экспонат, экскурсовод и др.; овладели навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.
Сформированные умения и навыки помогли воспитанникам совместно с взрослыми создать мини-музеи в группе «История денег», на котором были представлены выставки «Деньги прошлого, настоящего и будущего». Дошкольники получили представление о разнообразии денежных знаков в разных странах, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека, а также с историей денег, с процессом их преобразования человеком.
Среди экспонатов были представлены альбомы со старинными и современными и коллекционными монетами, купюрами разных лет и стран, средства обмена вместо денег (крупы, драгоценные камни, мех и др.),
Дети с интересом всё рассматривали, трогали и изучали экспонаты, внимательно слушали рассказы педагога: «Что такое музей?», «Деньги», «Деньги вчера, сегодня, завтра», Как всё начиналось? (История возникновения денег).
В группе создан уголок «Юный финансист» здесь вы можете увидеть дидактические и настольные игры по темам:
«Где что продается», «Положи монеты в банк, кошелек, копилку»,
«Что можно и нельзя купить», «Профессии», «В магазин за продуктами», «Семейный бюджет».
Были подобраны познавательные книги о финансах, художественная литература, энциклопедии, лепбук и альбом «Юный финансист», коллекция мультфильмов которые помогают закрепить знания по различным темам финансовой грамотности. Коллекции денег, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
В свободное время мы с удовольствием играли в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры «Магазин», «Супермаркет», «Банк», «Парикмахерская», «Кафе». «Почта».
Игры на банкомате «Алма»: «История возникновения денег», «Где монеты, а где банкноты», «Найди пару. Деньги». «Номинал». «Семейный бюджет», «Магазин: идём за покупками», «Банкомат. Пластиковая карта».
Дети с удовольствием рассматривали коллекции монет и купюр из разных стран.
Совместно с родителями изготавливали дидактические игры,
Организовали выставку рисунков «Копейка рубль бережет», изготовили банкомат «Сбербанк», лепбук «Юный финансист».
Дети с родителями ходили на экскурсии в банк и магазины города, где ребята самостоятельно делали покупки.
Взаимодействовали с банками города «Сбербанк» и «Банк открытия региона», где сотрудники банка охотно предоставили книги «Современные монеты Мира», «Памятные монеты России» и д.р.
Для педагогов ДОУ мы провели открытое занятие «Деньги: Монета. Банкнота. Пластиковая карта».
Представляли свой проект на педагогическом совете ДОУ.
Дети защищали свой проект на V городском конкурсе совместных проектов среди воспитанников и педагогов ДОО «Мои первые открытия» в номинации: «Удивительное рядом» где ребята заняли 1 место.
Наш проект участвовал в конкурсе учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций ХМАО – Югра, где занял 2 место.
Проект привлек внимание детей к окружающей действительности, помог обнаружить вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, а родители стали не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Задача педагога и родителей не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.
Итог: Подводя итог проделанной работы, основываясь на личном опыте, мы сделали вывод: благодаря грамотно спланированной, четко организованной работе, мы добились позитивных результатов в деле экономического образования наших дошкольников.
Планируем в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Семинар для педагогов
«Экономическое воспитание дошкольников»
Доклад: «Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Иванова С.А.
Пыть-Ях
«Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Ход семинара - практикума:
Воспитатель: Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой.
- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.
«Шуточные вопросы»:
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Какое животное всегда при деньгах?
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)
- Молодцы!
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Предлагаю вашему вниманию примерные дидактические игры и материал для уголка финансовой грамотности:
1.Энциклопедия для малышей «Откуда берутся деньги?»
На примере поучительных историй о зайце, который организовал производство морковки, ребенок получит первые знания об экономике. А с помощью практических заданий он освоит навыки ведения бизнеса.
2.Настольный макет «Мой магазин», «Мини магазин»
3. Альбом на липучках «Юный финансист»
Цель: дать базовые знания о потребностях, благах, семейных доходах и расходах, свойствах и функциях денег; расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди; формировать у воспитанников навыки планирования семейного бюджета и его значимости.
4. д/и «В магазин за покупками»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять.
Формирование представлений детей о профессии продавца магазина; расширять знания детей о разновидностях магазинов и товаров, приобретаемых в них.
5. д/и «Что можно, а что нельзя купить»
Цель: дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги.
6. д/и «Назови монетку»
Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.
7.д/и «Какие бывают доходы?»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).
8. д/и «Копилка»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
9.д/и «Где что продается»
Цель: Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
10.д/и «Банк»
Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.
11.д/и «Назови профессии»
Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
12.д/и «Дешевле – дороже»
Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.
13.д/и «Положи монеты в банк, копилку, кошелек»»
Цель: Формировать умение детей считать монеты. Дать понятие о накоплении денежных средств.
14. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет: «Кто кем работает», «Разложи товар», Умелые руки», «Не ошибитесь», « Мы художники», «Что важнее», «Школа банкиров», «Магазин», «Размен», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», « Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Какие бывают доходы», «Товарный поезд», «Что и когда лучше продавать», «Домино», «Что дешевле», Назови монету», «Кому что подарим», «Какое слово лишнее», «Наоборот», «Продолжи предложение»
15. Консультация для родителей «Экономика в жизни дошкольников»
16. Картотека «Сказки по экономическому воспитанию»
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. (Привести примеры)
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития».
Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Игра с педагогами «Яблоко-груша»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда
рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и
попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,
объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и
если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее
распланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Выступление на районном семинаре по подведению итогов работы по повышению финансовой грамотности дошкольников
Представление опыта работы ДОУ...
Доклад для выступления на педагогическом совете «Пути формирование финансовой грамотности дошкольника»
Что мы понимаем под финансовой грамотностью для дошкольников?Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ...
Выступление на общем родительском собрании по теме: «Финансовая грамотность – дошкольникам»Современное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому уже сейч
Современное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому уже сейчас нам с вами необ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...
Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».
В Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой чел...
Выступление на окружном совещании по финансовой грамотности
Окружное совещание по финансовой грамотности...