Консультация для родителей «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
консультация по основам финансовой грамотности
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 г.Павлово
Консультация для родителей
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Подготовила:
Воспитатель Ломакина Е.В.
2023год.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний.
Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «финансовых» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.
Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион»), включающие финансовые, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность финансового воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Работа и помощь родителей очень важна для развития финансовой грамотности у детей, поэтому родителей нужно привлекать к совместному развитию ребёнка: информирование родителей о задачах и содержании воспитания финансовой грамотности у детей в детском саду и в семье;
участие родителей в работе по воспитанию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях; семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к воспитанию у детей финансовой грамотности.
"Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.
Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.
Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я определила, что дети непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. В целом психологическая обстановка в группе хорошая. Свои взаимоотношения с детьми строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Проблема воспитания финансовой грамотности возникла в процессе наблюдения мною за разнообразной деятельностью детей. Я обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и
т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. И опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Насторожило что, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. Прошла курсы по повышению квалификации, «Обучение дошкольников финансовой грамотности»
Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна. Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства.
Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников я решаю в разных видах детской деятельности и развития:
Изодеятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям. Развитие речи – дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.
Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленнее», «на сколько больше - на сколько меньше».
Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.
Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была проведена консультация «Ребенок и финансы». Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению с основами финансовой грамотности. В родительский уголок ежемесячно помещала статьи под рубрикой « Добрые дела веками живут», устраивала выставки детских работ «Мир вокруг нас». Привлекла родителей к созданию развивающей среды: оформили библиотеку детской книги, изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрели настольно-печатные игры по познавательному развитию.
Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми я выяснила, что почти у всех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.
Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. В разговоре с детьми я выяснила, что «бережливость» они оценивают как положительное качество. Никита В.: «Бережливый – это умный. Моя мама, когда стирает, берет мало порошка. Она пользуется специальной лопаткой».
Иногда дети берут работу на дом, чтобы вместе с папой или мамой отремонтировать что-то. Я никогда не забываю подчеркнуть значимость работы детей для других людей.
Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»;
«Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. На занятии «Волшебные помощники» я предложила детям отгадать загадки:
- Идет пароход то взад, то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).
- От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).
- Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).
- В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).
Дети с удовольствием отгадывали загадки, а также придумывали свои. Обсуждая ответы, дети убеждались в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подбирали своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объясняли, как они помогут им в труде. На занятиях у детей развивается речь, воображение, самостоятельность мышления.
Дети и деньги... Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «бабки», «штука» и т.д. Я решила провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. Были заданы вопросы:
- Как ты думаешь, откуда деньги берутся?
-Зачем людям нужны деньги?
-Можно ли деньги выбрасывать?
-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?
Моей целью было выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки». На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки». Ответы на третий вопрос меня несколько удивили: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом». Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно « беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом.
Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, а вот из анкет и личных бесед с родителями, мне стало ясно, что опыта карманных денег у них нет. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности.
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности, я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей (финансовую).
Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:
Какую нужду испытывали котята?
Какие возможности были у тети Кошки?
Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.
Процесс воспитания финансовой грамотности я реализую через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.
Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому я предпочтение отдаю таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». На занятии «Значение воды на земле» дети учились решать противоречия, научились бережному отношению к воде. Теперь у нас в группе ни один кран не течет. Дети за этим следят. В своих беседах с детьми, я внушаю им, что профессия, работа – это достойная жизнь. Учу детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Реклама», «Дорого- дёшево» уточняю и закрепляю представления детей о мире финансовых явлений. Дети приобретают новые финансовые знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний. Детям даю задание определить доходы семьи крокодила Гены. Как можно увеличить доход? Какие составные дохода? Домой детям даю задание составить модель семейного бюджета своей семьи.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?
Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?
Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми мы изобретаем игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому я использовала самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Я провела игру «Реклама: хорошо-плохо». Игра превратилась в целый спектакль. Наш город небольшой, поэтому больших рекламных щитов мало. Дети говорили, в основном, про телерекламу. Вот некоторые высказывания: «Реклама-это хорошо. Когда по телевизору идет реклама, можно пойти попить водички»; «Реклама-это плохо, потому, что она прерывает фильм или мультик на самом интересном месте»; «Из рекламы мы узнаем о новых лекарствах. Человек посмотрит, купит и вылечится». На вопрос, для чего нужна реклама, дети отвечают: «Для того чтобы люди сначала подумали, надо или не надо это покупать, а потом купили»; «Для того, чтобы люди покупали хорошие товары». Из своего опыта, хочу сказать, что дети младшего возраста реагируют на рекламу подругому. Они ее заучивают, повторяют по несколько раз в день. Их интерес к рекламе очень высок. Детей старшего дошкольного возраста больше интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них.
Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются».
Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. С детьми своей группы я изготавливала рекламу различных предметов. Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получили знания о природных богатствах края, расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.
Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства.
Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми младшего и среднего возраста.
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена - «детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена.
В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля. Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Задача взрослых - объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово - экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно - не выгодно», «выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуальносемейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социальнокоммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Список использованных источников
1. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5- 7 лет.
[Текст ] / А.Д. Шатова.- Москва.- 2018.- 3с.- 6 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....
Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Консультация для педагогов «Ознакомление с парциальной программой дошкольного образования для детей 5 – 7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Одним из помощников в работе по осуществлению экономического воспитания дошкольников является Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Консультация для воспитателей «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Финансовая грамотность и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...
- Мне нравится (1)