Из опыта работы с элементами мастер-класса. Тема: Социализация дошкольников: экономическое воспитание и финансовая грамота.
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Попова Галина Юрьевна

В нашем детском саду проводится работа по экономическому воспитанию и финансовой грамотности в ходе реализации проекта «Тропинка в экономику», созданного    в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры личности. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, сформированностью социальных, интеллектуальных, нравственных качеств (бережливость, смекалка, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждение жадности), готовностью принимать рациональные экономические решения. Она является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_popova_g.yu_.docx349.26 КБ

Предварительный просмотр:

Фон для консультации - 62 фото

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 г. Сорочинска Оренбургской области

Из опыта работы

с элементами мастер-класса

Тема: Социализация дошкольников:

экономическое воспитание

и финансовая грамота.

                                                                                           Подготовила: Попова Г.Ю.

                                                                                          воспитатель первой

                                                                         квалификационной категории

Сорочинск, 2023

Из опыта работы с элементами мастер-класса.

«Социализация дошкольников:

экономическое воспитание и финансовая грамота»

В современных условиях развития общества социализация ребенка дошкольного возраста через формирование основ экономической культуры как никогда является актуальной. Экономическое воспитание дошкольников – многоплановый процесс, формирующий отношение к предметному миру и окружающей действительности.

Формирование предпосылок к финансовой грамотности с дошкольного возраста служит основой для создания устойчивой картины мира, способствует приобретению элементарных навыков ориентировки в экономических явления, безопасному и ресурсосберегающему поведению в социуме.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, который отличает его от других, последующих периодов развития, состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического воспитания именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Такие экономические качества, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, присущи людям с развитым экономическим мышлением.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

В нашем детском саду проводится работа по экономическому воспитанию и финансовой грамотности в ходе реализации проекта «Тропинка в экономику», созданного    в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры личности. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, сформированностью социальных, интеллектуальных, нравственных качеств (бережливость, смекалка, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждение жадности), готовностью принимать рациональные экономические решения. Она является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется      через различные формы его организации.

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

 А можно ли увлечь детей рассказами об экономике и развить у них зачатки финансовой грамотности? Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).

 

Я старалась подбирать игровые задания в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и включала упражнения и практические задания, в процессе которых у детей формируются навыки простых вычислений, работы в команде, публичных выступлений и навык целеполагания.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Дети рассматривают картинки и находят хорошие и вредные привычки. Как можно исправить плохую ситуацию?

Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

 

В повседневной жизни каждому человеку необходимо уметь управлять личными финансами, планировать личный и семейный бюджет и вести учет доходов и расходов.

      «Бюджет».

Я буду называть действия, а вы определите это доход или расход.

1.    Покупка хлеба в магазине – …

2.     Оплата коммунальных услуг – …

3.    Папа получил премию – …

4.    Дедушка выиграл в лотерею – …

5.    Поездка на море – …

6.    Ремонт квартиры – …

7.    Продали яблоки с дачи – …

8.    Бабушка получила пенсию – …

9.    Покупка игрушки – …

«Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)

Цель. Уточнить знания об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и дополнительные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Правила игры: Рассмотреть карточки, назвать деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Для развития финансовой грамотности недостаточно дать детям знания о том, что такое деньги, важно сформировать действия, которые помогут ребенку быть более осознанным в рамках взаимодействия с деньгами. Дети должны уяснить, что траты можно разделить на две части: необходимые и желаемые. Необходимые траты – это то, без чего человек не может обойтись. Желаемые – вещи, которые хочется купить, но без них можно прожить.

       Задание «Хочу – надо».

Цель: сформировать действия, которые помогут понять, что делятся на необходимые и желаемые.

Правила: имеется схема потребностей и всего пять монет. Ваша задача распределить деньги, не забывая выделить важное. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

- квартплата - 2 монеты

- одежда - 1 монета

- продукты – 1 монета

- выбираем: сладости или игрушки - 1 монета

Дети получают представления о том, почему все взрослые работают. Результаты труда людей  - это и есть продукты труда, в которых нуждаются все: и взрослые, и дети. Я разработала серию разнообразных игр, которые позволяют ребятам понять, какую роль в жизни играет труд, откуда берутся разнообразные товары, необходимые людям для жизни. Это серия сюжетных картинок «Откуда хлеб на столе (молоко, подсолнечное масло)», «Кому что нужно».

Предлагаю игру «Сигнальщики» (товар или услуга).

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Материал: два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называю товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю: парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар.

Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка сока - в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

 

Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем еще в одну дидактическую игру.

       «Что дороже?»

Цель игры: формировать у детей представление о том, что любой товар имеет свою цену; понятия «дорого» и «дешево», «дороже» - «дешевле»

Правила игры: на столе лежат карточки, предлагается выбрать из двух карточек ту, на которой изображен более дорогой товар. (Кукла в зимней одежде и в обычном платье; летняя и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления; конфеты в подарочной коробке и на развес; воздушный шарик и футбольный мяч).

 

 Социализация дошкольника, формирование у него предпосылок к освоению финансовой грамотности – необходимая мера, продиктованная его познавательной активностью. Детей интересуют очень многие вопросы экономического характера. И чем чаще дошкольники соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов, на которые мы стараемся им помочь ответить. В нашем детском саду созданы такие условия для социализации ребенка дошкольного возраста, в которых экономическое воспитание проходит органично и соответствующими возрасту средствами.

Надеюсь, что данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экономического воспитания и найдете для себя что-то новое, поможет понять, насколько это интересное, увлекательное и нужное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса на тему: «Физкультурные минутки как средства коммуникативной культуры и путь к улучшению психо-эмоционального состояния ребенка»

        Основной задачей педагогической работы с детьми  является воспитание физически и психически здоровой личности.Решению поставленных задач в значительной мер...

Выступление из опыта работа с элементами мастер-класса: «Игра как ведущий метод обучения детей ПДД в детском саду»

Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок становится участником дорожного движения с самого юного возраста, ког...

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы"....

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы»

Мастер - класс на тему: Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы"...

Мастер- класс по теме: "Фитбол - в физическом воспитании дошкольников"

В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнесс технологий. Использование фитбол мяча на занятиях и в кружновой деятельности сп...

"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)

Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....

"Методика пяти пальцев из опыта работы с элементами мастер-класса"

Муниципальное бюджетное образовательноеУчреждение детский сад комбинированного вида №1 ст-цы Копанской муниципального образования Ейский район...