Мастер-класс на тему: «Обучение детей элементам грамоты с использованием дидактических игр и пособий»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_borodulina.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
Мастер-класс на тему: «Обучение детей элементам грамоты с использованием дидактических игр и пособий»
Подготовила
учитель-логопед
Бородулина И.В.
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;
Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова,предложения, владеть навыками послогового чтения.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывает использование дидактических игр. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:
- знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
- деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
- анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
- знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
- основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».
Особенности занятий при ограничении здоровья у детей
Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.
Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.
Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.
Формы и методы обучения
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.
- Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
- Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
- Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.
Проводя занятия, логопед должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.
Обучение детей элементам грамоты строится через систему дидактических игр и упражнений.
Проблема раннего обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Дети с ОНР, имея нарушения всех компонентов языковой системы, нуждаются именно в раннем обучении грамоте. Чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него будет с обучением в школе, тем успешнее оно будет, даст положительные эмоции. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте.
Подготовка к обучению грамоте ребенка с ОНР, начинавшаяся в раннем возрасте, успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка. Главное - сделать усвояемое нужным и интересным, тесно связать обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, прежде всего с игрой, правильно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи.
Задачи, позволяющие повысить качество и эффективность коррекционной работы:
- создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
- снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;
- обучать правильному произношению, умение говорить внятно, отчетливо, неторопливо, выразительно;
- формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- формировать словарный запас, грамматический строй речи. Навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
Обучение грамоте выступает не как самоцель, а как необходимое звено в общей единой системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развитием речи.
Обучение в этом возрасте – игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы ребенок был «недокормленным» и встал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.
Все игры и игровые упражнения : дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др. направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка дошкольного возраста.
В своей работе стараюсь таким образом выстроить ООД, свободную деятельность, чтобы используемые дидактические игры и упражнения были не в тягость, а средством познания того материала, который необходим ребенку для усвоения. Чтобы используемый материал отвечал особенностям детей и включался во все системы дошкольного образования. Игры проводятся как индивидуальные, так и на групповых занятиях, в свободное от занятий время.
Для детей с ОНР очень полезны игры, развивающие артикуляционный аппарат, высоту голоса, культуру речевого общения, закрепляющие звукопроизношение, способствующие обогащению словаря, подготавливающие ребенка к обучению грамоте.
Мною разработана картотека дидактических игр и упражнений, направленных на подготовку к обучению грамоте :
«Украсим ёлку»
Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.
«Поезд»
Задачи: определять наличие указанного звука в словах; упражнять в определении количества звуков словах, слогов в словах.
«Пирамида»
Задачи: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
«Постой домики»
Задачи: тренировать детей в составлении слогов и слов.
«Бусы»
Задачи: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.
«Кубик»
Задача: упражнять детей в определении количества звуков в слове.
«Найди ошибку»
Задача: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Картотека словесных игр:
«Добавь слог»
Задачи: закрепить умения делить слова на слоги, добавлять недостающий слог, читать; обогатить словарный запас.
«Составь предложения со словами»
Задачи: учить детей составлять предложения с определенным количеством слов и определять последовательность в предложении; ознакомить со словоразличительной функцией ударения; обогатить активный словарь детей.
«Придумай слова со звуком»
Задачи: учить детей подбирать слова с заданным звуком, интонационно выделять звук в слове, называть звук изолированно; развивать аналитическое мышление.
«Назови пару»
Задачи: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
«Звук заблудился»
Задачи: учить подбирать подходящие по смыслу слова, заменяя в них звук; развивать чувство юмора.
«Гастроном»
Задачи: учить детей ориентироваться в звуковой структуре слова; из имеющихся букв составлять новые слова.
«Одна буква, марш!»
Задача: учить детей преобразовывать слова, исключая одну букву.
Картотека дидактических игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков:
«Оркестр»
Задача: учить детей правильно произносить звуки [Р], [Р’] в слогах.
«Теремок», «Лягушки», «Разведчики», «Магазин», «Включи телевизор», «Как их зовут» и др.
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи :
«Маша обедает»
Задача: учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов.
«Чей голос?», «Они не умеют читать», «Лесенка», «Оркестр», «Профессии», «Подарки», «Подскажи словечко», «Что было бы, если бы…», «Вечер загадок», «Шуточное письмо», «Путешествие Буратино», «Что ты слышал?», «Как живете, что жуете?», «Гуси».
Важную роль в воспитании и обучении детей играет семья. Родители не являются сторонними «наблюдателями» - они непосредственные участники образовательной деятельности.
Для того, чтобы родители были в курсе всех мероприятий, проводимых в группе, нами был создан детско-родительский клуб «АБВГДЕЙКА»
Цель - вовлечение родителей в коррекционную деятельность через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетентности.
Задачи:
1. Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию с учителем логопедом в процессе устранения речевых нарушений.
2. Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.
3. Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.
4. Пропагандировать логопедические знания среди родителей.
5. Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.
Совместно с родителями мы проводим различные форумы, мастер - классы по изготовлению практического дидактического материала для использования его в домашних условиях. Регулярно пополняется уголок для родителей новой информацией: буклеты, памятки, консультации, открытые занятия, круглые столы, семинары. На этих мероприятиях, в игровой форме доносим до родителей нужную информацию. Мы учим родителей, быть в курсе всех происходящих событий, чтобы они шли в «ногу» и включались в ритм жизни группы, выводя порой на совместные обсуждения – мы называем их «Пятиминутки».
Вовлекая родителей в коррекционный процесс, мы достигнем поставленной цели и выполним задачи по оказании помощи в речевом развитии детям с ОВЗ.
Таким образом, игра – как ведущий вид деятельности, способствует обучению детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений и имеет большое значение для развития целого комплекса речеведческих умений и навыков в предшкольной подготовке дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Мастер-класс "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры и пособия"
Цель данного мастер-класса: обогащение предметно-пространственной среды по обучению детей ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма....
Консультация для воспитатей с элементами мастер-класса "Лэпбук как средство обучения детей в условиях ФГОС ДО"
В консультации подробно раскрыто понятие "лэпбук", значение, его преимущества перед другими формами образовательной деятельности с дошкольниками. Дано описание изготовления лэпбука, варианты...
Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1. Познакомить педагогов с методическими аспе...
Городской мастер-класс "Технология формирования исследовательских навыков детей дошкольного возраста: опыт использования метода исследовательского обучения в образовательной деятельности ДОУ"
Приказ о назначении руководителя городского мастер-класса, программа мастер-класса...
«Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений»
Проблема раннего обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и проти...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...