Педагогический проект «Мы маленькие финансисты»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_a_proekt_finansovaya_gramota.docx | 66.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Мы маленькие финансисты»
по формированию предпосылок финансовой грамотности
у детей дошкольного возраста
г. Надым, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт проекта | 3 |
2 | Введение | 5 |
3 | Актуальность проекта | 6 |
4 | Проектная часть | 11 |
5 | Мониторинг реализации проекта | 25 |
6 | Критерии и показатели финансовой грамотности для детей 5-7 лет | 27 |
7 | Заключение | 29 |
8 | Литература | 30 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Мы маленькие финансисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста |
Основания для разработки проекта |
|
Заказчик проекта | МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Разработчик проекта | Хабирова Г.Ш., Марамыгина Л.Г. воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
Целевая группа | Дети 5-7 лет |
Цель проекта | Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста |
Задачи проекта | - создать условия для формирования основ финансовой грамотности детей 6 - 7 лет; - научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением; - помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги»; -развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать своё и чужое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку; - воспитывать привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях); - применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2022-май 2024 |
Ожидаемые результаты | Для детей: -приобретение первичного финансового опыта; - овладение простейшими техническими приемами работы; - установление разумных финансовых отношений в различных сферах жизнедеятельности; - проявление интереса к разным профессиям; Для родителей: - приобщение родителей к вопросам экономического воспитания дошкольников; - изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического воспитания; - повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах приобщения детей к основам финансовой грамотности. - повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию финансовой грамотности; - систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию финансовой грамотности. |
Введение
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.
Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.
Финансово грамотный гражданин должен как минимум:
- следить за состоянием личных финансов,
- планировать свои доходы и расходы;
- формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
- знать, как искать и использовать необходимую финансовую информацию; · рационально выбирать финансовые услуги;
- «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
- способен распознавать признаки финансового мошенничества;
- знать о рисках на рынке финансовых услуг;
- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.
Педагогический проект «Мы маленькие финансисты» (далее-Проект) разработан в целях финансового просвещения детей 5-7 лет. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Мероприятия Проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Актуальность проекта
Экономическое воспитание детей — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему приобщения к основам финансовой грамотности актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах «Дошкольное воспитание». С тех пор прошло много времени, наша жизнь в корне изменилась. Современным дошкольникам предстоит жить в веке изменившихся социально-экономических отношений. Как помочь ребенку не растеряться в сложной действительности, устоять среди различных влияний и позже найти свое место в жизни? Основы финансовой грамотности становятся все более и более необходимыми нашим детям. Они помогут понять цену денег, стоимости товаров, ориентироваться в разных жизненных ситуациях, связанных с приобретением тех или иных продуктов труда, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою дальнейшую жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность и дошкольник на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами: повсеместная реклама, покупка и продажа товаров, разговоры родителей о бюджете семьи и т.д.
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому основы финансовой грамотности, приобретенные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности ребенка. Поэтому столь важным является организация работы с воспитанниками по формированию основ финансовой грамотности, умения ценить труд людей, знаний о различных денежных знаках и их использовании, о ценности качественных товаров и, как следствие, экономической опытности старших дошкольников.
Гипотеза: если процесс работы с детьми дошкольного возраста 5-7 лет по финансовым видам деятельности будет осуществляться с использованием инновационных технологий, то развитие финансовой грамотности будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить в будущем к материальному благополучию.
Новизна. Проект предусматривает обогащение различных видов совместной образовательной деятельности экономическим содержанием (не только основы финансовой грамотности, но и математическое развитие, художественно-творческую деятельность, экологическое воспитание, нравственно - этическое воспитание и др.). Способствует установлению тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, стирает психологические барьеры между участниками образовательного процесса и социальным окружением, облегчает восприятие ребенком нового материала и стимулирует его социальную активность и инициативность.
Цель проекта. Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
∙ создать условия для формирования основ финансовой грамотности детей 5 - 7 лет;
∙ научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относится к нему с уважением;
∙ помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт - деньги»;
∙ развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать своё и чужое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку;
∙ воспитывать привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях);
∙ применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Дошкольники освоят основы финансовой грамотности и научатся устанавливать разумные экономические отношения в повседневной жизни.
- Дети научатся понимать и ценить окружающий рукотворный мир, уважать людей, умеющих производить качественные товары, получая в качестве вознаграждения деньги;
- Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- Дети увидят полезность приобретенных знаний для реальной действительности;
- Повысится интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
- Расширится кругозор знаний о новых профессиях, связанных с финансами;
- Повысится здоровый интерес к деньгам, осознание того, что их можно честно заработать или приобрести;
- Дети получат необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
- Получат представление о соизмерении уровня удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
- Познакомятся с основами организации своей работы с наименьшими затратами времени, сил и средств;
- Научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
- Научатся правильно употреблять в речи экономические понятия и др.;
- У дошкольников начнет формироваться экономическое мышление;
- Родители получат дополнительные знания об основах финансовой грамотности детей;
- Педагоги получат систему работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.
Контроль за реализацией проекта
Администрация ДОУ
Вид проекта: познавательно – информационный.
Продолжительность проекта: 2 года (2022 уч.г.-2024 уч. г.)
Участники проекта:
-воспитанники группы;
- администрация МДОУ;
- воспитатели старшей и подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников группы.
Принципы реализации проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:
- учет индивидуальных особенностей детей;
- системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в проекте благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
- принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
- принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);
- принцип вариативности (развитие у детей понимания возможности различных вариантов решения задачи).
Занятия проводятся один раз в неделю, в первой половине дня в соответствии с требованиями СанПиН СП. Продолжительность одного занятия 25-30 минут в соответствии с возрастом.
В реализации проекта используются современные технологии:
игровые
Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования основ экономических знаний, умений и в зависимости от имеющихся условий;
- информационно - коммуникационные
Цель: повышение качества воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии;
- личностно - ориентированные
Цель: организация воспитательно - образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательно-образовательного процесса;
- познавательно – исследовательские
Цель: формирование у дошкольников ключевых компетенций по основам финансовой грамотности, способности к исследовательскому типу мышления.
- здоровьесберегающие
Цель: обеспечение возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни; использование знаний в повседневной жизни;
- метод проектов (Проект – это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация)
Цель: развитие свободной (самостоятельной), инициативной, творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами познавательно - исследовательской деятельности детей. Данный проект предполагает следующие формы организации совместной деятельности: коллективные, малые группы, индивидуальные занятия (с детьми, склонными к одаренности, и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)). Эти формы работы сочетают в себе основные виды детской деятельности согласно ФГОС ДО: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательно – исследовательскую, изобразительную, конструирование из различных материалов, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательную.
Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы, избегать переутомления детей.
Методы и приемы:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение, анализ проблемных ситуаций, вопросы, работа с пословицами и поговоркам, отгадывание загадок и т.д.);
- наглядные (наблюдение, просмотр обучающих мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, экспериментирование, художественное творчество, хозяйственно-бытовой труд, и др.).
Основной вид деятельности дошкольника – игра, поэтому обучение основам финансовой грамотности происходит в игре (дидактической, сюжетно – ролевой, ролевой игре с экономическим содержанием, игре – драматизации и т.п.).
Знакомство с темами носит практический и творческий характер.
Методы, применяемые в процессе работы над темой, зависят от содержания материала. Использование разнообразных форм организации совместной деятельности способствует поддержанию интереса детей. Средства реализации проекты способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации проекта, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Условия реализации проекта
В соответствии с Проектом, для его реализации, с учетом возрастных особенностей детей в учреждении создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического и социально- коммуникативного развития ребенка.
Проектная часть
Механизм реализации проекта
Этапы | Основные задачи | Сроки |
I этап Организационный | Изучение потенциала семьи в вопросах сотрудничества семьи и группы ДОУ | Сентябрь 2022 г. |
Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта. Оформление наглядного и дидактического материала | ||
II этап Основной | Проведение основных мероприятий по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками) | Октябрь 2022 – апрель 2024г |
III этап Итоговый | Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. | Май 2024г. |
Проведение открытых мероприятий Создание сборника дидактических игр и упражнений по финансовой грамотности. Оформление альбома дизайн проектов по финансовой грамотности. Оформление фотоальбома. Проведение СВОТ анализа проекта. Выступление на педагогическом совете о результатах реализации, перспективах развития проекта. Мониторинг реализации проекта. |
Взаимодействие с родителями
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области приобщения их к основам финансовой грамотности.
В процессе взаимодействия с семьями воспитанников используются следующие формы работы: беседы, консультации, задания для обсуждения с детьми дома, конкурсы, открытая совместная образовательная деятельность, экскурсии; родительские собрания; мастер-классы; семинары-практикумы; совместная проектная деятельность; анкетирование; памятки, буклеты; информационные стенды; папки передвижки, выставки детских работ для родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
Использование данных форм работы дает родителям возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности.
План работы с воспитанниками 5-6 лет.
Месяц | Тема | Цели | Формы работы |
Сентябрь | Диагностика | определение начального уровня знаний по проекту ребёнком и группой в целом | Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей |
Потребности семьи | познакомить детей с понятиями «ложные потребности», «рациональные потребности», «материальные потребности» и «духовные потребности». Формировать стремление к разумным потребностям. | Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон», загадки, чтение и анализ сказки «Кто хорошо трудится у того труд в монету превратится». | |
Что нужно человеку? | познакомить детей с экономическим понятием – потребность; закрепить представления детей экономических понятиях: деньги, семейный бюджет: доход и расход; | Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», Беседа «Потребности людей» | |
Октябрь | Как построить дом? | Дать представление о том что построить дом нужно очень много трудиться. | беседа с детьми «Профессии. Зачем люди ходят на работу?», чтение «Сказка о попе и работнике его Балде» |
Для чего взрослые работают? | закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях | Беседа «Для чего взрослые работают?», д/и «Профессии». | |
Мир профессий | Закрепить понимание экономических категорий «труд», «продукт труда». Объяснить дошкольникам, что существуют различные профессии, работая по которым человек создаёт различные продукты труда. | Сюжетно- ролевая игра «Магазин», беседа «специальность», отгадывание загадок на тему «Профессии» | |
Что значит мастер своего дела? | прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы», используя народный фольклор; развивать знания детей о профессиях, о качествах трудолюбивого человека | Беседа «Что значит мастер своего дела?», просмотр мультфильма «Ремесла России», выставка рисунков «Ремесла России» | |
Ноябрь | Что такое товар? Обмен и покупка товаров | закрепить понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, расширять представление детей о том, что такое магазин. | Беседа «Что такое товар?», чтение А. Романовой «Чудеса в кошельке» |
Что такое стоимость товара? Что такое цена? | Закрепить понятия «цена», «товар», дать понятия «сдача»,«стоимость»учить детей устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей. | Беседа «Что такое стоимость товара». | |
Жители кошелька | сформировать первоначальное понятие о наличных и электронных (безналичных) деньгах; | Экспериментирование «Монета, банкнота, банковская карта» | |
Что нужно человеку? | познакомить детей с экономическим понятием – потребность; закрепить представления детей экономических понятиях: деньги, семейный бюджет: доход и расход; | Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы» | |
Декабрь | Ярмарка | Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. | Беседа «Ярмарка». Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», |
Что такое деньги? | формировать представления детей о назначение денег | рассказ воспитателя о деньгах, игра «Купи другу подарок» | |
Деньги. Монета. Банкнота. | раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. | Беседа, «В долг брать легко, а отдавать трудно», подготовка драм. сказки К.И. Чуковского «Муха Цокотуха» | |
Дом, где живут деньги. Что это такое? | дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. | Виртуальная экскурсия в банк. | |
Январь | Как правильно тратить деньги? | Формирование у старших дошкольников представлений о расходах . | Беседа «Как правильно беречь деньги», рассказ педагога о ресурсах планеты |
Семейный бюджет | дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет; познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | |
Как приходят деньги в семью. | сформировать у дошкольников представление о расходах семьи и понимание основных потребностей семьи. | Деловая беседа – игра «Как семья получает и тратит деньги», составление рассказа «На что я могу скопить деньги», рисование по замыслу «О чем я мечтаю» | |
Февраль | С мамой в магазин | раскрыть воспитанникам покупательную силу денежных знаков; подвести к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости | Сюжетно ролевая игра «Магазин» |
Семейные доходы и расходы | образовательные - формировать у детей навык различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. | Д.и. «Угадай, где продается?», игра « Супермаркет» составление рассказов из личного опыта «Как я ходил в магазин» | |
Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» | подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления); дать представление, что копить не просто, но полезно; учить решать проблемные ситуации. | презентация «Карманные деньги», рисование «Моя копилка» | |
Откуда берутся товары в магазине? | расширить знания детей об экономических категориях «Товар» и «Услуга»; дать представление о том, где покупают и продают разные товары и услуг | НОД «Откуда беруться товары в магазине» | |
Апрель | «От купца до продавца» | объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость | Дидактическая игра «Супермаркет». |
Откуда появились деньги | Дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег. Научить понимать назначение денег, вызвать интерес к прошлому предмета | Просмотр мультфильма «История денег», рассматривание денежных купюр и монет СССР | |
Как деньги разменивают. Номинал. | раскрыть сущность понятия «размен»; закрепить понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; учить практически выполнять действия по размену денег. | Математическая игра «Состав числа» | |
Путешествие денег в разные страны | продолжать давать знания о деньгах, используемых в некоторых странах мира, символике, используемых для обозначения номинала купюр и монет; уточнять и закреплять экономические понятия «валюта», «купюры», «монеты», «номинал»; | НОД «Путешествие денег в разные страны» | |
Май | Банк | дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. | Сюжетно-ролевая игра «Банк» |
Профессии работников банка | Формировать представление о содержании и деятельности банковского работника. | чтение А.Романовой «Чудеса в кошельке», просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы «О банке». | |
Экономический квест «Страна Экономика» | в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям | Квест-игра «Страна Экономика» | |
Диагностика |
План работы с воспитанниками 6-7 лет.
Месяц | Тема | Задачи | Формы работы |
Сентябрь | Диагностика | определение начального уровня знаний по проекту ребёнком и группой в целом | Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей |
«Экономика для всех» | познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности; | Мастер-класс «Экономика для всех» | |
«Потребности животных, растений и человека» | познакомить с понятием «потребности»; с потребностями , растительного и животного мира; формировать представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расширить представления детей о системе мер по охране здоровья и потребности в безопасности) | беседа «Наши потребности». | |
Октябрь | «Хочу» и «Надо» | повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, познакомить детей с потребностями "хочу" и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо», подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет | Д.игра «Что быстрее купят?», решение проблемной ситуации «Хочу – надо» |
«Что мы знаем о ресурсах» | познакомить детей с понятием "природные ресурсы"; дать элементарные представления о разных ресурсах и способах их использования и об ограниченности природных ресурсов; о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа); формировать экологически грамотное поведение в быту и природе | беседа «ресурсы планеты», аппликация «Придумай знак – напоминание береги природные ресурсы» | |
Найди пару. Деньги | Продолжать знакомить с каждой банкнотой и монетой. | Обучающая игра на мультимедийном устройстве | |
«Встреча с Электрончиком» | обобщить знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; продолжать формировать основы безопасного обращения с электричеством | беседа беседа «Экономия тепла, света и воды», экспериментирование «Экономия воды в быту». | |
Ноябрь | «Школа маленьких Берегош» | дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии | игра – викторина «Школа маленьких Берегош» |
«Труд - основа жизни» | дать понятие, что такое труд, закрепить понятие "потребность", уточнять представления детей об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени; формировать представление о многообразии профессий, подвести детей к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий | НОД «Труд - основа жизни» | |
«Номинал» | Продолжать расширять и закреплять знания детей о монетах и банкнотах, учить их располагать в порядке возрастания. | Игра на мультимедийном устройстве | |
«Кем я хочу быть, когда вырасту» | расширять и закреплять знания детей о профессиях, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; упражнять в умении определять название профессий по названию действий, в умении заканчивать предложения | игра "Биржа занятости", выставка творческих работ | |
Декабрь | «Труд и товар» | познакомить с новым понятием "товар", как результат труда; углубить представления детей о разнообразии товаров; познакомить с разными формами сбыта товара: магазины, ярмарки, рынок, аукционы | Аукцион «Картины». |
«От зёрнышка до булочки» | расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба; формировать представление о сложности, длительности и трудоемкости процесса производства хлеба от зерна до каравая; обратить внимание на содержание труда людей; закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России | НОД «Хлеб всему голова» | |
«От чего зависит стоимость товара» | закрепить понятие «товар»; сформировать представление у детей о том, как формируется стоимость товара: вложение средств, затраты труда, качество, спрос и предложение; формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевл | Беседа «От чего зависит стоимость товара» | |
«Товары и услуги» | закрепить понятие "потребности", «товары»; дать представление об экономических понятиях «товары» и «услуги»; учить классифицировать потребности по категориям «товары» и «услуги» | беседа «Цена товара», Д/игра «Орудия труда», рисование «Орудия труда» | |
Январь | «Банкомат | Познакомить детей с банкоматом на мультимедийном устройстве, учить пользоваться им. | Обучающая игра на мультимедийном устройстве |
«Бартер» | раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного; ввести в словарный запас такие слова, как «бартер», «мена»; закреплять представления детей о деньгах, товарах | игра – беседа «Бартер» | |
«Музей денег» | познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, закрепить понятия "музей", "деньги" | виртуальная экскурсия в музей | |
Февраль | «Путешествие Рублика» | закреплять понятия «деньги», «купюра», «монета»; познакомить с понятием «валюта», с денежными знаками других стран (марка, гривна, песета, фунт, доллар, крона, лира, евро) | виртуальное путешествие по странам |
«Дом, где живут деньги» | познакомить детей со словом «банк», с современными профессиями (кассир, контролер, банкир, инкассатор); дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); о монетном дворе, валюте | Сюжетно-ролевая игра: «Банкиры и Финансисты», Д/игра «Достоинство купюр» | |
«Товар. Цена. Наличная сумма. Сдача.» | закрепить понятия «товар», «качество товара»; познакомить детей с понятием «цена», "наличная сумма, «сдача»; учить детей соотносить цену и качество товара, решать экономические задачи; устанавливать связь между ценой, наличной суммой и сдачей | Обучающая игра на мультимедийном устройстве | |
"Где можно купить или продать товар?" | закрепить понятия: цена, товар, торговля, познакомить с новыми понятиями рынок, ярмарка, аукцион", разными формами сбыта и приобретения товара, закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в различных игровых ситуациях | Д/и «Магазины». | |
«Больше-меньше» | Закрепить знания о номиналах | Игра на мультимедийном устройстве | |
Март | «Семейный бюджет. Доходы и расходы» | познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет» и с его некоторыми составляющими: пенсией, зарплатой, стипендией; «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; учить целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, учитывая возможности и потребности | НОД «Семейный бюджет» |
«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» | закрепить понятия «семейный бюджет» и его основными составляющими – зарплата, пенсия, стипендия; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; учить детей целесообразно тратить деньги, разумно подходить к покупке вещей, учитывая возможности и потребности; научить практически распределять семейный бюджет | сюжетно - ролевая игра с решением проблемных ситуаций «Супермаркет» | |
«Путешествие в мир рекламы» | дать представление о рекламе, о её значении в жизни общества, об истории возникновения рекламы; познакомить с разновидностью рекламы; познакомить с профессиями людей занятых в изготовлении рекламы: рекламный агент, художникдизайнер, режиссёр, артист, звукорежиссёр, оператор, диктор; обогатить словарь детей; развивать интерес у детей к рекламе | Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» (на тему реклама товара) | |
«Уравновесь» | Закрепить знания о номиналах. | Игра на мультимедийном устройстве | |
«Рекламное агентство» | в игровой занимательной форме закрепить понятия реклама, её разновидности; о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах, осуществить практический процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда; развивать речевое творчество в процессе создания рекламы; умения решать простейшие экономические задачи | сюжетно - ролевая игра «Реклама Шоколада» | |
Апрель | «Знатоки экономики» | в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям | игра "Что? Где? Когда?" |
«Со сказочными героями в мир Экономики» | формировать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике | Квест-игра «Со сказочными героями в мир Экономики» | |
«Народная мудрость в пословицах и поговорках» | обобщить у детей знания о пословицах с экономическим содержанием; упражнять детей в понимании простого и переносного смысла пословиц; формировать умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях | Викторина «Занимательная Экономика» | |
«Приобрёл вещь – умей с ней обращаться!» | закрепить раннее изученные знания по теме «бережливость»; формировать представление о том, что к вещам надо относиться бережно, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь | игра – практикум «Магазин» | |
Май | «Богатство души человека» | повторить понятие «потребности человека»; закрепить названия основных потребностей: физические и духовные и, что к ним относится; познакомить с экономическими понятиями, «благотворительный фонд», «благотворительность», «милосердие»; формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека; уточнить представление детей о добрых чувствах и поступках | Беседа «Благотворительность». |
«Ты хороший хозяин?» | закрепить понятие «бережливость», "экономия", формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности, способствовать 27 воспитанию бережливого отношения к предметам и ресурсам; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды | Составление рассказа «Какой я человек» | |
«Путешествие по стране "Экономика"» | в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученных ранее на занятиях, поддерживать интерес к экономическим знаниям | квест - игра «Банкиры и Финансисты» | |
Диагностическое обследование |
Мониторинг реализации проекта
Оценка результатов реализации проекта осуществляется с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.
Функции мониторинга
-информационно-оценочная (определение результативности проекта);
-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);
-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).
Критерии оценки:
- условия, созданные для реализации проекта;
- результаты образовательного процесса воспитанников;
- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта;
- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.
Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта:
- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворённости педагогов профессиональной деятельностью в рамках реализации проекта.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности мною была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы сможем отследить в ходе реализации проекта.
Критерии и показатели финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) | - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческодеятельностный компонент (экономические умения) | - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственноэкономические качества личности) | По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком. |
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале:
3 - высокий,
2 - средний,
1 - низкий.
Заключение
Наиболее важный эффект, который мы ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических сенсорных игр направленных на развитие познавательных способностей.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участия в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Труд маленького финансиста"
Проблема воспитания такого качества, как трудолюбие, возникла вследствие того, что у большинства детей не сформирована мотивация к трудовой деятельности....
Проект "Азбука маленького финансиста"
Помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
ПРОЕКТ Тема: «Маленький финансист»
Актуальность.«Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система,...
Проект "Мы маленькие финансисты"
Актуальность проекта.В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся слож...
Проект "Мы маленькие финансисты" Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»
Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»Цель:- расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;-познакомить с...
проект Школа маленького финансиста
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....
Проект Школа маленького финансиста
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошиевозможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....