Проект "Мы маленькие финансисты"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Актуальность проекта.
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы определённые знания и навыки. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
Поэтому работа должна быть направлена не только на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а так же на помощь в реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель проекта – формирование основ финансово-экономической грамотности дошкольников через систему взаимодействия между воспитателями, воспитанниками и их родителями.
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_malenkie_finansisty_moy_.docx | 32.08 КБ |
doshkolyata_i_finansovaya_gramotnost.docx | 24.89 КБ |
konsultatsiya.docx | 36.01 КБ |
konsultatsiya_2.docx | 27.52 КБ |
konsultatsiya_.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка» п. Советский
Проект "Мы – юные финансисты"
Исполнитель: воспитатель
Конгурова Елена Ахватовна
Актуальность проекта.
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы определённые знания и навыки. Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Для формирования у детей представлений об экономике необходима организованная работа по формированию финансовой грамотности, которая должна включать в себя всех участников образовательных отношений. Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний. А между тем, это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
Поэтому работа должна быть направлена не только на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а так же на помощь в реализации полученного детьми практического опыта в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможностей ребенка.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает его во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС. Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Паспорт проекта
Предмет и объект проекта | Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта – формирование основ финансово-экономической грамотности дошкольников через систему взаимодействия между воспитателями, воспитанниками и их родителями. Задачи: |
Сроки и этапы реализации проекта | Подготовительный
Практический
Заключительный
|
Перечень основных мероприятий | - Анкетирование родителей. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Конгурова Е.А. – основной исполнитель проекта, воспитатель. |
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта | Педагогам: Воспитанникам: 1 . Получить систему работы по формированию финансовой грамотности детей. 1. Приобрести первичный финансовый опыт, учиться устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. 2. Вовлечь в образовательный процесс родителей (законных представителей). 2. Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы финансовой грамотности, посредством разнообразных видов детской деятельности. 3. Повысить уровень собственной финансовой грамотности. 3. Совершенствовать коммуникативные качества. 4. Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач финансово-экономического воспитания. 4. Использовать проявление интереса к профессиональной деятельности взрослых для получения новых знаний. 5. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями) в различных видах деятельности. Родителям: 1. Получить знания по финансово-экономическому воспитанию детей. 2. Приобрести умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. 3. Укрепить семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни) |
Целевая группа проекта | Дошкольники старшей группы, их родители, воспитатели МДОУ детский сад «Чебурашка» |
Сроки проекта | Долгосрочный: сентябрь 2022г. – май 2023 г. |
Прогнозируемые результаты освоения парциальной программы. | В ходе освоения программы у детей сформируются следующие понятия и представления: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег). 4. Деньги любят счёт (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учёт доходов и расходов). 6. Твои деньги являются объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7. Не всё продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8. Финансы – это интересно и увлекательно! |
Этапы работы с проектом:
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки реализации |
Подготовительный этап | ||
Работа с детьми
| Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений | Сентябрь-октябрь 2022 г |
Работа с родителями | Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми | Октябрь 2022 г |
Практический этап | ||
Работа с детьми | Беседы о финансах. Знакомство с новыми словами: деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата, личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство. Откуда берутся деньги. | Ноябрь - декабрь 2022 г |
Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград» | Январь 2023 г. | |
Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи» | Февраль 2023 г | |
Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | Март 2023 г | |
Квест-игра для детей «Финансовая школа» | Апрель 2023 г | |
Консультации для родителей | В течении года | |
Заключительный этап | ||
Работа с детьми Работа с родителями | Собрание с родителями | Апрель 2020 |
Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию |
Знакомство с трудом, как средством заработка и получения продукции | Формы работы с детьми.
Дидактические игры, экскурсии, беседы | Экономические категории:
| Социально-личностные качества: уважительное отношение к людям разных профессий, бережное отношение к результатам чужого труда, трудолюбие, стремление к самостоятельности. Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. | ||
Трудовое воспитание через знакомство с профессиями родителей Рассказы детей о профессиях своих родителей. | Дидактическая игра «Бюджет семьи» | Экономические категории:
| Социально-личностные качества: трудолюбие, целеустремлённость, умение соизмерять желания и возможности, бережливость, аккуратность в ведении домашнего хозяйства. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Знать откуда поступают деньги в семью, на какие нужды тратятся. Уметь устанавливать приоритеты: траты на общие нужды и личные траты. Траты постоянные и непредвиденные расходы. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. Знать на чём можно экономить деньги: разумное использование электроэнергии, воды, бережное отношение к одежде, игрушкам, собственному здоровью. | ||
Распределение семейного бюджета. | Игра «Семейный бюджет» | Экономические категории:
| Социально-личностные качества: укрепление взаимоотношений взрослых и детей, формирование семейных традиций, опыт делового сотрудничества при решении важных для всей семьи задач, повышение собственной самооценки. | ||
Знакомство с копилкой. | Рассматривание копилок. Изготовление копилки (пластиковый стаканчик) | Экономические категории:
| Личностные качества: капризы, желание, возможность. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить, как лучше потратить накопленные деньги, (например, купить подарок близкому человеку и порадовать его), различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать возможности: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | ||
Моделирование ситуации «Покупатель – продавец» | Разбираем цепочку «продажа-товар-цена-покупка» Экскурсия в супермаркет. | Экономические категории:
| Социально-личностные качества: Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево. Взаимная вежливость и уважение, аккуратность, честность, уверенность в себе, деловитость. Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги: торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки, почта, парикмахерские и пр. | ||
Виртуальная экскурсия в банк. | Игра «Банк». Беседа о банке и его работе. | Экономические категории:
| Социально-личностные качества: разумность, ответственность, осторожность, осмотрительность, деловитость. Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что получится отдать долг, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Дошколята и основы финансовой грамотности
Консультация для родителей
Финансовая грамотность детей.
Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от нас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.
Эти знания, полученные в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Наша задача — дать детям такие знания, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег.
Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. Возможно, родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, либо они не думают, что это важно.
Деньги — это не та наука, которую надо изучать, уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность помочь педагогам-воспитателям научить ребенка быть финансово грамотным.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.
- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.
До школы. В дошкольном возрасте можно научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Поговорить с детьми о значении различных монет и бумажных денег. Также научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей.
В начальной школе. В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Когда он получает подарок. Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
Когда Вы пользуетесь банкоматом. Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
В магазине. Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Оплата счетов и квитанций. Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Маленькие финансисты"
Проект "Маленькие финансисты", проводился в подготовительной группе по Финансовой грамотности....
пособие для воспитателей:Маленькие финансисты.
познакомить детей с историей возникновения денег. Беседа: «Деньги вчера, сегодня, завтра»;познакомить детей с деньгами, их предназначением...
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
Лэпбук "Маленькие Финансисты"
Методическое пособие лэпбук «Маленькие финансисты» предназначено для старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе мат...
Проект "Труд маленького финансиста"
Проблема воспитания такого качества, как трудолюбие, возникла вследствие того, что у большинства детей не сформирована мотивация к трудовой деятельности....
Проект "Азбука маленького финансиста"
Помочь детям 6-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Проект "Маленький финансист"
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....