«Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания»
опыты и эксперименты по основам финансовой грамотности
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад №31
«Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания»
Подготовила: воспитатель
Курмашова О.В.
п. Барвиха 2023г.
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
«Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.
Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью;
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения;
- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание программы по финасовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников»; разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе; регулярно информируем их о ходе реализации данного направления; предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы; разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.
Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.
Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.
Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, мы составили анкету «Экономическое воспитание ребенка в семье»
Большинство опрошенных нами родителей – 72%, считало, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.
Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, обсуждают пользу рекламы, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.
Это реализуется через:
- информационные формы взаимодействия: например памятки, стендовая информация, буклеты, папки-передвижки, консультации и рекомендации: «Дети и деньги» «Как правильно делать покупки», «Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.;
- выставки совместного творчества: «Семейный бюджет», «Нарисуй рекламу» «Как накопить на мечту», выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»); вечера вопросов и ответов «Семейное финансовое планирование» «Как правильно беречь наши деньги».
Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:
- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;
- через познавательные формы взаимодействия: тематические встречи: «Моя бабушка – коллекционер», «Как я помогаю близким»; совместные занятия: «История возникновения денег», «Волшебные помощники»; «домашние задания»: расскажи о профессии мамы (папы), «Добро и зло», «Щедрость и скупость», «Богатство и бедность»; совместные экскурсии: в банк, магазин «Игрушки»; семинары-практикумы «Играем вместе»; мастер-класс по финграмотности; планируется в дальнейшем проведение тренингов, круглых столов.
С целью создания условий для творческой самореализации родителей и детей, мы осуществляем педагогическое партнерство, т.е. общение «на равных» через:
- досуговые и познавательные формы: совместные праздники, театрализация на экономические темы, например:«Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»; проекты «Что такое деньги?», фотовыставки («Мы пришли в банк»), аукцион знаний («Как накопить на любимую игрушку?»);
- встреча с интересным человеком («Мой папа работает в банке», «Профессия «продавец» и др.), где идет знакомство с увлечениями, профессиями родителей;
- совместное создание РППС в группе и дома (помощь в изготовлении пособий «Гном Эконом», банкомат, атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр «Покупки», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Доход или расход?», «Кому что нужно для работы»; квест-игра «Что? Где? Почем?», «Реклама: за и против», «О доходах и расходах»
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а так же обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Промежуточный мониторинг по данному направлению показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Направления и формы взаимодействия с родителями | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки. |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. |
Аналитическое | Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы по теме: «Взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания».
Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений. Надо понимать, что ребенок воспр...
Цифровая образовательная среда. Использование информационных технологий и телекоммуникационных сетей во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального воспитания.
Статья является попыткой осмысления возможностей дистанционного взаимодействия с родителями в реалиях самоизоляции и цифровизации образования....
«Формы работы с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников»
Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необхо...
Доклад "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников"
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Презентация к докладу "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников"
Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и роди...
Представление опыта работы по теме: "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания детей"
В наше время есть проблема экономического воспитания ребенка....
Формы взаимодействия с родителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
Деление опытом работы....