Проект по финансовой грамотности "Азбука денег"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Anastasia_Ochneva

«Финансовая грамотность определяет качество жизни человека, по крайней мере, не в меньшей степени, чем знание родного языка, арифметики и умения завязывать шнурки»

Сергей Анатольевич Швецов

Данный проект представляет собой систему уроков по финансовой грамотности, специально разработанных для детей дошкольного возраста.

В настоящее время финансовая грамотность становится все более важной компетенцией для успешной жизни в современном мире. Однако, обычно она учится только в старших классах школы или в вузе. Я считаю, что внедрение обучения финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста.

Мой проект предлагает уроки по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Я думаю, что чем раньше ребенок начнет учиться управлять своими финансами, тем лучше он сможет справляться с финансовыми вызовами в будущем.

Уроки будут проводиться в форме игр и развлекательных мероприятий, чтобы привлечь внимание детей. Я буду использовать специальные игрушки, материалы и задания, которые помогут детям понять основные принципы управления деньгами, откроют им значение экономии и учат их делать разумные финансовые решения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_deneg.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад "Колосок"

Проект по финансовой грамотности

"Азбука денег"

Номинация "Урок по финансовой грамотности"

Выполнила:

воспитатель Очнева Анастасия Борисовна

Тамбов

2023

Введение

«Финансовая грамотность определяет качество жизни человека, по крайней мере, не в меньшей степени, чем знание родного языка, арифметики и умения завязывать шнурки»

Сергей Анатольевич Швецов

Данный проект представляет собой систему уроков по финансовой грамотности, специально разработанных для детей дошкольного возраста.

В настоящее время финансовая грамотность становится все более важной компетенцией для успешной жизни в современном мире. Однако, обычно она учится только в старших классах школы или в вузе. Я считаю, что внедрение обучения финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста.

Мой проект предлагает уроки по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Я думаю, что чем раньше ребенок начнет учиться управлять своими финансами, тем лучше он сможет справляться с финансовыми вызовами в будущем.

Уроки будут проводиться в форме игр и развлекательных мероприятий, чтобы привлечь внимание детей. Я буду использовать специальные игрушки, материалы и задания, которые помогут детям понять основные принципы управления деньгами, откроют им значение экономии и учат их делать разумные финансовые решения.

Актуальность: Уроки по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста являются актуальными и важными, поскольку помогают сформировать правильное отношение к деньгам с самого раннего возраста.

Вот несколько причин, почему уроки по финансовой грамотности нужны для детей дошкольного возраста:

1. От формирования финансовых навыков ни когда не рано. Уроки по финансовой грамотности помогут детям понять, что деньги имеют стоимость, и научат, как правильно с ними обращаться. Это позволит им в будущем принимать осознанные финансовые решения и избегать распространенных ошибок.

2. Учение на практике. Дети дошкольного возраста лучше запоминают информацию, когда она подается через игры и практические задания. Уроки по финансовой грамотности могут включать симуляции покупок, игры на роль торговца и покупателя, распределение и управление игровыми деньгами и так далее. Это помогает детям усвоить концепции финансового управления и применять их на практике.

3. Развитие ответственности. Уроки по финансовой грамотности могут помочь детям понять, что деньги требуют ответственного отношения и планирования. Они учат детей откладывать деньги на будущие нужны, рассматривать различные финансовые варианты и покупать только то, что действительно им нужно. Это поможет развить ответственное отношение к финансовым ресурсам с раннего возраста.

4. Подготовка к будущим финансовым вызовам. Все дети будут сталкиваться с финансовыми решениями в своей жизни - от управления семейным бюджетом до выбора кредитов и инвестиций. Уроки по финансовой грамотности помогут детям развить навыки, которые им пригодятся взрослой жизни, и сделают их более уверенными в принятии финансовых решений.

В целом, уроки по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста имеют высокую актуальность, поскольку способствуют формированию правильного отношения к деньгам, учат осознанному финансовому поведению и готовят детей к будущим финансовым вызовам.

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности, а также развить у них навыки планирования, управления деньгами и осознанного потребительского поведения.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием денег и их использования.

2. Разработать игровые формы работы, которые будут способствовать осознанию цены и стоимости товаров.

3. Обучить детей умению планировать бюджет и распределять свои денежные средства.

4. Познакомить детей с понятием потребительского поведения и учить их принимать осознанные решения при покупках.

Описание проекта:

1. Организация и проведение занятий. Занятия будут проводиться в форме игры с использованием интерактивных методик и материалов. Дети будут активными участниками процесса и им будет предоставлена возможность самостоятельно пробовать на практике различные финансовые операции.

2. Изучение понятия денег. На начальном этапе детям будут рассказаны основные понятия связанные с деньгами, такие как монеты, банкноты, размен денег и др. Для более наглядного представления, будут представлены различные игровые наборы, которые помогут детям понять, что такое деньги.

3. Развитие навыков планирования. Детям будет предложено составить небольшой список игрушек, которые они хотят купить. Затем будет показано, как составить бюджет на основе их пожеланий и ограничений. Дети будут задействованы в игровой деятельности, связанной с покупками и планированием расходов.

4. Учеба накопления. Детям будет объяснено понятие накоплений и предложено забавное дело - копилка. Они будут учиться откладывать небольшие деньги в копилку, чтобы купить желаемую игрушку в будущем. Организаторы также могут организовать специальный магазин, где дети смогут использовать свои "накопления", чтобы купить игрушки.

5. Потребительское поведение. Детям будет рассказано о том, как сделать осознанный выбор при покупке игрушек. Они будут обучены чувствовать разницу между нужными и ненужными вещами, а также понимать, что покупая что-то, они отказываются от чего-то другого.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня понимания финансов и денежных операций у детей.

2. Развитие навыков планирования и управления деньгами.

3. Способность принимать осознанные решения при покупках.

4. Приобретение навыков накоплений и понимания важности экономии.

Основная часть

Как уже было сказано, финансовая грамотность очень важна для всех и нужно обучаться ей с самых ранних лет жизни. Для того, чтобы дети могли как можно правильнее обращаться с деньгами, нужно провести целый цикл уроков, который можно проводить один раз в месяц. Хочу представить Вам свою вариацию урока финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.

Тема: Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Цель урока: Ввести детей в понятие денег и научить их базовым понятиям о финансах, таким как эффективное использование денег, экономия и планирование.

Длительность: 1 час

Шаги урока:

1. Приветствие и введение (5 минут)

2. Знакомство с монетами и купюрами(10 минут)

3. Разговор о расходах и доходах (10 минут)

4. Игра "Магазин"(10 минут)

5. Интерактивное чтение книги о деньгах (10 минут)

7. Игра "Что важнее?"(10 минут)

6. Заключительная беседа (5 минут)

Содержание урока:

Воспитатель: ребята, расскажите мне, что вы знаете о деньгах?

Дети дают ответы.

Воспитатель: молодцы! вы очень много знаете про деньги, но я хочу кое что добавить:

Деньги – это специальные предметы, которые люди используют для обмена товаров или услуг. Они помогают нам купить то, что мы хотим или нужно.

Деньги выглядят по-разному в разных странах, но чаще всего это металлические или бумажные купюры. В нашей стране это рубли, а в других – доллары, евро или другие валюты.

С помощью денег мы можем купить игрушки, еду, одежду и многое другое. Но чтобы получить деньги, нужно работать или учиться, потому что деньги не выпадают с неба.

Если мы хотим купить что-то дорогое, то нужно сэкономить деньги. Для этого можно откладывать небольшие суммы каждый день или неделю. Таким образом, мы сможем купить то, о чем давно мечтаем.

Деньги также обладают ценностью и могут быть использованы для помощи другим людям. Например, мы можем отдать деньги нуждающимся или пожертвовать на благотворительность.

Но главное, что нужно запомнить, деньги следует использовать с умом. Мы должны покупать только то, что нам действительно нужно, и не тратить их на вещи, которые нам не нужны. И, конечно, мы всегда должны благодарить родителей или тех, кто нам дает деньги, потому что они помогают нам получать то, чего мы хотим или нуждаемся.

Ребята, не забывайте, что очень важно уметь считать деньги, ведь если мы неправильно их посчитаем, нам могут не продать ту вещь, которую мы очень хотели. Скажите мне, все ли из вас умеют считать?

Дети отвечают.

Воспитатель: я очень рада, что вы уже умеете считать . Давайте посмотрим, как же выглядят деньги .

Воспитатель достает уже заранее подготовленные купюры и монеты из бумаги.

Посмотрите, какие они красивые и разные! Кто может назвать их цену?

Дети отвечают по очереди, по поднятой руке.

Воспитатель: супер, а теперь кто может мне сказать, что такое банк?

Дети дают ответы.

Воспитатель: все верно! Банк - это место, где люди могут хранить свои деньги и получать их, когда им нужно. В банке есть специальные люди, которые помогают людям работать со своими деньгами. Они называются банкирами.

Сохранение денег - это когда мы оставляем свои деньги на какое-то время в банке, чтобы они не потратились и были в безопасности. Если мы положим деньги в банк, они не исчезнут и будут ждать нас, пока мы решим их забрать. Кроме того, банк платит нам небольшие проценты за то, что мы оставляем деньги у них. Это значит, что когда мы заберем свои деньги, они станут немного больше, чем были раньше.

Мы можем сохранять деньги в банке, чтобы потом приобрести то, что нам хочется, или использовать их в случае, если нам вдруг понадобятся деньги на что-то очень важное. Хранение денег в банке помогает нам быть уверенными, что они в безопасности и мы можем в любой момент получить к ним доступ.

Скажите, а что вы чувствуете, когда взрослые дают вам деньги?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ощущение, когда человек получает деньги в подарок или за выполнение задания, называется радостью или счастьем. Когда мы получаем деньги, мы чувствуем себя очень хорошо. Это потому, что деньги могут помочь нам купить то, что мы хотим или нужно.

Например, мы можем пойти в магазин и купить новые игрушки, сладости или другие интересные вещи. Или мы можем положить деньги в копилку и когда наберется много денег, купить что-то большое и особенное, например, велосипед.

Когда мы получаем деньги за выполнение задания, это тоже приносит нам радость. Например, родители могут дать нам деньги за то, что мы помогли убрать в комнате или погуляли с собакой. Это показывает, что мы делаем что-то хорошее и полезное, и за это нас награждают.

Но помимо счастья, важно помнить, что деньги также нужно уметь правильно использовать. Мы должны учиться экономить и не тратить все деньги сразу. Можно откладывать часть денег на будущие покупки или на что-то, о чем мечтаем.

Так что получение денег в подарок или за выполнение заданий - это очень приятное ощущение, которое называется радостью или счастьем. Но помимо этого, мы должны быть ответственными и научиться правильно распоряжаться деньгами.

Кажется, я уже слишком много говорю, вы не устали сидеть на месте?

Дети: устали

Воспитатель: тогда давайте поиграем в интересную игру, которую я подготовила для вас.

Игра "Магазин"

Игра "Магазин" – отличный способ развить у детей дошкольного возраста такие навыки, как счет, распознавание цветов и форм, а также усидчивость и воображение. В этой игре дети могут выступать в роли продавца и покупателя, учиться правильно общаться с другими людьми и развивать свои коммуникативные навыки.

Как организовать игру?

#1055;одготовьте предметы, которые будут продаваться в магазине: фрукты, овощи, игрушки и т.д. Вы можете использовать реальные предметы или картинки.

#1056;асставьте предметы на полках или на выкладывайте картинки на столе.

#1056;азделите детей на группы: одни будут продавцами, а другие – покупателями.

#1054;бъясните детям правила игры: продавцы должны предлагать товары, называя их цену и характеристики (например, "Это красное яблоко стоит 2 монетки"), а покупатели выбирают и оплачивают товары.

#1055;усть дети чередуются в ролях продавца и покупателя. Есть возможность варьировать роли, чтобы все дети смогли поучаствовать и научиться как продавать товары, так и покупать их.

#1042;о время игры можно выполнять задания или обыгрывать различные ситуации. Например, попросить продавца предложить скидку на определенный товар или попросить покупателя назвать название товара на другом языке.

#1055;осле игры можно провести дискуссию и задать вопросы, чтобы развить у детей мышление и речь: "Какие товары вы покупали?", "Сколько стоил каждый товар?", "Какие продавцы ваших товаров?" и т.д.

В игре "Магазин" дети развивают такие навыки, как счет, умение общаться, моторика, воображение, внимание и социальные навыки. Это замечательная и веселая активность для детей дошкольного возраста.

Игра "Магазин" - это не только веселое развлечение, но и отличное средство развития множества навыков у детей дошкольного возраста.

После игры воспитать просит детей сесть обратно на свои места.

Воспитатель: девчонки и мальчишки, вам понравилась игра?

Дети: да!!!

Воспитатель: отлично! пока мы играли, к нам в группу кто-то приходил.

Дети: кто это был?

Воспитатель: здесь какое то письмо и записка, давайте прочтем!

Читает:

Дорогие маленькие друзья!

Сегодня я, гном-банкир, решил написать вам письмо. Знаете ли вы, что я могу видеть, что происходит в мире детской игры? Недавно я наблюдал, как вы с таким удовольствием играли в магазин. Какие вы молодцы!

Я наблюдал вас, когда вы представляли себя продавцами и покупателями. Каждый из вас был таким ответственным! Вы знали, что нужно дать деньги за товары, а продавцы умели разменять деньги и отдавать сдачу. Это так важно и интересно!

Вы даже предлагали друг другу скидки и делали цены на товары. Мне очень понравилось, как вы общались друг с другом и весело проводили время. А я решил сделать вам сюрприз!

Я подготовил для вас специальную книгу о финансовой грамотности. В ней написано много интересных и полезных вещей о том, как правильно распоряжаться деньгами. Вы сможете узнать, как откладывать деньги, как тратить их разумно, а еще узнаете, что такое банк и как он помогает людям сохранять и умножать свои сбережения.

Книга содержит множество ярких картинок и просто объясняет сложные вещи о деньгах. Она поможет вам стать настоящими мастерами финансов и научит, как с легкостью управлять своими сбережениями.

Я оставил эту книгу для вас в самом настоящем сундуке с сокровищами, который находится у входа в ваш детский сад. Ищите его внимательно, не пропустите!

Я очень надеюсь, что вам понравится эта книга и она будет вам полезной. Только представьте, как много вы сможете достичь, если уже сегодня начнете умно распоряжаться своими деньгами!

И не забывайте, всегда играйте во все игры с умом и ответственностью, так как только тогда можно стать настоящими победителями!

С любовью и наилучшими пожеланиями,

Гном-банкир

Вот это да! Давайте посмотрим, что за книгу нам оставил гном-банкир?

Дети: да, давайте!

Воспитатель достает энциклопедию для малышей Елены Ульевой "Откуда берутся деньги?"

Ого, какая интересная обложка у этой книги. Книга называется "Откуда берутся деньги?" Готовы узнать новые интересные факты о деньгах?

Дети: да!!!

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, читает стихи и выполняется пару интересных заданий из книги.

Пока читаете, акцентируйте внимание на новой информации.

Какие интересные стихи и картинки в книге. Я слышала, что у гномов очень хороший слух. Они могут услышать то, что происходит очень-очень далеко. давайте поблагодарим гнома-банкира за такой прекрасный подарок!

Нужно всем вместе громко сказать: "Спасибо большое, Гном-банкир!"

Дети: Спасибо большое, Гном-банкир!

Воспитатель: Здорово! Я уверена, что Гном услышал нас , и когда-нибудь снова заглянет к нам в гости. А сейчас, я предлагаю поиграть в еще одну игру, которая назевается "Что важнее?"

Игра "Что важнее?"

Как организовать игру?

1. Подготовить карточки с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях и развесить их на доске.

2. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.

#1054;бъяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

#1047;акрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись.

5. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.

6. По окончании игры проведите общее обсуждение с детьми. Задайте им вопросы о том, как ими были сделаны выборы и почему они выбрали то или иное. Расскажите им о важности выделения своих ресурсов на то, что действительно важно и нужно.

Игра "Что важнее?" поможет детям осознавать, что деньги и ресурсы не являются неограниченными, и учить их принимать осознанные решения, касающиеся распределения своих средств. Также она развивает коммуникативные навыки, логическое мышление и способность анализировать информацию.

Воспитатель: Вот мы и научились распоряжаться своими деньгами, у вас это отлично получается!

А теперь я хочу задать вам вопросы, чтобы Гном-банкир понял, что незря подарил нам эту книгу.

1. Что такое деньги?

2. Зачем нам нужны деньги?

3. Как мы можем зарабатывать деньги?

4. Как мы можем тратить деньги?

5. Как мы можем сберегать деньги?

6. Почему важно откладывать деньги на будущее?

7. Сколько ты хотел бы иметь денег, когда вырастешь?

Дети отвечают по очереди

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш урок по финансовой грамотности, дорогие ребята. Я очень горжусь каждым из вас за то, как вы активно участвовали в играх и заданиях. Вместе мы изучали, как правильно обращаться с деньгами и как принимать мудрые финансовые решения. Помните, что знания, полученные на уроке сегодня, будут очень полезны в будущем. Уверена, что вы станете ответственными и умными потребителями.

Конец.

Список используемой литературы:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я.

2003

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе

ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003

  1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная

педагогика. 2009

  1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск:

Выш. шк., 2007

  1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. –

  1. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА»М.; 2008
  2. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику:

Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.

  1. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006
  2. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003.
  3. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах

деятельности // Детский сад от А до Я.2003.

Приложение:

Приложение 1

Аннотация к книге "Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей"

Дорогие родители!
Пришла пора ребёнку узнать, что такое деньги, откуда они берутся, как их беречь и зарабатывать. На примере поучительной истории о зайце, который открыл производство морковки, малыш получит первые знания об экономике. А с помощью практических заданий он освоит навыки ведения бизнеса.
Ваш ребенок узнает:
- что такое "деньги" и откуда они берутся,
- почему нужно хорошо уметь считать,
- что такое "экономика в семье" и почему так важно разделять понятия "хочу" и "надо",
- как сделать шаг на пути к достижению своей мечты.

Приложение 2

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Финансовая грамотность имеет важное значение для развития ребенка и его будущей успеха. Вот почему она важна:

1. Учение управлению деньгами: Финансовая грамотность научит ребенка, как управлять своими средствами, делать бюджет, планировать расходы и учитывать доходы. Эти навыки помогут ребенку стать финансово самостоятельным и ответственным взрослым.

2. Установка привычек экономии: Раннее введение финансовых принципов поможет ребенку развить привычку экономии и ценности денег. Это поможет им оценивать стоимость вещей, быть более ответственными при трате денег и не бросаться на первую же покупку.

3. Понимание финансовых решений: Навыки финансовой грамотности помогут ребенку понимать финансовые решения, которые они должны принимать в повседневной жизни, например, выбирать более выгодные предложения, сравнивать цены, планировать крупные покупки и инвестировать средства при необходимости.

4. Предотвращение долгов: Финансовая грамотность поможет ребенку развить здравые финансовые принципы и понимание того, что они не должны тратить больше, чем могут позволить себе. Это поможет им избежать ненужных долгов и финансовых проблем в будущем.

5. Подготовка к будущему: Финансовая грамотность поможет ребенку стать успешным в будущей жизни, включая построение своей карьеры, планирование покупки дома, сохранение пенсионных сбережений и даже основание своего бизнеса.

Важно помнить, что финансовая грамотность – это процесс, который требует последовательного обучения и практики. Родителям нужно быть поддержкой и примером для своих детей, чтобы помочь им развить здоровые финансовые привычки и превратиться в финансово грамотных взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "История денег"

Лети узнали историю возникновения денег, какие бывают деньги, что такое банк, примеры банковских операций, виды денег, названия денег некоторых стран, в том числе России, рассматривают российские...

Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"

Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Путешествие в страну денег»

Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста  «Путешествие в страну денег»...

Проект «Путешествие в страну денег»

Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи...

Проект по финансовой грамоте для детей старшего дошкольного возраста « История возникновения денег»

Актуальность  проекта        В современном мире ребенок поневоле встречается с деньгами.  Деньги – это наш быт, отдых, удобства, развлечения, наше зд...

Проект по финансовой грамотности "История возникновения денег"

Деньги с самого первого момента своего появления овладели умами людей. Кажется, что денежные знаки существовали всегда и принимались везде, где был человек. Как и тысячу и две тысячи лет назад, тема д...

Презентация детско-взрослого проекта по финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"

Презентация детско-взрослого проекта по финансовой грамотности "Путешествие в страну денег"...